Расчет потерь скоропортящегося груза при переюзке
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8
Теоретическая часть
Классификация скоропортящихся грузов. Согласно Правилам перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в международном сообщении скоропортящиеся грузы в зависимости от происхождения делятся на следующие группы:
1. Продукты растительного происхождения: фрукты, овощи, ягоды, грибы и др.;
2. Продукты животного происхождения: мясо различных животных и птиц, рыба, икра, молоко, яйца и др.
3. Продукты переработки: молочные продукты, в т.ч. сыры, жиры различные, колбасные и другие мясные изделия, плоды замороженные и др.;
4. Растения живые: срезанные цветы, цветы в горшках, саженцы деревьев и кустарников, рассада и др.
5. В зависимости от способа температурной обработки скоропортящиеся грузы делятся на:
6. Свежие или остывшие без изменения их естественного состояния;
7. Охлажденные (как правило, до температуры от -6°С до +4°С, но иногда до +13°С);
8. Замороженные (температура от -7°С до -18®С);
9. Глубокозамороженные (температура ниже -18°С);
10. Подогретые (с повышенной температурой относительно температуры наружного воздуха).
Замороженный продукт - это продукт, температура которого в толщине не выше -6°С и в нем практически прекращаются биохимические процессы. Вода в таком продукте превращается в лед. Продукт в некоторой степени теряет вкусовые и ароматические свойства, но сохраняет питательность.
В охлажденном продукте температура в толще от 0 до +4°С, что замедляет физические и биохимические процессы.
Термически необработанные продукты имеют температуру близкую или равную температуре наружного воздуха.
Таблица 8.1
|
По совместимости свойств для совместной перевозки грузы поделены на группы (табл. 8.1).
Температурные условия перевозки некоторых свежих скоропортящихся грузов согласно действующим правилам представлены в табл.8.2.
Таблица 8.2
|
Если груз и его температурный режим не указан в официальных документах, то грузоотправитель указывает температуру для перевозки его груза при условии, что по техническим возможностям транспортное средство может обеспечить заявленную температуру. Скоропортящиеся грузы могут быть классифицированы по общей классификации любых грузов:
■ По физико-химическим свойствам - твердые, жидкие и наливные. Твердые, в свою очередь, могут быть штучными и наволочными;
■ По условиям перевозки - не требующие специализированного подвижного состава, требующие соблюдения особых санитарных и температурных режимов, следовательно, специализированного подвижного состава, учитывающего особенности груза;
■ По срочности перевозки - требующие сжатых сроков для сохранности качества, грузы с длительным сроком перевозки.
Но в классификации скоропортящихся грузов главенствующими должны оставаться признаки происхождения груза и связанная с ними классификация по температурной обработке.
Естественная убыль при перевозках скоропортящихся грузов. При перевозках отдельных грузов, вследствие присущих им физико-химических и биологических свойств, может произойти изменение массы или объема, либо целостности груза.
Неизбежные потери грузов, зависящие от вида груза, условий и длительности перевозки, перегрузки и хранения; климатической зоны; тары и упаковки, относятся к естественной нормальной убыли. Нормы естественной убыли устанавливаются соответствующими ведомствами. На каждом виде транспорта существует свой норматив естественной убыли, так, например, но железной дороге в международном сообщении нормативы приводятся в Соглашении [23].
Установленные нормы являются предельными максимальными потерями груза при перевозке, поэтому списание убыли должно строго контролироваться и производиться по актам. Перевозчик не несет ответственность только за естественную убыль в пределах норматива. Основными причинами естественной убыли являются усушка (уменьшение влаги содержимого в грузе, улетучивание, испарение, вымораживание), выветривание, впитывание в упаковку и тару, утечка (просачиваемость), раструска и распыл (обычно сыпучих грузов), бой тары (стеклянной, фарфоровой и др.). При перевозке штучных грузов и фасованных товаров по счету нормы естественной убыли не применяются. Повреждения тары, а также разница между фактической массой тары и массой по трафарету в норму потерь не включаются.
Нормы естественной убыли грузов при автомобильных перевозках устанавливаются в процентах к начальной массе (или объему) груза нетто и включают также убыль при перегрузочных работах. При расчете потерь груза учитывают массу груза, норматив естественной убыли, расстояние и продолжительность перевозки, период года, технологию перевозок, тип подвижного состава.
Теплым периодом считают период с 1 мая по 30 сентября для районов, расположенных севернее 50° северной широты, и с
1апреля по 31 октября для районов, расположенных южнее 50 северной широты.
Практическая часть
Расчет естественной убыли при автомобильной перевозке скоропортящихся грузов. Нормы естественной убыли массы грузов при перевозках приведены в табл.8.3-8.5.
Таблица 8.3 Картофель поздний
Таблица 8.4 Картофель ранний
|
Таблица 8.5 Морковь столовая
|
Расчет естественной убыли производится по формуле:
Или при расстоянии свыше 100 км по формуле:
где - убыль, кг;
- норма убыли на определенное расстояние L,%;
– коэффициент при перевозках на расстояние свыше 100 км,%;
- фактическое расстояние перевозки (длина маршрута),км;
Исходные данные | Вариант | ||||
,% | |||||
,км | |||||
,кг | 14 000 |
- грузоподъемность транспортного средства, кг. Определить убыль Y при следующих данных:
Вариант 5: