Общая характеристика и особенности структуры содержательного наполнения химического образования в общеобразовательных учреждениях

Образовательный процесс по реализации химического образования на всех ступенях строится на основе принципов государственной политики в области общего среднего образования, на научно обоснованном определении содержания общего среднего образования и его структурировании, на педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей и основных закономерностей учебно-познавательной деятельности учащихся.

Первоначальное знакомство с основными химическими понятиями происходит на I ступени общего среднего образования в рамках изучения пропедевтических учебных предметов (главным образом в курсе «Человек и мир»), а также на основе знаний, полученных при изучении курсов математики и физики.

В соответствии с Единым типовым учебным планом для общеобразовательных учреждений систематическое изучение химии осуществляется на II ступени общего среднего образования (7—9 классы) и III ступени общего среднего образования (10—11 классы), а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования. Объём учебной нагрузки при изучении учебного предмета «Химия» на базовом уровне составляет 2 часа в неделю.

Порядок и режимы согласованной деятельности учителя и учащихся могут быть коллективными, групповыми, парными и индивидуальными. Формами организации обучения могут быть урок, факультативное занятие, консультация, экскурсия и внеклассная работа по химии.

В целях определения соответствия результатов деятельности учащихся требованиям образовательного Стандарта и учебной программы по химии осуществляются их текущая, промежуточная и итоговая аттестации. Результаты аттестации оцениваются отметкой в баллах в соответствии с Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Химия» с использованием десятибалльной шкалы.

Содержание образования учебного предмета (обязательное содержание образования и требования к результатам учебной деятельности учащихся) включает следующие взаимосвязанные содержательные линии:

· химические элементы и вещество;

· химические реакции;

· химия как область практической деятельности.

Содержание химического образования структурировано в соответствии с данными содержательными линиями. Для осознания и понимания учащимися закономерностей химии существенная роль отводится формированию системы знаний о важнейших классах неорганических и органических веществ и современных представлений о химических процессах.

По своему содержанию современный курс химии для общеобразовательных учреждений состоит из основ неорганической, органической и общей химии. Основными идеями, которые проходят через всё его содержание являются:

· единство веществ природы, их многообразие и генетическая связь между ними; рассмотрение веществ от сравнительно простых до самых сложных, входящих в состав живых организмов;

· химическое соединение — качественно новое образование, результат взаимодействия атомов;

· подчинение химических реакций объективным законам природы;

· развитие химической науки под влиянием потребностей общества и, в свою очередь, её влияние на развитие общества.

Обязательное изучение химии в общеобразовательных учреждениях должно быть систематическим, относительно завершённым и обеспечивать обучающимся химическое образование, создающее предпосылки для успешной адаптации в повседневной жизни, а также для выбора способов продолжения образования и (или) профессиональной деятельности.

Инвариантное ядро химического образования отражает базовый уровень изучения химии, задаваемый государственными образовательными стандартами, которые обеспечивают формирование элементов научной и функциональной химической грамотности, без освоения которых уровень выпускников общеобразовательных учреждений не может быть признан достаточным для полноценного осуществления профессиональной деятельности, продолжения образования и последующего личностного развития. Введение в содержание и структуру химического образования вариативной составляющей реализуется посредством факультативных занятий (II и III ступени) и изучения химии на повышенном уровне в гимназиях и лицеях (III ступень). При этом учитываются личностные, профессиональные и иные мотивационные интересы учащихся, реализуются основные принципы вариативности и гуманизации образования.

Наши рекомендации