Возможные объемы летальных исходов в зонах ЧС
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
МОСКВА
ВНИИ ГОЧС 1998
Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения (ЖОН) в чрезвычайных ситуациях (далее - "Методические рекомендации ...") содержат основные положения по подготовке территорий и рекомендации по действиям органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), уполномоченных на решение задач по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
Методические рекомендации разработаны с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), касающихся вопросов зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методические рекомендации предназначены для использования органами управления региональных, территориальных, местных и объектовых подсистем РСЧС, уполномоченных на решение задач жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях, а также могут быть использованы в качестве методического пособия для учебно-методических центров и учебных заведений.
В Методических рекомендациях учтены замечания и предложения министерств, государственных комитетов Российской Федерации, региональных центров и органов управления по делам ГО и ЧС.
Методические рекомендации разработаны под редакцией Дзыбова М.М.
В подготовке Методических рекомендаций приняли участие:
к.т.н. Пучков В.А., Павлов К.Н., Стельмашенко В.Г., к.т.н. с.н.с, Лебедев А.И., к.т.н. с.н.с. Аксенов Е.Ф., к.т.н. с.н.с Мытенков В.М., к.т.н. с.н.с. Зорин Г.Ф., к.в.н. доцент Пчелкин В.И., Царева Е.П.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ........................................………………………… | |
1.1. Основные понятия, термины и определения..........…………………… | |
1.2. Основные принципы организации первоочередного ЖОН…................ | |
1.3. Общие требования к организации первоочередного ЖОН……............ | |
1.4. Общие вопросы организации первоочередного ЖОН............................ | |
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЧС И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖОН………… | |
2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных аварий на население и систему жизнеобеспечения....………………………………………. | |
2.2. Влияние фактора времени на потери населения в ЧС............................. | |
3. ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС…………………………... | |
3.1. Исходные данные для организации первоочередного ЖОН.................. | |
3.2. Оценка возможностей территории по первоочередному ЖОН............. | |
3.3. Оценка подготовленности территории к решению задач по первоочередному ЖОН…………………………………………………………………... | |
3.4. Выбор и планирование мероприятий по первоочередному ЖОН......... | |
4. ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС………… | |
4.1. Действия органов управления при переводе сил в режим повышенной готовности.........................................…………………………………………. | |
4.2. Организация первоочередного ЖОН в режиме ЧС……………............. | |
4.3. Действия органов управления и сил по организации первоочередного ЖОН при землетрясениях...........................................................................……… | |
4.4. Действия органов управления и сил по организации первоочередного ЖОН при авариях на радиационно и химически опасных объектах.................... | |
4.5. Действия органов управления и сил по организации первоочередного ЖОН населения при наводнениях............................................................................ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ: | |
1. Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в ЧС.................................……………………………………… | |
2. Формы и показатели документов для оценки подготовленности субъектов Российской Федерации к первоочередному ЖОН в ЧС……...................... | |
3. Перечень мероприятий по организации ЖОН в случае землетрясения... | |
Перечень мероприятий по организации ЖОН в случае радиационного, химического, бактериологического загрязнения (заражения) | |
Перечень мероприятий по организации ЖОН в случае наводнения | |
4. Перечень основных законодательных и нормативных актов, определяющих требования к первоочередному ЖОН в ЧС..............…………………… |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основные понятия, термины и определения
1.1.1. Чрезвычайная ситуация (ЧС): состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
П р и м е ч а н и е. Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (трансграничные, федеральные, глобальные, региональные, местные и локальные).
1.1.2. Зона чрезвычайной ситуации (зона ЧС): территория или акватория, на которой в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации или распространения его последствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация.
1.1.3. Зона бедствия: часть зоны чрезвычайной ситуации, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации.
1.1.4. Пострадавшее население: часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействие поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб.
1.1.5. Жизнеобеспечение населения (ЖОН): создание и поддержание условий по удовлетворению физиологических, материальных и духовных потребностей населения для его жизнедеятельности в обществе.
1.1.6. Виды жизнеобеспечения населения (виды ЖОН): сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам услуги и соответствующие материально-технические средства для удовлетворения физиологических, материальных и духовных потребностей населения.
1.1.7. Система жизнеобеспечения населения (система ЖОН): сочетание органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, создающее и поддерживающее условия для жизнедеятельности населения. Система жизнеобеспечения состоит из подсистем, реализующих для населения соответствующие его виды.
1.1.8. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС): совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
1.1.9. Вид жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации (вид ЖОН в зоне ЧС): деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации.
П р и м е ч а н и е. К видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортное и информационное обеспечение.
1.1.10. Система жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (система ЖОН ЧС): структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях, состоящее из органов управления, служб, сил и средств жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
1.1.11. Первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях: набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.
1.1.12. Первоочередное жизнеобеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации (первоочередное ЖОН в зоне ЧС): своевременное удовлетворение первоочередных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации,
1.1.13. Управление жизнеобеспечением населения в чрезвычайных ситуациях (управление ЖОН ЧС): осуществление исполнительной властью и органами местного самоуправления всех уровней, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заблаговременной подготовки системы и подсистем ЖОН ЧС к функционированию в чрезвычайных ситуациях, а также оперативное управление процессом ЖОН ЧС непосредственно после появления угрозы или факта возникновения источника чрезвычайной ситуации.
1.1.14. Подготовка системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, (подготовка системы ЖОН ЧС): планирование и проведение постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования системы ЖОН ЧС.
1.1.15. Оперативное управление процессом жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (оперативное управление процессом ЖОН ЧС): решение органами управления системы ЖОН ЧС практических задач по жизнеобеспечению населения, возникающих в период ликвидации чрезвычайной ситуации.
1.1.16. Подсистема жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (подсистема ЖОН ЧС): часть системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, реализующая один из его видов.
1.1.17. Орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (орган управления системы ЖОН ЧС): организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения и оперативного управления этим процессом при возникновении чрезвычайной ситуации.
1.1.18. Силы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (силы ЖОН ЧС): подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации.
1.1.19. Служба обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (служба ЖОН ЧС): функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
1.1.20. Средства жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (средства ЖОН): коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
1.1.21. Мобильный комплекс первоочередного жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций (мобильный комплекс ЖОН ЧС): совокупность автономных технических средств и запасов материальных ресурсов, приспособленных для самостоятельного передвижения или транспортирования в зоны чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта, предназначенных для снабжения пострадавшего населения первоочередными жизненно важными материальными средствами и (или) коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, а также медицинским обеспечением.
1.1.22. Резерв материальных ресурсов для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (резерв ресурсов ЖОН ЧС): запасы материальных средств, заблаговременно накапливаемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации.
1.1.23. Устойчивость системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (устойчивость системы ЖОН ЧС): способность системы ЖОН ЧС стабильно удовлетворять в требуемых объемах и номенклатуре первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях.
1.1.24. Показатель устойчивости системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (показатель устойчивости системы ЖОН ЧС): отношение возможностей системы ЖОН ЧС по выполнению стоящих перед ней задач после воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации к ее возможностям до возникновения чрезвычайных ситуаций.
1.1.25. Подготовленность системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (подготовленность системы ЖОН ЧС): состояние готовности системы ЖОН ЧС к действиям в условиях прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
1.1.26. Показатель подготовленности системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (показатель подготовленности системы ЖОН ЧС): отношение возможностей системы ЖОН ЧС к первоочередным потребностям населения при возникновении поражающих факторов и воздействии вероятных для данного региона источников чрезвычайной ситуации.
1.1.27. Принципы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (принципы ЖОН ЧС): основные исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при выборе, планировании и реализации мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
1.1.28. Требования к первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях (требования ЖОН ЧС): совокупность основных условий практической направленности, из которых следует исходить при выборе, планировании и проведении мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
1.2. Основные принципы организации первоочередного ЖОН
1.2.1. Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения в ЧС является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.
1.2.2. Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.
1.2.3 Вопросы первоочередного жизнеобеспечения, равно как и его зашиты в чрезвычайных ситуациях, имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.
1.2.4. Главной целью первоочередного ЖОН в ЧС является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.
1.2.5. Организация первоочередного ЖОН осуществляется постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данные органы управления и силы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС.
1.2.6. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего в ЧС населения осуществляется силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ.
1.2.7. Подготовка территорий субъектов РФ к организации первоочередного ЖОН в ЧС осуществляется заблаговременно.
1.2.8. Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного ЖОН проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасностей для населения возможных ЧС, характерных для каждой территории.
1.2.9. Объемы и содержание мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного ЖОН определяются исходя из необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
1.2.10. Снабжение пострадавшего населения продуктами питания и водой в зонах бедствия, в районах эвакуации, и сил, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется, исходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности.
1.2.11. Органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС при организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в ЧС осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленных Федеральным Законом "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" и другими нормативными правовыми актами РФ.
1.3. Общие требования к организации первоочередного ЖОН
1.3.1. Разработка планов мероприятий по первоочередному ЖОН в ЧС должна проводиться в режиме повседневной деятельности органов управления региональных и территориальных подсистем РСЧС на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении стихийных бедствий, аварий и катастроф.
1.3.2. Органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС, уполномоченные на решение задач ЖОН, должны знать возможную обстановку, которая может сложиться на территории вследствие стихийных бедствий или техногенных аварий, пути и методы решения проблемы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.
1.3.3. Личный состав сил (отрядов, групп, команд, формирований и т.д.), привлекаемый для организации первоочередного ЖОН в зонах бедствия и районах эвакуации, должен быть оснащен соответствующими техническими средствами, материальными ресурсами и подготовлен к действиям в случае возникновения ЧС.
1.3.4. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения должно быть организовано своевременно и комплексно, то есть в полном объеме по всем необходимым в конкретной обстановке видам жизнеобеспечения.
1.3.5. Все мероприятия по первоочередному ЖОН должны быть увязаны по срокам и месту с другими мероприятиями, проводящимися для спасения, сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.
1.3.6. При выборе мероприятий следует исходить из минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и финансовых средств на их реализацию.
1.3.7. При организации первоочередного ЖОН по всем его видам органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС руководствуются основными положениями и требованиями законодательных и нормативных документов, перечисленных в приложении 4.
1.3.8. При функционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения на ней стихийных бедствий планы организации первоочередного ЖОН разрабатываются на все возможные случаи возникновения ЧС, а оценка ее возможностей и подготовленность - для наиболее крупномасштабной ЧС.
1.3.9. В режиме повседневной деятельности всех подсистем РСЧС должна обеспечиваться постоянная готовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному ЖОН в случае возникновения на территории ЧС.
1.3.10. При планировании мероприятий по первоочередному ЖОН необходимо учитывать специфику их организации при различных источниках возникновения ЧС, влияние фактора времени на потери населения, заблаговременно разрабатывать механизм управления всеми силами и средствами, обеспечивающий их взаимодействие и оперативность при решении этих задач.
1.4. Общие вопросы организации первоочередного ЖОН
1.4.1. Первоочередное ЖОН при возникновении ЧС является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющих уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов РФ в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.
1.4.2. Подготовка территории к первоочередному ЖОН осуществляется на основании постановления (решения) главы администрации субъекта РФ или постановления (закона) его законодательного органа. Ответственным за организацию подготовительных работ по этой задаче являются органы управления по делам ГО и ЧС при органах исполнительной власти (главные управления, комитеты, департаменты, отделы по делам ГО и ЧС). Органом управления в ЧС является комиссия по ЧС органа исполнительной власти субъекта РФ. Глава органа исполнительной власти является председателем этой комиссии.
Комиссия по ЧС каждого субъекта РФ состоит из подкомиссий, решающих задачи защиты населения и территорий и ликвидации ЧС на основании положения о ней, утверждаемого главой администрации - председателем комиссии.
В связи со сложностью организации первоочередного ЖОН и многогранностью задач, целесообразно в составе комиссий по чрезвычайным ситуациям субъектов РФ иметь специальную подкомиссию по решению этих задач, особенно в сейсмоопасных регионах и в субъектах РФ, на территории которых имеются потенциально опасные объекты, аварии на которых могут привести к крупномасштабным ЧС.
1.4.3. Основными силами и средствами при решении задач по первоочередному ЖОН в ЧС являются специально выделенные и подготовленные органы управления, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), ответственных за организацию ЖОН и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ.
1.4.4. Организационной основой решения этих задач первоочередного ЖОН в ЧС являются "Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями" (Указание МЧС России от 27.09.93 г. № 114).
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЧС
И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖОН
2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных
аварий на население и систему жизнеобеспечения
2.1.1. ЧС классифицируются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные в зависимости от: количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности; размеров материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов.
Независимо от типа ЧС природного и техногенного характера последствия их проявления приводят к формированию следующих зон: зона массовых (физических) разрушений (ЗМР); зона радиоактивного загрязнения (ЗРЗ); зона химического заражения (3Х3); зона массовых пожаров (ЗМП); зона катастрофического затопления (ЗКЗ); зона бактериологического заражения (ЗБЗ).
2.1.2. Внезапность возникновения ЧС природного характера, особенно землетрясений, и техногенных аварий и катастроф, отсутствие методов и способов краткосрочного прогнозирования времени их возникновения, масштабность охватываемой ими территории, вероятность массового поражения населения требуют высокой подготовленности всех звеньев РСЧС и, прежде всего, территориальных ее подсистем, к ликвидации их последствий и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.
Основные показатели, характеризующие влияние на население наиболее опасных для него стихийных бедствий и техногенных аварий, приведены в табл. 2.1.
2.1.3. При возникновении на территории субъекта РФ локальных, местных и территориальных ЧС организация процесса первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения осуществляется, как правило, за счет местных ресурсов.
При возникновении региональных и федеральных ЧС организация первоочередного ЖОН осуществляется с привлечением региональных и федеральных ресурсов, сил и средств.
Таблица 2.1
Основные показатели, характеризующие опасные для населения
стихийные бедствия и техногенные аварии
Основные показатели | Источник возникновения чрезвычайной ситуации | |||
Катастрофические землетрясения | Крупные аварии на химически опасных объектах | Аварии на радиационно опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу | Наводнения | |
Возможность надежного прогнозирования начала события | Нет | Нет | Нет | Есть |
Возможная площадь зоны ЧС, км2 | Тысячи | Десятки | Десятки тысяч | Сотни |
Возможная численность населения в зоне ЧС, чел. | Десятки и сотни тысяч | Десятки и сотни тысяч | Сотни тысяч или даже миллионы | Десятки и сотни тысяч |
Возможные потери населения, чел. | Массовые потери населения | От нескольких десятков до неск. тысяч | От нескольких сотен до десятков тысяч | Десятки - сотни |
Социальный ущерб населению | Потери жилья, личного имущества, рабочих мест | Нет | Потери жилья, личного имущества, рабочих мест | Потери жилья, личного имущества |
Возможное состояние систем жизнеобеспечения | Разрушение и повреждение практически всех подсистем жизнеобеспечения | Сохраняются, кратковременная невозможность использования | Сохраняются. В зоне сильного загрязнения не могут использоваться длительное время | Частичное повреждение отдельных подсистем |
Продолжительность периода первичного жизнеобеспечения | До 30 суток в зоне ЧС | До 3 суток в местах временного отселения | До 30-40 суток в местах эвакуации | По статистическим данным региона |
Основные мероприятия и виды жизнеобеспечения населения, снижающие его потери в ЧС | Все виды жизнеобеспечения. В первые дни приоритетными должны быть медицинское обеспечение и обеспечение водой | Экстренная эвакуация. Обеспечение медицинское и водой. В местах сосредоточения отселенного населения все виды жизнеобеспечения | Экстренная эвакуация. Медицинское обеспечение и обеспечение водой. На всех этапах эвакуации все виды жизнеобеспечения | Заблаговременная эвакуация. -Обеспечение населения временным жильем |
2.1.4. Органы исполнительной власти всех уровней и органы управления по делам ГО и ЧС при них при выборе и планировании мероприятий по организации первоочередного ЖОН должны учитывать данные, приведенные в табл. 2.1.
2.2. Влияние фактора времени на потери населения в ЧС
2.2.1. Эффективность спасательных работ и проведения мероприятий по первоочередному ЖОН при возникновении ЧС, особенно, вызванных землетрясениями, крупными авариями на химически и радиационно опасных объектах, зависит от времени начала их проведения, их продолжительности и выбора наиболее оптимальных решений и мероприятий.
При планировании мероприятий по спасению и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения необходимо учитывать данные о возможных летальных исходах в зонах ЧС в зависимости от времени их реализации (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Возможные объемы летальных исходов в зонах ЧС
в зависимости от времени задержки мероприятий
Мероприятия | Объемы летальных исходов (%) в зависимости от времени их задержки (час) | ||||
Извлечение людей из-под завалов заданий после землетрясений | 10,5 | 25,0 | 43,0 | 67,0 | 96,0 |
Оказание первой медицинской помощи пораженным при землетрясениях | 2,0 | 12,0 | - | - | - |
Структура потерь: | |||||
40% легкая степень поражения; | |||||
20% - средней тяжести; | |||||
20% - тяжелой степени; | |||||
20% - крайне тяжелой степени | |||||
Обеспечение водой для питья | 7,2 | 18,8 | 32,4 | 50,0 | 72,0 |
Обеспечение продуктами питания | 24.0 | 62,0 | 115,0 | 168,0 | 240,0 |
Оказание первой медицинской помощи при тяжелых отравлениях АХОВ | 0,7 | 1,8 | 2,7 | 4,4 | 7,0 |
П р и м е ч а н и е. Приведенные в табл. 2.2 цифры соответствуют благоприятным погодным условиям. Высокая температура и низкая влажность воздуха могут сократить время выживания людей при отсутствии воды, а при низкой температуре воздуха резко сокращается время выживания людей, находящихся в завалах, и людей, лишенных крова и тепла. В таблице дано время обеспечения водой пострадавшего населения для питья. При планировании мероприятий необходимо учитывать, что водой должны быть обеспечены спасатели и медицинские формирования, оказывающие первую медицинскую помощь пораженным при землетрясениях, аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и радиоактивными веществами. Решающую роль в спасении жизни людей, как ни при каких других чрезвычайных ситуациях, играет фактор времени при воздействии на них АХОВ. Обеспечить в короткое время первую медицинскую помощь пораженным АХОВ при крупных авариях на химически опасных объектах даже при условии достаточной оснащенности и профессиональной подготовке личного состава медицинских токсикологических бригад и бригад скорой медицинской помощи не представляется возможным. Поэтому самым радикальным мероприятием, обеспечивающим сохранение жизни и здоровья населения, проживающего вблизи химически опасных объектов, является экстренная его эвакуация из опасных зон при крупных авариях на них.
2.2.2. Своевременность предоставления жизнеообеспечивающей продукции и услуг пострадавшему населению в зоне ЧС достигается установлением и отработкой временных нормативов, таких как интервал времени от момента свершения до момента подачи сигналов оповещения населения, времени приведения в готовность и прибытия в зону ЧС соответствующих сил и средств РСЧС.
Нормативы времени организации первоочередного ЖОН в зоне ЧС должны быть сопоставимы с нормативами времени начала ведения спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи.
Данные нормативы разрабатываются территориальными органами управления РСЧС с учетом данных, приведенных в табл. 2.2, типов и масштабов ЧС и природно-климатических условий субъектов РФ.
Отработка местных временных нормативов позволит сохранить жизнь и здоровье населению и существенно уменьшить объемы мероприятий по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и затраты на их проведение.
П р и м е ч а н и е. Правительством РФ приняты постановления от 1 марта 1993 года № 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" и № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". В этих документах приведены нормативы по расстояниям, охватываемым этими системами.
Для радиационно опасных объектов радиус действия локальной системы оповещения должен составлять 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта), а для химически опасных - 2,5 км. Постановлением № 178 на органы исполнительной власти субъектов РФ, вплоть до городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты, возложена ответственность за оповещение остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного загрязнения или химического заражения, а также определены их права и обязанности по использованию для этого действующих местных радиовещательных и телевизионных станций. Но и в этих документах нет нормативов времени от момента аварии до момента подачи сигналов оповещения. Для установленных указанным выше постановлением радиусов оповещения радиоактивное или химическое облако или шлейф достигнут дальних границ этих зон при скорости ветра 5-7 м/с за 12-16 минут или за 6-8 минут, соответственно. Надо учитывать, что на таких небольших расстояниях облако или шлейф не размываются воздушными потоками, и концентрация опасных веществ в них может быть очень высокой. Контроль за выполнением этих постановлений и установка автоматизированных систем оповещения персонала и населения на потенциально опасных объектах, независимых от человека и исключающих влияние на нее субъективных факторов (ожидание команды "сверху", некомпетентность персонала, обслуживающего систему сигнализации и оповещения, и т.п.) являются необходимыми условиями обеспечения безопасности населения.
3. ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ К ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖОН В ЧС
3.1. Исходные данные для организации первоочередного ЖОН
3.1.1. Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае возникновения на территории чрезвычайной ситуации являются:
прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;
прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате этих стихийных бедствий или аварий (его половозрастной, состав, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях населенных пунктов);
прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;
потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения при различных источниках возникновения чрезвычайной ситуации.
3.1.2. Прогнозы обстановки на территории, ожидаемой численности пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, о возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатываются органами управления по делам ГО и ЧС по имеющимся у них методическим документам. К разработке прогнозов могут быть привлечены специалисты инженерной инфраструктуры, потенциально опасных объектов и соответствующих отраслевых научно-исследовательских учреждений.
Подготовленные органами управления по делам ГО и ЧС прогнозные данные передаются руководителям служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих служб.
3.1.3. Оценка потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по необходимой численности своих специалистов для организации жизнеобеспечения, количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспечению в период эксплуатации, суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне ЧС и в последующие дни.
3.1.4. Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.
В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжительности периода жизнеобеспечения:
в зоне ЧС после землетрясения - до 30 суток;
в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте - до 3-х суток;
в приемных эвакуационных пунктах после авариина радиационно опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) - до 3-10 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации);
в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях – по среднестатистическим многолетним данным для данной местности.
3.1.5. При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после стихийного бедствия, до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи, для его обеспечения представится возможность использовать только сухие пайки, консервированные и другие продукты, не требующие тепловой обработки. Хлеб потребуется доставлять из соседних населенных пунктов любым видом транспорта. Следует учитывать необходимость поставки в зону ЧС для грудных детей и детей до 3-х лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных - специального питания до их срочной эвакуации из зоны ЧС. При определении объемов необходимых пострадавшему населению, хлеба, мяса и рыбопродуктов, картофеля, овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахари, соли следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или сборными пайками. Нормы обеспечения продуктами питания даны в таблицах П.1.1, П.1.2 и П.1.5 приложения 1.
3.1.6. Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд этого населения (табл. П.1.11 приложения 1) с учетом потребностей в воде пораженных при оказании им первой медицинской помощи и при их лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях.
3.1.7. Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении опасными химическими веществами.
Перечень предметов первой необходимости, номенклатура и рекомендуемые размеры одежды и обуви и нормы обеспечения ими приведены в табл. П.1.7 - П.1.10 приложения 1.
3.1.8. Потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, топливе, освещении) определяются в соответствии с нормами для условий ЧС (таблица П. 1.12 приложения 1).
3.1.9. Потребности во временном жилье, в основном в палатках, сборных юртах, сборных домиках, оцениваются по численности населения, оставшегося без крова в зоне ЧС, вызванной землетрясением или отселенного из опасных зон радиоактивного загрязнения или химического заражения в сборные эвакуационные пункты при дефиците жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Нормы обеспечения временным жильем даны в таблице П. 1.12 приложения 1.
3.1.10. Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) определяется нормами (табл. П. 1.13 приложения 1) с учетом данных о прогнозируемой структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимости от времени задержки оказания им первой медицинской помощи (табл. 2.2). Потребность в медицинском имуществе, особенно в лекарственных средствах, определяется по численности и ожидаемой структуре санитарных потерь и нормам, установленным Минздравом России для ЧС. Особое внимание должно быть уделено обеспечению в полной мере медицинских бригад на этапе оказания первой медицинской помощи получившим механические травмы при землетрясениях антибиотиками, противошоковыми, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравления - средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими, кислородом и водой.
Для остального пострадавшего населения потребность в специалистах и медицинском имуществе для амбулаторного лечения определяется нормами, установленными Минздравом России с учетом психологического состояния населения в условиях ЧС, особенно вызванных землетрясениями и авариями на радиационно опасных объектах.
Санитарно-эпидемиологическая служба должна быть обеспечена необходимыми методиками и средствами для контроля качества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий ЧС в соответствии с Нормами, установленными Госкомсанэпиднадзором России.
3.1.11. После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного ЖОН органами управления по делам ГО и Ч С оцениваются суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав формирований, команд для организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.
Кроме того, должны быть учтены потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава служб жизнеобеспечения, а также личного состава спасательных служб, формирований, аварийных бригад, привлекаемых к аварийно-восстановительным работам, комендантской службы по охране общественного порядка и охране сосредотачиваемых в зоне ЧС материальных ресурсов. Потребности этих категорий участников ликвидации последствий ЧС определяется по их суммарной численности и нормам обеспечения (табл. П.1.1, 1.4 и 1.13 приложения 1).
Результаты расчетов учитываются службами по каждому виду жизнеобеспечения для оценки общей потребности в их продукции или услугах.
3.1.12. Все полученные данные по результатам расчетов (п.п. 3.1.4 - 3.1.11) сводятся службами по каждому виду жизнеобеспечения в таблицы (табл. П.2.2 - П.2.4 приложения 2). Один экземпляр таблиц представляется органу управления по делам ГО и ЧС для обобщения, анализа и разработки сводной ведомости потребностей пострадавшего населения и участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в материальных ресурсах, услугах и технических средствах.
3.1.13. Привлекаемые для ликвидации последствий ЧС воинские части и подразделения МЧС России и МО РФ должны быть на автономном обеспечении.
3.2. Оценка возможностей территории по первоочередному ЖОН
3.2.1. Возможности субъекта РФ по удовлетворению потребностей пострадавшего населения в случае возникновения на его территории ЧС, и потребностей личного состава спасательных служб (отрядов, групп, команд, невоенизированных формирований, бригад), участвующих в ликвидации последствий этой ситуации оцениваются:
по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта РФ;
по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях каждого населенного пункта этого субъекта, при этом особое внимание должно быть обращено на наличие продуктов питания готовых к употреблению без тепловой обработки для снабжения населения в первые 3 суток после возникновения ЧС;
по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в ЧС;
по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;
по численности пострадавшего в ЧС населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта РФ при его эвакуации из зоны ЧС;
по наличию и возможностям стационарных лечебных учреждений в населенных пунктах субъекта РФ для приема пораженных из зоныЧС;
по транспорту для всех видов транспортной работы (доставка в зону ЧС воды, продуктов питания, личного состава бригад, служб и формирований, топлива и ГСМ, палаток, юрт сборных и контейнерных домиков, технических средств жизнеобеспечения, эвакуации пострадавшего населения и т.п.);
по средствам для проведения разведки в зоне ЧС (самолетам, вертолетам, автотранспорту), специалистам и их оснащенности соответствующей аппаратурой и приборами для оценки радиационной и химической обстановки;
по специалистам и средствам контроля за качеством воды, пищи и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне ЧС или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.
3.2.2. Оценка возможностей субъекта РФ по удовлетворению потребностей пострадавшего населения проводится руководителями служб каждого вида ЖОН и их специалистами. Полученные данные сводятся в таблицы (табл. П.2.5 приложения 2). Один экземпляр таблиц передается органу управления по делам ГО и ЧС для обобщения за субъект в целом (табл. П.2.6 приложения 2).
3.2.3. При заблаговременной оценке возможностей субъекта РФ следует исключать запасы различных материальных средств и их производство, а также сил и технических средств в населенных пунктах, которые могут попасть в зону ЧС. Возможность использования этих ресурсов уточняется данными разведки при возникновении ЧС.
3.3. Оценка подготовленности территории
к решению задач по первоочередному ЖОН
3.3.1. Оценка степени (уровня) подготовленности субъекта РФ к первоочередному ЖОН осуществляется по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.
Показатели подготовленности могут быть выражены в относительных (отношение возможностей к потребностям) или в натуральных величинах (разность между возможностями и потребностями). Если относительный показатель подготовленности по какой-либо позиции материальных средств или услуг меньше единицы, то по этой позиции субъект РФ не подготовлен. Если разность отрицательная, она означает дефицит в этом материальном средстве или услуге, в технических средствах или специалистах, который должен быть ликвидирован в процессе подготовки территории к первоочередному ЖОН в ЧС.
Если дефицит в технических средствах, необходимых силах или каких-либо материальных средствах значителен и не может быть решен в данном субъекте, то глава его администрации в установленном порядке должен обратиться за помощью в федеральные органы исполнительной власти или в смежные субъекты РФ.
Результаты расчетов по подготовленности субъекта РФ по каждому виду жизнеобеспечения заносятся в таблицы (табл. П.2.6 приложения 2).
3.3.2. Основным показателем подготовленности органов управления является время, в течение которого руководитель (лицо, принимающее решение) сможет организовать работы по спасению, эвакуациинаселения из зон бедствия, оказанию медицинской помощи и снабжению населения продукцией и услугами жизнеобеспечения.
Промежуток времени, в течение которого руководителю необходимо будет принимать решения на организацию перечисленных мероприятий, включает следующие составляющие:
время на проведение разведки (инженерной, радиационной, химической, тыловой, медицинской) и оценки обстановки в зоне ЧС;
время на уяснение задач и выработку решений на проведение мероприятий по спасению, эвакуации и организации ЖОН в зоне ЧС;
время на выдвижение и развертывание соответствующих сил и средств для организации аварийно-спасательных работ, эвакуации, оказания медицинской помощи и снабжения пострадавшего населения в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в районах временного отселения.
Отсчет этого периода производится от момента получения руководителем информации о возникновении ЧС (табл. 3.1).
Задача органов управления в этом случае заключается в снижении числа летальных исходов за счет сокращения времени на организацию перечисленных мероприятий по спасению людей и в организации всех видов их жизнеобеспечения.
3.3.3. Оценка подготовленности к проведению первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения в зонах бедствия заключается в оценке наличия необходимых сил и запасов материально-технических ресурсов. Перечень первоочередных аварийно-восстановительных работ на предприятиях и объектах системы ЖОН в зонах ЧС, их объемы, необходимые силы и средства определяются на основании прогноза о масштабах и границах зон ЧС (землетрясений, наводнений и других ЧС, при возникновении которых могут быть разрушены здания, сооружения и инженерные сети).
На основании этой информации определяется ущерб предприятиям и объектам систем жизнеобеспечения (полное или частичное разрушение зданий, сооружений и оборудования, систем и объектов инженерной инфраструктуры: линий электропередачи и связи, водопроводов, канализации, теплосетей, газопроводов и т.д.). Определение объема разрушений, сил и средств для проведения первоочередных ремонтно-восстановительных работ осуществляется на основании имеющихся методик, нормативов (СНиП) по укрупненным показателям стоимости ремонтно-восстановительных работ.
Таблица 3.1