Самостоятельные контрольные работы
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
тема «Кровь»
Вариант 1
- На схеме представлен мазок крови. Определите структуры отмеченные стрелкой.
- Заполните таблицу, характеризующую строение данных структур.
Название структуры и ее место в классификации | Количество в гемограмме | Количество в лейкоцитарной формуле | Размер в мазке крови | Световая характеристика структуры и ее тинкториальные свойства | Электронномикроскопическая характеристика структуры | Химический состав гранул |
А. Б |
- На схеме представлена электронограмма клетки. Определите ее. Какие характерные особенности могут быть выявлены в этой клетке с помощью электронного микроскопа.
- Решите ситуационные задачи.
a. В мазке крови найдены базофилы, лимфоциты, нейтрофилы, моноциты, эозинофилы. Какие клетки Вы отнесете к гранулоцитам?
b. У одного из лейкоцитов ядро состоит из 2 сегментов, у другого из 4. какая клетка является эозинофилом? Какие дополнительные сведения нужны для подтверждения ответа?
- Ответьте на контрольные вопросы.
a. Что такое гемограмма, и какова она у здорового человека.
b. Охарактеризуйте морфологическую и химическую особенности эритроцитов и кровяных пластинок.
c. Дайте определение понятию анизоцитоз и пойкилоцитоз.
Вариант 2
- На схеме представлен мазок крови. Определите структуры отмеченные стрелкой.
- Заполните таблицу, характеризующую строение данных структур.
Название структуры и ее место в классификации | Количество в гемограмме | Количество в лейкоцитарной формуле | Размер в мазке крови | Световая характеристика структуры и ее тинкториальные свойства | Электронномикроскопическая характеристика структуры | Химический состав гранул |
А. Б |
- На схеме представлена электронограмма клетки. Определите ее. Какие характерные особенности могут быть выявлены в этой клетке с помощью электронного микроскопа.
- Решите ситуационные задачи.
a. Просматривая мазок крови, исследователь обнаружил клетки размером в 2-3 раза больше эритроцита, слабобазофильную цитоплазму и подковообразное ядро. Какие это клетки, и каково их функциональное значение?
b. Характеризуя кровяные пластинки, студенты дали следующие ответы: 1- высокоспециализированная клетка без ядра, 2- клетка с овальным ядром и узким ободком цитоплазмы, 3- фрагмент цитоплазмы мегакариоцита, 4- клетка с гранулами в цитоплазме и сегментированным ядром. Кто из них прав?
- Ответьте на контрольные вопросы.
a. Что понимают под агранулоцитами? Дайте их морфологическую и функциональную характеристику.
b. Что такое лейкоцитарная формула здорового человека.
c. Что такое эозинофилия? Ее количественные показатели? При каких заболеваниях встречается?
Вариант 3
- На схеме представлен мазок крови. Определите структуры отмеченные стрелкой.
- Заполните таблицу, характеризующую строение данных структур.
Название структуры и ее место в классификации | Количество в гемограмме | Количество в лейкоцитарной формуле | Размер в мазке крови | Световая характеристика структуры и ее тинкториальные свойства | Электронномикроскопическая характеристика структуры | Химический состав гранул |
А. Б |
На схеме представлена электронограмма клетки. Определите ее. Какие характерные особенности могут быть выявлены в этой клетке с помощью электронного микроскопа.
- Решите ситуационные задачи.
a. У ребенка в мазке крови обнаружено 5% эозинофилов. О каких заболеваниях это может свидетельствовать?
b. У трехлетнего ребенка обнаружено 65% процентов лимфоцитов и 25% нейтрофилов. Студент утверждает, что такое невозможно и произошла ошибка в определении и подсчете клеток. Прав ли он?
- Ответьте на контрольные вопросы.
a. В клинике встречается явление – сдвиг лейкоцитарной формулы влево. Что оно означает? При каких заболеваниях встречается
b. Перечислите возрастные типы гемоглобина и их процентное соотношение в разные возрастные периоды.
c. Какое происхождение имеют макрофаги? Перечислите виды этих клеток, какие функции они выполняют?
Тема
КРОВЕТВОРЕНИЕ
Кровь, лимфа и органы, где они образуются, а также клетки крови, вылившиеся в соединительные и эпителиальные ткани, составляют систему тканей, которая участвует в поддержании постоянства внутренней среды организм и охране генетической целостности. Практически любой патологический процесс отражается на состоянии системы крови, что широко используют в медицине для диагностики заболеваний. Современные представления о кроветворении основаны на признании унитарной теории кроветворения. Согласно этой теории, развитие всех клеток крови начинается со стволовой клетки, дифференцировка которой в различные виды клеток крови определяется микроокружением и действием специфических веществ — гемопоэтинов.
Кроветворение и становление иммунных функций клеток системы крови — сложный многоступенчатый процесс, нарушения которого приводят к ряду заболеваний. Знания нормального кроветворения, строения и участия гемопоэтических органов в защитных реакциях организма необходимы врачу любого профиля.
Цели занятия
Научиться:
- Излагать унитарную теорию кроветворения.
- Характеризовать особенности эмбрионального и постэмбрионального кроветворения.
- Идентифицировать в мазке красного костного мозга клетки эритроидного и лейкоцитарного рядов.
- Объяснять основные закономерности ультраструктурных и гистохимических изменений кроветворных клеток в процессе их дифференцировки.