Работа 4. Качественная реакция на фолликулин
Принцип метода:При взаимодействии фолликулина с концентрированной серной кислотой образуется эфирное соединение соломенно-желтого цвета (фолликулинсульфат).
Порядок выполнения работы: В смеси из 3-5 капель масляного раствора фолликулина и 2 капель концентрированной серной кислоты развивается соломенно-желтое окрашивание.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:
- Назовите гормоны, которые вырабатываются в поджелудочной железе.
- Укажите, как влияет инсулин на углеводный обмен.
- Как влияет глюкагон на обмен веществ?
- Какие гормоны синтезируются в мозговом веществе надпочечников?
- Как влияет адреналин на процессы обмена веществ?
- Какие гормоны вырабатываются корковым слоем надпочечников?
- В чем заключается действие глюкокортикоидов на организм?
- Механизм появления эмоциональной гипергликемии.
- Почему при инъекции гидрокортизона животному наблюдается гипергликемия?
- Объясните обоснованность применения кортикостероидов при тяжелой аллергической реакции.
- Производные, каких гормонов могут применяться как анаболики?
- Назовите гормоны щитовидной железы. Из чего синтезируются гормоны щитовидной железы?
- Как влияют гормоны щитовидной железы на обмен веществ?
- Каковы причины развития и клинические симптомы кретинизма и микседемы?
- Что такое эндемический зоб? Какова причина базедовой болезни и как она проявляется?
Материальное обеспечение:
1. Химическая посуда, реактивы
Литература:
а) обязательная
1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО
« Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.
2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. - М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2003 – 784 с.
3. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005 – 441 с.
4. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008 – 384 с.
5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011 – 624 с.
6. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004. -566 с.
7. Щербак И.Г. Биологическая химия: Учебник. – СПб.: «Издательство СПбГМУ», 2005. – 480 с.
б) дополнительная
1. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.
2. Интернет-ресурсы(http://www.biblioclub.ru/. http://www.studmedlib.ru/и др.).
Практическое занятие № 11 (35)
Тема:«Регуляция водно-солевого обмена. Роль гормонов в регуляции обмена кальция и фосфатов»
Мотивация:сформировать знания о молекулярных механизмах регуляции обмена веществ и функций организма и роли гормонов в регуляции для понимания биохимических основ гомеостаза и адаптации, причин нарушения этих механизмов при эндокринных заболеваниях, приводящих к изменениям метаболизма, а также для обоснования применения методов диагностики, профилактики и лечения различных патологических процессов.
Общая цель:знания механизмов регуляции метаболизма дают представление о функциональном единстве организма. Знания механизмов гормональной регуляции дают возможность в последующем использовать их как способ воздействия на биохимические процессы в условиях онтогенеза, а также адаптации к изменениям условий существования. Знания строения гормонов и принципиальных механизмов их действия применимы в последующем для лечения, диагностики и контроля лечения эндокринных заболеваний.
Полученные по данной теме знания формируют профессиональные компетенции (ПК-3), необходимые для изучения вопросов профессиональной направленности(эндокринология).
Конкретные цели и задачи.
- знатьхарактеристику основных гормонов водно-солевого обмена и этапы его регуляции; основные функции кальция в организме; механизмы гормональной регуляции Са2+ и фосфатов; проявление нарушений синтеза и секреции гормонов, регулирующих обмен Са2+ и фосфатов (гипо – и гиперпаратиреоидизм, рахит).
- уметь анализировать изменения метаболизма при нарушениях водно-солевого обмена (гиперальдостеронизм, «несахарный диабет», почечная гипертония); интерпретировать молекулярные механизмы нарушения синтеза и секреции гормонов, регулирующих обмен Са2+ и фосфатов (гипо – и гиперпаратиреоидизм, рахит).
- владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): гиперальдостеронизм, «несахарный диабет», почечная гипертония, гипокальциемия, гиперкальциемия, гипо – и гиперпаратиреоидизм, рахит.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы: строение и функции эндокринной системы (анатомия, гистология)
Этапы проведения занятия:
1. Вводная часть
2. Основная часть занятия: семинар
3. Заключительная часть занятия