Возможные объемы летальных исходов в зонах ЧС

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

МОСКВА

ВНИИ ГОЧС 1998

Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспе­чения населения (ЖОН) в чрезвычайных ситуациях (далее - "Методические рекомендации ...") содержат основные положения по подготовке территорий и рекомендации по действиям органов управления и сил Единой государственной системы предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), уполномоченных на решение задач по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычай­ных ситуациях.

Методические рекомендации разработаны с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), касающихся вопросов зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Методические рекомендации предназначены для использования органами управления региональных, территориальных, местных и объектовых подсистем РСЧС, уполномоченных на решение задач жизнеобеспечения в чрезвычайных си­туациях, а также могут быть использованы в качестве методического пособия для учебно-методических центров и учебных заведений.

В Методических рекомендациях учтены замечания и предложения мини­стерств, государственных комитетов Российской Федерации, региональных центров и органов управления по делам ГО и ЧС.

Методические рекомендации разработаны под редакцией Дзыбова М.М.

В подготовке Методических рекомендаций приняли участие:

к.т.н. Пучков В.А., Павлов К.Н., Стельмашенко В.Г., к.т.н. с.н.с, Лебедев А.И., к.т.н. с.н.с. Аксенов Е.Ф., к.т.н. с.н.с Мытенков В.М., к.т.н. с.н.с. Зорин Г.Ф., к.в.н. доцент Пчелкин В.И., Царева Е.П.

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ........................................…………………………
1.1. Основные понятия, термины и определения..........……………………
1.2. Основные принципы организации первоочередного ЖОН…................
1.3. Общие требования к организации первоочередного ЖОН……............
1.4. Общие вопросы организации первоочередного ЖОН............................
   
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЧС И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВО­ОЧЕРЕДНОГО ЖОН…………
2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных аварий на население и систему жизнеобеспечения....……………………………………….
2.2. Влияние фактора времени на потери населения в ЧС.............................
   
3. ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕ­НИЯ В ЧС…………………………...
3.1. Исходные данные для организации первоочередного ЖОН..................
3.2. Оценка возможностей территории по первоочеред­ному ЖОН.............
3.3. Оценка подготовленности территории к решению за­дач по первоочередному ЖОН…………………………………………………………………...
3.4. Выбор и планирование мероприятий по первооче­редному ЖОН.........
   
4. ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГА­НИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС…………
4.1. Действия органов управления при переводе сил в режим повышенной готовности.........................................………………………………………….
4.2. Организация первоочередного ЖОН в режиме ЧС…………….............
4.3. Действия органов управления и сил по организации первоочередного ЖОН при землетря­сениях...........................................................................………
4.4. Действия органов управления и сил по организации первоочередного ЖОН при авариях на радиационно и химически опасных объектах....................
4.5. Действия органов управления и сил по организации первоочередного ЖОН населения при наводнени­ях............................................................................
   
ПРИЛОЖЕНИЯ:  
1. Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспече­ния различных групп населения в ЧС.................................………………………………………
2. Формы и показатели документов для оценки подго­товленности субъектов Российской Федерации к первоочеред­ному ЖОН в ЧС……......................
3. Перечень мероприятий по организации ЖОН в случае землетрясения...
Перечень мероприятий по организации ЖОН в случае радиационного, химического, бактериологического загрязнения (заражения)
Перечень мероприятий по организации ЖОН в случае наводнения
4. Перечень основных законодательных и нормативных актов, определяющих требования к первоочередному ЖОН в ЧС..............……………………

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основные понятия, термины и определения

1.1.1. Чрезвычайная ситуация (ЧС): состояние, при котором в ре­зультате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные усло­вия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоро­вью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

П р и м е ч а н и е. Различают чрезвычайные ситуации по харак­теру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и воен­ные) и по масштабам (трансграничные, федеральные, глобальные, ре­гиональные, местные и локальные).

1.1.2. Зона чрезвычайной ситуации (зона ЧС): территория или ак­ватория, на которой в результате возникновения источника чрезвычай­ной ситуации или распространения его последствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация.

1.1.3. Зона бедствия: часть зоны чрезвычайной ситуации, тре­бующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и ма­териальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации.

1.1.4. Пострадавшее население: часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействие поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, приведших к гибели, ранениям, травмам, на­рушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб.

1.1.5. Жизнеобеспечение населения (ЖОН): создание и поддержа­ние условий по удовлетворению физиологических, материальных и ду­ховных потребностей населения для его жизнедеятельности в обществе.

1.1.6. Виды жизнеобеспечения населения (виды ЖОН): сгруппиро­ванные по функциональному предназначению и сходным свойствам услуги и соответствующие материально-технические средства для удо­влетворения физиологических, материальных и духовных потребностей населения.

1.1.7. Система жизнеобеспечения населения (система ЖОН): сочетание органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, создающее и поддерживающее условия для жизнедея­тельности населения. Система жизнеобеспечения состоит из под­систем, реализующих для населения соответствующие его виды.

1.1.8. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС): совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и мес­ту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) меро­приятий, направленных на создание и поддержание условий, мини­мально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для усло­вий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

1.1.9. Вид жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной си­туации (вид ЖОН в зоне ЧС): деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной си­туации.

П р и м е ч а н и е. К видам жизнеобеспечения населения относят­ся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необ­ходимости, транспортное и информационное обеспечение.

1.1.10. Система жизнеобеспечения населения в чрезвычайных си­туациях (система ЖОН ЧС): структурное звено функциональной под­системы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоро­вья людей в чрезвычайных ситуациях, состоящее из органов управле­ния, служб, сил и средств жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

1.1.11. Первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях: набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

1.1.12. Первоочередное жизнеобеспечение населения в зоне чрез­вычайной ситуации (первоочередное ЖОН в зоне ЧС): своевременное удовлетворение первоочередных потребностей населения в зоне чрезвы­чайной ситуации,

1.1.13. Управление жизнеобеспечением населения в чрезвычайных ситуациях (управление ЖОН ЧС): осуществление исполнительной влас­тью и органами местного самоуправления всех уровней, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций, заблаговременной подготовки си­стемы и подсистем ЖОН ЧС к функционированию в чрезвычайных си­туациях, а также оперативное управление процессом ЖОН ЧС непо­средственно после появления угрозы или факта возникновения источни­ка чрезвычайной ситуации.

1.1.14. Подготовка системы жизнеобеспечения населения в чрез­вычайных ситуациях, (подготовка системы ЖОН ЧС): планирование и проведение постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования си­стемы ЖОН ЧС.

1.1.15. Оперативное управление процессом жизнеобеспечения на­селения в чрезвычайных ситуациях (оперативное управление процессом ЖОН ЧС): решение органами управления системы ЖОН ЧС практиче­ских задач по жизнеобеспечению населения, возникающих в период ликвидации чрезвычайной ситуации.

1.1.16. Подсистема жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (подсистема ЖОН ЧС): часть системы жизнеобеспечения на­селения в чрезвычайных ситуациях, реализующая один из его видов.

1.1.17. Орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (орган управления системы ЖОН ЧС): органи­зационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвы­чайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению насе­ления и оперативного управления этим процессом при возникновении чрезвычайной ситуации.

1.1.18. Силы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных си­туациях (силы ЖОН ЧС): подразделения и формирования, осу­ществляющие предоставление населению различных видов жизнеобес­печения в зонах чрезвычайной ситуации.

1.1.19. Служба обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (служба ЖОН ЧС): функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

1.1.20. Средства жизнеобеспечения населения в чрезвычайных си­туациях (средства ЖОН): коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими про­дукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, исполь­зуемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

1.1.21. Мобильный комплекс первоочередного жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций (мобильный комплекс ЖОН ЧС): совокупность автономных технических средств и запасов матери­альных ресурсов, приспособленных для самостоятельного передвижения или транспортирования в зоны чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта, предназначенных для снабжения пострадавшего насе­ления первоочередными жизненно важными материальными средства­ми и (или) коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необ­ходимости, а также медицинским обеспечением.

1.1.22. Резерв материальных ресурсов для жизнеобеспечения насе­ления в чрезвычайных ситуациях (резерв ресурсов ЖОН ЧС): запасы материальных средств, заблаговременно накапливаемые для жизне­обеспечения населения в чрезвычайной ситуации.

1.1.23. Устойчивость системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (устойчивость системы ЖОН ЧС): способ­ность системы ЖОН ЧС стабильно удовлетворять в требуемых объемах и номенклатуре первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях.

1.1.24. Показатель устойчивости системы жизнеобеспечения на­селения в чрезвычайных ситуациях (показатель устойчивости системы ЖОН ЧС): отношение возможностей системы ЖОН ЧС по выполнению стоящих перед ней задач после воздействия поражающих факторов ис­точника чрезвычайной ситуации к ее возможностям до возникновения чрезвычайных ситуаций.

1.1.25. Подготовленность системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (подготовленность системы ЖОН ЧС): со­стояние готовности системы ЖОН ЧС к действиям в условиях прогно­зируемых чрезвычайных ситуаций.

1.1.26. Показатель подготовленности системы жизнеобеспече­ния населения в чрезвычайных ситуациях (показатель подготовлен­ности системы ЖОН ЧС): отношение возможностей системы ЖОН ЧС к первоочередным потребностям населения при возникновении по­ражающих факторов и воздействии вероятных для данного региона ис­точников чрезвычайной ситуации.

1.1.27. Принципы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (принципы ЖОН ЧС): основные исходные положения, кото­рыми необходимо руководствоваться при выборе, планировании и реа­лизации мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

1.1.28. Требования к первоочередному жизнеобеспечению населе­ния в чрезвычайных ситуациях (требования ЖОН ЧС): совокупность основных условий практической направленности, из которых следует исходить при выборе, планировании и проведении мероприятий по пер­воочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

1.2. Основные принципы организации первоочередного ЖОН

1.2.1. Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения в ЧС является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.

1.2.2. Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все гражда­не РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

1.2.3 Вопросы первоочередного жизнеобеспечения, равно как и его зашиты в чрезвычайных ситуациях, имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.

1.2.4. Главной целью первоочередного ЖОН в ЧС является создание и поддержание условий для со­хранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

1.2.5. Организация первоочередного ЖОН осуществляется постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данные органы управления и силы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС.

1.2.6. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего в ЧС населения осуществляется силами и средствами орга­низаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собствен­ности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспе­чения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ.

1.2.7. Подготовка территорий субъектов РФ к организации первоочередного ЖОН в ЧС осу­ществляется заблаговременно.

1.2.8. Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного ЖОН проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасностей для населения возмож­ных ЧС, характерных для каждой территории.

1.2.9. Объемы и содержание мероприятий по подготовке террито­рий к организации первоочередного ЖОН опре­деляются исходя из необходимой достаточности и максимально воз­можного использования имеющихся сил и средств.

1.2.10. Снабжение пострадавшего населения продуктами питания и водой в зонах бедствия, в районах эвакуации, и сил, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется, ис­ходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергети­ческой достаточности.

1.2.11. Органы управления региональных и территориальных под­систем РСЧС при организации первоочередного жизнеобеспечения по­страдавшего населения в ЧС осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленных Федеральным Зако­ном "О защите населения и территорий от ЧС при­родного и техногенного характера" и другими нормативными правовы­ми актами РФ.

1.3. Общие требования к организации первоочередного ЖОН

1.3.1. Разработка планов мероприятий по первоочередному ЖОН в ЧС должна проводиться в режиме повседневной деятельности органов управления региональных и территориальных подсистем РСЧС на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении стихийных бедствий, ава­рий и катастроф.

1.3.2. Органы управления региональных и территориальных под­систем РСЧС, уполномоченные на решение задач ЖОН, должны знать возможную обстановку, которая может сло­житься на территории вследствие стихийных бедствий или техногенных аварий, пути и методы решения проблемы первоочередного жизнеобес­печения пострадавшего населения.

1.3.3. Личный состав сил (отрядов, групп, команд, формирований и т.д.), привлекаемый для организации первоочередного ЖОН в зонах бедствия и районах эвакуации, должен быть оснащен соответствующими техническими средствами, материальными ресурсами и подготовлен к действиям в случае возникновения ЧС.

1.3.4. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения должно быть организовано своевременно и комплексно, то есть в пол­ном объеме по всем необходимым в конкретной обстановке видам жиз­необеспечения.

1.3.5. Все мероприятия по первоочередному ЖОН должны быть увязаны по срокам и месту с другими меро­приятиями, проводящимися для спасения, сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

1.3.6. При выборе мероприятий следует исходить из минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и финансовых средств на их реализацию.

1.3.7. При организации первоочередного ЖОН по всем его видам органы управления региональных и территори­альных подсистем РСЧС руководствуются основными положениями и требованиями законодательных и нормативных документов, перечис­ленных в приложении 4.

1.3.8. При функционировании на территории нескольких потен­циально опасных объектов или вероятности возникновения на ней сти­хийных бедствий планы организации первоочередного ЖОН разрабатываются на все возможные случаи возникнове­ния ЧС, а оценка ее возможностей и подготовлен­ность - для наиболее крупномасштабной ЧС.

1.3.9. В режиме повседневной деятельности всех подсистем РСЧС должна обеспечиваться постоянная готовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному ЖОН в случае возникновения на территории ЧС.

1.3.10. При планировании мероприятий по первоочередному ЖОН необходимо учитывать специфику их органи­зации при различных источниках возникновения ЧС, влияние фактора времени на потери населения, заблаговременно разрабатывать меха­низм управления всеми силами и средствами, обеспечивающий их вза­имодействие и оперативность при решении этих задач.

1.4. Общие вопросы организации первоочередного ЖОН

1.4.1. Первоочередное ЖОН при возникно­вении ЧС является одной из основных задач Еди­ной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций (РСЧС), позволяющих уменьшить его потери и сохра­нить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов РФ в повседневной жизни несут органы управления региональных и терри­ториальных подсистем РСЧС.

1.4.2. Подготовка территории к первоочередному ЖОН осуществляется на основании постановления (решения) главы администрации субъекта РФ или постановле­ния (закона) его законодательного органа. Ответственным за организа­цию подготовительных работ по этой задаче являются органы управле­ния по делам ГО и ЧС при органах исполнительной власти (главные управления, комитеты, департаменты, отделы по делам ГО и ЧС). Органом управления в ЧС является комиссия по ЧС органа исполнительной власти субъекта РФ. Глава органа исполнительной власти является предсе­дателем этой комиссии.

Комиссия по ЧС каждого субъекта РФ состоит из подкомиссий, решающих задачи защиты на­селения и территорий и ликвидации ЧС на основа­нии положения о ней, утверждаемого главой администрации - председа­телем комиссии.

В связи со сложностью организации первоочередного ЖОН и многогранностью задач, целесообразно в составе комиссий по чрезвычайным ситуациям субъектов РФ иметь специальную подкомиссию по решению этих задач, особенно в сейсмоопасных регионах и в субъектах РФ, на территории которых имеются потенциально опасные объекты, аварии на которых могут при­вести к крупномасштабным ЧС.

1.4.3. Основными силами и средствами при решении задач по первоочередному ЖОН в ЧС являются специально выделенные и подготовленные органы управления, специалисты и средства соответствующих министерств, ве­домств, организаций и предприятий (независимо от форм собствен­ности), ответственных за организацию ЖОН и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ.

1.4.4. Организационной основой решения этих задач первоочеред­ного ЖОН в ЧС являются "Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си­туаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями" (Указание МЧС России от 27.09.93 г. № 114).

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЧС

И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖОН

2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных

аварий на население и систему жизнеобеспечения

2.1.1. ЧС классифицируются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансгранич­ные в зависимости от: количества людей, пострадавших в этих ситуаци­ях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности; разме­ров материального ущерба, а также границ зон распространения пора­жающих факторов.

Независимо от типа ЧС природного и техногенного характера по­следствия их проявления приводят к формированию следующих зон: зона массовых (физических) разрушений (ЗМР); зона радиоактивного загрязнения (ЗРЗ); зона химического заражения (3Х3); зона массовых пожаров (ЗМП); зона катастрофического затопления (ЗКЗ); зона бакте­риологического заражения (ЗБЗ).

2.1.2. Внезапность возникновения ЧС природного характера, осо­бенно землетрясений, и техногенных аварий и катастроф, отсутствие методов и способов краткосрочного прогнозирования времени их воз­никновения, масштабность охватываемой ими территории, вероятность массового поражения населения требуют высокой подготовленности всех звеньев РСЧС и, прежде всего, территориальных ее подсистем, к ликвидации их последствий и организации первоочередного жизне­обеспечения пострадавшего населения.

Основные показатели, характеризующие влияние на население наиболее опасных для него стихийных бедствий и техногенных аварий, приведены в табл. 2.1.

2.1.3. При возникновении на территории субъекта РФ локальных, местных и территориальных ЧС организация про­цесса первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения осу­ществляется, как правило, за счет местных ресурсов.

При возникновении региональных и федеральных ЧС организация первоочередного ЖОН осуществляется с привлечением региональных и федеральных ресурсов, сил и средств.

Таблица 2.1

Основные показатели, характеризующие опасные для населения

стихийные бедствия и техногенные аварии

Основные показатели Источник возникновения чрезвычайной ситуации
Катастрофи­ческие земле­трясения Крупные ава­рии на химиче­ски опасных объектах Аварии на радиационно опасных объек­тах с выбросом радиоактивных веществ в ат­мосферу Наводнения
Возможность наде­жного прогнозиро­вания начала собы­тия Нет   Нет   Нет   Есть  
Возможная площадь зоны ЧС, км2 Тысячи   Десятки   Десятки тысяч   Сотни  
Возможная числен­ность населения в зоне ЧС, чел. Десятки и сотни тысяч   Десятки и сот­ни тысяч   Сотни тысяч или даже мил­лионы Десятки и сотни ты­сяч  
Возможные потери населения, чел.   Массовые по­тери населе­ния   От нескольких десятков до неск. тысяч От нескольких сотен до десят­ков тысяч Десятки - сотни  
Социальный ущерб населению Потери жилья, лично­го имущества, рабочих мест Нет   Потери жилья, личного иму­щества, рабочих мест Потери жилья, личного имущества  
Возможное состоя­ние систем жизне­обеспечения   Разрушение и повреждение практически всех под­систем жиз­необеспечения Сохраняются, кратковремен­ная невозмож­ность исполь­зования   Сохраняются. В зоне сильного загрязнения не могут исполь­зоваться дли­тельное время Частичное поврежде­ние отдель­ных под­систем  
Продолжительность периода первичного жизнеобеспечения   До 30 суток в зоне ЧС   До 3 суток в местах времен­ного отселения   До 30-40 суток в местах эва­куации   По статис­тическим данным ре­гиона
Основные меро­приятия и виды жизнеобеспечения населения, снижаю­щие его потери в ЧС   Все виды жизнеобеспечения. В первые дни приори­тетными должны быть медицинское обеспечение и обеспечение водой Экстренная эвакуация. Обеспечение медицинское и водой. В мес­тах сосредото­чения отселен­ного населения все виды жиз­необеспечения Экстренная эва­куация. Меди­цинское обеспе­чение и обеспе­чение водой. На всех этапах эвакуации все виды жизне­обеспечения Заблаговре­менная эва­куация. -Обеспече­ние населе­ния вре­менным жильем  

2.1.4. Органы исполнительной власти всех уровней и органы управления по делам ГО и ЧС при них при выборе и планировании ме­роприятий по организации первоочередного ЖОН должны учитывать данные, приведенные в табл. 2.1.

2.2. Влияние фактора времени на потери населения в ЧС

2.2.1. Эффективность спасательных работ и проведения мероприя­тий по первоочередному ЖОН при возникнове­нии ЧС, особенно, вызванных землетрясениями, крупными авариями на химически и радиационно опасных объектах, за­висит от времени начала их проведения, их продолжительности и выбо­ра наиболее оптимальных решений и мероприятий.

При планировании мероприятий по спасению и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения необходимо учитывать данные о возможных летальных исходах в зонах ЧС в зависимости от времени их реализации (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Возможные объемы летальных исходов в зонах ЧС

в зависимости от времени задержки мероприятий

Мероприятия Объемы летальных исходов (%) в зависи­мости от времени их задержки (час)
Извлечение людей из-под завалов заданий после землетрясений 10,5 25,0 43,0 67,0 96,0
Оказание первой медицинской помо­щи пораженным при землетрясениях 2,0 12,0 - - -
Структура потерь:          
40% легкая степень поражения;          
20% - средней тяжести;          
20% - тяжелой степени;          
20% - крайне тяжелой степени          
Обеспечение водой для питья 7,2 18,8 32,4 50,0 72,0
Обеспечение продуктами питания 24.0 62,0 115,0 168,0 240,0
Оказание первой медицинской помощи при тяжелых отравлениях АХОВ 0,7   1,8   2,7   4,4   7,0  

П р и м е ч а н и е. Приведенные в табл. 2.2 цифры соответствуют благоприятным погодным условиям. Высокая температура и низкая влажность воздуха могут сократить время выживания людей при отсутствии воды, а при низкой температуре воздуха резко сокращается время выживания людей, находящихся в завалах, и людей, лишенных крова и тепла. В таблице дано время обеспечения водой постра­давшего населения для питья. При планировании мероприятий необходимо учиты­вать, что водой должны быть обеспечены спасатели и медицинские формирования, оказывающие первую медицинскую помощь пораженным при землетрясениях, ава­рийно химически опасными веществами (АХОВ) и радиоактивными веществами. Решающую роль в спасении жизни людей, как ни при каких других чрезвычайных ситуациях, играет фактор времени при воздействии на них АХОВ. Обеспечить в короткое время первую медицинскую помощь пораженным АХОВ при крупных авариях на химически опасных объектах даже при условии достаточной оснащен­ности и профессиональной подготовке личного состава медицинских токсикологи­ческих бригад и бригад скорой медицинской помощи не представляется возмож­ным. Поэтому самым радикальным мероприятием, обеспечивающим сохранение жизни и здоровья населения, проживающего вблизи химически опасных объектов, является экстренная его эвакуация из опасных зон при крупных авариях на них.

2.2.2. Своевременность предоставления жизнеообеспечивающей продукции и услуг пострадавшему населению в зоне ЧС достигается установлением и отработкой временных нормативов, таких как интервал времени от момента свершения до момента подачи сигналов оповеще­ния населения, времени приведения в готовность и прибытия в зону ЧС соответствующих сил и средств РСЧС.

Нормативы времени организации первоочередного ЖОН в зоне ЧС должны быть сопоставимы с нормативами времени начала ведения спасательных работ и оказания экстренной ме­дицинской помощи.

Данные нормативы разрабатываются территориальными органами управления РСЧС с учетом данных, приведенных в табл. 2.2, типов и масштабов ЧС и природно-климатических условий субъектов РФ.

Отработка местных временных нормативов позволит сохранить жизнь и здоровье населению и существенно уменьшить объемы меро­приятий по организации первоочередного жизнеобеспечения постра­давшего населения и затраты на их проведение.

П р и м е ч а н и е. Правительством РФ при­няты постановления от 1 марта 1993 года № 177 "Об утверждении По­ложения о порядке использования действующих радиовещательных станций для оповещения и информирования населения Российской Фе­дерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" и № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". В этих документах приведены норма­тивы по расстояниям, охватываемым этими системами.

Для радиационно опасных объектов радиус действия локальной системы оповещения должен составлять 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта), а для химически опасных - 2,5 км. Постановлением № 178 на органы исполнительной власти субъектов РФ, вплоть до городов, на территории которых действуют потенци­ально опасные объекты, возложена ответственность за оповещение остального населения, проживающего в зонах возможного радиоак­тивного загрязнения или химического заражения, а также определены их права и обязанности по использованию для этого действующих местных радиовещательных и телевизионных станций. Но и в этих до­кументах нет нормативов времени от момента аварии до момента пода­чи сигналов оповещения. Для установленных указанным выше поста­новлением радиусов оповещения радиоактивное или химическое облако или шлейф достигнут дальних границ этих зон при скорости ветра 5-7 м/с за 12-16 минут или за 6-8 минут, соответственно. Надо учитывать, что на таких небольших расстояниях облако или шлейф не размываются воздушными потоками, и концентрация опасных веществ в них может быть очень высокой. Контроль за выполнением этих постановлений и установка автоматизированных систем оповещения персонала и населе­ния на потенциально опасных объектах, независимых от человека и ис­ключающих влияние на нее субъективных факторов (ожидание команды "сверху", некомпетентность персонала, обслуживающего систему сиг­нализации и оповещения, и т.п.) являются необходимыми условиями обеспечения безопасности населения.

3. ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ К ОРГАНИЗАЦИИ

ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖОН В ЧС

3.1. Исходные данные для организации первоочередного ЖОН

3.1.1. Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае возникновения на территории чрезвычайной ситуации являются:

прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;

прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате этих стихийных бедствий или аварий (его половозрастной, состав, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях населенных пунктов);

прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;

потребность населения в различных видах первоочередного жиз­необеспечения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения при различных источниках возникновения чрезвычайной си­туации.

3.1.2. Прогнозы обстановки на территории, ожидаемой числен­ности пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, о возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабаты­ваются органами управления по делам ГО и ЧС по имеющимся у них методическим документам. К разработке прогнозов могут быть привле­чены специалисты инженерной инфраструктуры, потенциально опасных объектов и соответствующих отраслевых научно-исследовательских уч­реждений.

Подготовленные органами управления по делам ГО и ЧС про­гнозные данные передаются руководителям служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего на­селения в продукции или услугах этих служб.

3.1.3. Оценка потребностей населения по всем видам жизнеобес­печения, необходимой номенклатуре продукции и услуг по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по необходимой численности своих специалистов для организации жизнеобеспечения, количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печек или электрообогреватель­ных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспече­нию в период эксплуатации, суточных объемов перевозок в период раз­вертывания в зоне ЧС и в последующие дни.

3.1.4. Суточные потребности пострадавшего населения в продук­тах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспе­чения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспече­ния - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.

В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжитель­ности периода жизнеобеспечения:

в зоне ЧС после землетрясения - до 30 суток;

в местах временного отселения после аварии на химически опас­ном объекте - до 3-х суток;

в приемных эвакуационных пунктах после авариина радиационно опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) - до 3-10 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации);

в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях – по среднестатистическим многолетним данным для данной местности.

3.1.5. При оценке потребностей пострадавшего населения в про­дуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после стихийно­го бедствия, до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи, для его обеспечения представится возможность использовать только сухие пайки, консервированные и другие продукты, не требующие тепловой обработки. Хлеб потребуется доставлять из соседних населенных пунктов любым видом транспорта. Следует учитывать необходимость поставки в зону ЧС для грудных детей и детей до 3-х лет готового дет­ского питания, а для некоторых категорий больных - специального питания до их срочной эвакуации из зоны ЧС. При определении объемов необходимых пострадавшему населению, хлеба, мяса и рыбопродук­тов, картофеля, овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, саха­ри, соли следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или сборными пайками. Нормы обеспечения продуктами питания даны в таблицах П.1.1, П.1.2 и П.1.5 приложения 1.

3.1.6. Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд этого населения (табл. П.1.11 приложения 1) с уче­том потребностей в воде пораженных при оказании им первой медицин­ской помощи и при их лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях.

3.1.7. Потребности в одежде и некоторых предметах первой необ­ходимости могут возникнуть при землетрясениях, особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении опас­ными химическими веществами.

Перечень предметов первой необходимости, номенклатура и реко­мендуемые размеры одежды и обуви и нормы обеспечения ими приве­дены в табл. П.1.7 - П.1.10 приложения 1.

3.1.8. Потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, топливе, освещении) определяются в соответствии с нормами для условий ЧС (таблица П. 1.12 приложения 1).

3.1.9. Потребности во временном жилье, в основном в палатках, сборных юртах, сборных домиках, оцениваются по численности населе­ния, оставшегося без крова в зоне ЧС, вызванной землетрясением или отселенного из опасных зон радиоактивного загрязнения или химиче­ского заражения в сборные эвакуационные пункты при дефиците жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее насе­ление. Нормы обеспечения временным жильем даны в таблице П. 1.12 приложения 1.

3.1.10. Потребности в медицинском обеспечении населения оце­ниваются отдельно для пораженной его части и остального постра­давшего населения. Численность необходимого медицинского персона­ла (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) определяется нормами (табл. П. 1.13 приложения 1) с учетом данных о прогнози­руемой структуре санитарных потерь и о летальных исходах пора­женных в зависимости от времени задержки оказания им первой меди­цинской помощи (табл. 2.2). Потребность в медицинском имуществе, особенно в лекарственных средствах, определяется по численности и ожидаемой структуре санитарных потерь и нормам, установленным Минздравом России для ЧС. Особое внимание должно быть уделено обеспечению в полной мере медицинских бригад на этапе оказания пер­вой медицинской помощи получившим механические травмы при зем­летрясениях антибиотиками, противошоковыми, кровью и кровезамени­телями, а получившим химические отравления - средствами, стимули­рующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими, кислородом и водой.

Для остального пострадавшего населения потребность в специа­листах и медицинском имуществе для амбулаторного лечения определяется нормами, установленными Минздравом России с учетом психо­логического состояния населения в условиях ЧС, особенно вызванных землетрясениями и авариями на радиационно опасных объектах.

Санитарно-эпидемиологическая служба должна быть обеспечена необходимыми методиками и средствами для контроля качества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий ЧС в соответствии с Нормами, установленными Госкомсанэпиднадзором России.

3.1.11. После завершения расчетов по суточным объемам необхо­димых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередно­го ЖОН органами управления по делам ГО и Ч С оцениваются суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизне­обеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав форми­рований, команд для организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Кроме того, должны быть учтены потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава служб жизнеобеспечения, а также личного состава спасательных служб, формирований, аварийных бригад, привлекаемых к аварийно-восстановительным работам, комендант­ской службы по охране общественного порядка и охране сосредотачи­ваемых в зоне ЧС материальных ресурсов. Потребности этих категорий участников ликвидации последствий ЧС определяется по их суммарной численности и нормам обеспечения (табл. П.1.1, 1.4 и 1.13 приложения 1).

Результаты расчетов учитываются службами по каждому виду жизнеобеспечения для оценки общей потребности в их продукции или услугах.

3.1.12. Все полученные данные по результатам расчетов (п.п. 3.1.4 - 3.1.11) сводятся службами по каждому виду жизнеобеспечения в таб­лицы (табл. П.2.2 - П.2.4 приложения 2). Один экземпляр таблиц пред­ставляется органу управления по делам ГО и ЧС для обобщения, анали­за и разработки сводной ведомости потребностей пострадавшего насе­ления и участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в материальных ресурсах, услугах и технических средствах.

3.1.13. Привлекаемые для ликвидации последствий ЧС воинские части и подразделения МЧС России и МО РФ должны быть на авто­номном обеспечении.

3.2. Оценка возможностей территории по первоочередному ЖОН

3.2.1. Возможности субъекта РФ по удовлет­ворению потребностей пострадавшего населения в случае возникнове­ния на его территории ЧС, и потребностей личного состава спасательных служб (отрядов, групп, команд, невоенизирован­ных формирований, бригад), участвующих в ликвидации последствий этой ситуации оцениваются:

по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на террито­рии субъекта РФ;

по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях каждого населенного пункта этого субъекта, при этом особое внимание должно быть обращено на наличие продуктов пи­тания готовых к употреблению без тепловой обработки для снабжения населения в первые 3 суток после возникновения ЧС;

по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в ЧС;

по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;

по численности пострадавшего в ЧС населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта РФ при его эвакуации из зоны ЧС;

по наличию и возможностям стационарных лечебных учреждений в населенных пунктах субъекта РФ для приема по­раженных из зоныЧС;

по транспорту для всех видов транспортной работы (доставка в зо­ну ЧС воды, продуктов питания, личного состава бригад, служб и фор­мирований, топлива и ГСМ, палаток, юрт сборных и контейнерных до­миков, технических средств жизнеобеспечения, эвакуации постра­давшего населения и т.п.);

по средствам для проведения разведки в зоне ЧС (самолетам, вер­толетам, автотранспорту), специалистам и их оснащенности соответ­ствующей аппаратурой и приборами для оценки радиационной и хими­ческой обстановки;

по специалистам и средствам контроля за качеством воды, пищи и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне ЧС или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.

3.2.2. Оценка возможностей субъекта РФ по удовлетворению потребностей пострадавшего населения проводится руководителями служб каждого вида ЖОН и их специалистами. Полученные данные сводятся в таблицы (табл. П.2.5 приложения 2). Один экземпляр таблиц передается органу управления по делам ГО и ЧС для обобщения за субъект в целом (табл. П.2.6 приложения 2).

3.2.3. При заблаговременной оценке возможностей субъекта РФ следует исключать запасы различных материальных средств и их производство, а также сил и технических средств в насе­ленных пунктах, которые могут попасть в зону ЧС. Возможность ис­пользования этих ресурсов уточняется данными разведки при возник­новении ЧС.

3.3. Оценка подготовленности территории

к решению задач по первоочередному ЖОН

3.3.1. Оценка степени (уровня) подготовленности субъекта РФ к первоочередному ЖОН осуществляется по показателям подготовленности по каждому необхо­димому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, тран­спорта.

Показатели подготовленности могут быть выражены в относи­тельных (отношение возможностей к потребностям) или в натуральных величинах (разность между возможностями и потребностями). Если от­носительный показатель подготовленности по какой-либо позиции ма­териальных средств или услуг меньше единицы, то по этой позиции субъект РФ не подготовлен. Если разность отрица­тельная, она означает дефицит в этом материальном средстве или услу­ге, в технических средствах или специалистах, который должен быть ликвидирован в процессе подготовки территории к первоочередному ЖОН в ЧС.

Если дефицит в технических средствах, необходимых силах или каких-либо материальных средствах значителен и не может быть решен в данном субъекте, то глава его администрации в установленном поряд­ке должен обратиться за помощью в федеральные органы исполнитель­ной власти или в смежные субъекты РФ.

Результаты расчетов по подготовленности субъекта РФ по каждо­му виду жизнеобеспечения заносятся в таблицы (табл. П.2.6 приложе­ния 2).

3.3.2. Основным показателем подготовленности органов управле­ния является время, в течение которого руководитель (лицо, принимающее решение) сможет организовать работы по спасению, эвакуациинаселения из зон бедствия, оказанию медицинской помощи и снабже­нию населения продукцией и услугами жизнеобеспечения.

Промежуток времени, в течение которого руководителю необхо­димо будет принимать решения на организацию перечисленных меро­приятий, включает следующие составляющие:

время на проведение разведки (инженерной, радиационной, хими­ческой, тыловой, медицинской) и оценки обстановки в зоне ЧС;

время на уяснение задач и выработку решений на проведение ме­роприятий по спасению, эвакуации и организации ЖОН в зоне ЧС;

время на выдвижение и развертывание соответствующих сил и средств для организации аварийно-спасательных работ, эвакуации, ока­зания медицинской помощи и снабжения пострадавшего населения в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в районах временного отселения.

Отсчет этого периода производится от момента получения руково­дителем информации о возникновении ЧС (табл. 3.1).

Задача органов управления в этом случае заключается в снижении числа летальных исходов за счет сокращения времени на организацию перечисленных мероприятий по спасению людей и в организации всех видов их жизнеобеспечения.

3.3.3. Оценка подготовленности к проведению первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения в зонах бедствия заключается в оценке наличия необ­ходимых сил и запасов материально-технических ресурсов. Перечень первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы ЖОН в зонах ЧС, их объемы, необходимые силы и средства определяются на основании прогноза о масштабах и границах зон ЧС (землетрясений, на­воднений и других ЧС, при возникновении которых могут быть разру­шены здания, сооружения и инженерные сети).

На основании этой информации определяется ущерб предприяти­ям и объектам систем жизнеобеспечения (полное или частичное разру­шение зданий, сооружений и оборудования, систем и объектов инже­нерной инфраструктуры: линий электропередачи и связи, водопроводов, канализации, теплосетей, газопроводов и т.д.). Определение объема разрушений, сил и средств для проведения первоочередных ремонтно-восстановительных работ осуществляется на основании имеющихся ме­тодик, нормативов (СНиП) по укрупненным показателям стоимости ремонтно-восстановительных работ.

Таблица 3.1

Наши рекомендации