Самостоятельные работы по созданию баз данных

Приведенные ниже самостоятельные работы могут быть использованы как курсовые. В этом случае, кроме базы данных в файле *.mdb, подготавливается пояснительная записка к базе данных в виде файла *.doc. Требования к ее оформлению – такие же, как требования к оформлению самостоятельной работы по текстовому процессору Word (см. подраздел 3.6). Что касается содержания пояснительной записки, то не надо копировать в нее из Интернета и всевозможных пособий общие сведения по базам данных – требуется краткое и ясное описание своей базы данных: сформулировать ее назначение, перечислить задачи, которые она позволяет решать, описать таблицы и схему данных. Один раздел надо посвятить формам, запросам и отчетам, рассматриваемым в соответствующих подразделах. Желательно также, чтобы в пояснительной записке было введение, заключение и список литературы – соответствующие заголовки оформляются, как и названия разделов, в стиле заголовка первого уровня.

Кроме создания баз данных, для студентов, интересующихся программированием, в качестве курсовых могут быть предложены работы, приведенные в разделе 11 пособия [6].

Состав самостоятельной работы по созданию базы данных

Самостоятельная работа на создание и применение базы данных должна включать в себя:

1) Создание в режиме конструктора таблиц, указанных в варианте задания. Сначала рекомендуется создавать вспомогательные (справочные) таблицы, затем основные. В основных таблицах обязательным является использование полей со списками для ссылок на объекты, коды которых образуют ключевые поля вспомогательных таблиц.

2) Создание схемы данных, установление связей между таблицами.

3) Создание форм для облегчения работы с основными таблицами.

4) Ввод данных в таблицы: во вспомогательные – не менее чем по 5 записей, в основные – не менее чем по 15 записей.

5) 1-2 запроса для базы данных; их надо спроектировать, используя "Конструктор" и задавая условия отбора параметрами, а не значениями. В качестве условий отбора в большинстве случаев подходит период времени (см. лабораторную работу «Затраты»).

6) 1-2 отчета по созданной базе данных; источником данных для отчета может быть соответствующий запрос; записи в отчете д.б. сгруппированы; если в записях есть числовые поля, то для каждой группы данных в отчет д.б. включена итоговая строка (сумма или минимальное и максимальное значения).

Критерии оценки работ

Максимальная оценка (50) баллов уменьшается на 5-10 баллов в каждом из следующих случаев:

1) Неэффективно определены типы и длины полей в записях таблиц, или же неправильно заданы значения по умолчанию. Например, код жанра определен как счетчик (длинное целое), а количество жанров очень невелико и для их кодирования достаточно одного байта. Или для ключевого поля задано значение по умолчанию, а, например, для даты продажи (отправки, выдачи) значение по умолчанию – текущая дата Date( ) – не задано.

2) Поля, содержащие ссылки на записи вспомогательных таблиц, не являются полями со списками или списки не удобны для работы с ними, например, не задана ширина столбцов. Ошибкой считается также использование SQL-запроса в качестве источника информации для формирования списка, когда это совсем не требуется – скажем, в список включаются первые два поля из одной таблицы. SQL-запрос применяется для формирования списка, если поля, образующие записи списка, надо извлекать из разных таблиц, или из одной, но это не первые, идущие подряд поля этой таблицы. Часто встречается еще одна ошибка: разработчик базы данных пытается скрыть от пользователя коды объектов, на которые ссылается основная таблица, показывая только названия. Между тем, именно пользователь обычно разрабатывает системы кодирования, и именно коды являются рабочим механизмом, связывающим таблицы. А вот в конечные документы – в запросы и отчеты – включаются как раз названия, а не коды.

3) Количество записей в таблицах не соответствует требованиям.

4) Отсутствует схема данных или в ней не установлен контроль ссылочной целостности (см. подраздел 5.2).

5) Отсутствует форма для ввода данных в основную таблицу или эта форма неудобна для ввода и просмотра данных. Например, для удобства просмотра записей в форму рекомендуется, кроме кодов в виде полей со списками, включать названия (но не заменять ими коды) – см. базу данных «Затраты».

6) Отсутствуют запросы для решения задач, либо запросы не является параметрически универсальными или содержат ошибки. Условия отбора записей должны задаваться в запросе параметрами, например, >= [Год1] AND < [Год2], а не значениями этих параметров: >= 1990 AND < 2008.

7) Отсутствуют отчеты или отчеты не содержит группировки данных и (или) итоговых строк по группам данных – см. рис. 5.4.

Далее приводятся варианты заданий. Выбор варианта – по согласованию с преподавателем.

Варианты самостоятельных работ

Вариант 1. База данных "Делопроизводство"

Основные таблицы:

Входящие [Вх_номер, Код_типа, Документ, Код_орг, Исх_номер, Отправитель, Дата_отпр, Код_отд, Получатель, Дата_получ]

Исходящие [Исх_номер, Код_типа, Документ, Код_отд, Отправитель, Дата_отпр, Код_орг, Получатель]

Вспомогательные таблицы:

Типы документов [Код_типа, Тип_док]

Организации[Код_орг, Организация, Индекс, Город, Адрес, Телефоны, Факс, Эл_почта]

Отделы[Код_отд, Отдел, Начальник, Телефоны]

В основных таблицах регистрируются входящие и исходящие документы; типом документа может быть письмо, счет, акт, проект, отчет и т.п.; поле Документ содержит название документа, поле Организация - название организации, поле Отдел - название отдела; под адресом организации понимается улица и номер дома.

Вариант 2. База данных "Архив предприятия"

Основные таблицы:

Документы [Арх_номер, Документ, Код_типа, Код_объекта, Код_орг, Осн_автор, Год, Стр, Экз]

Журнал [Номер_записи, Арх_номер, Номер_экз, Код_отд, Сотрудник, Дата_выдачи, Дата_возвр]

Вспомогательные таблицы:

Типы документов [Код_типа, Тип_док]

Объекты [Код_об, Объект]

Организации[Код_орг, Организация, Индекс, Город, Адрес, Телефоны, Факс, Эл_почта]

Отделы[Код_отд, Отдел, Начальник, Телефоны]

В таблице Документы регистрируются документы, поступающие на хранение в архив; для каждого документа указывается его архивный номер, название, код типа, код объекта, которому посвящен документ, код организации, в которой подготовлен документ, фамилия основного автора, год создания документа, число страниц в нем и количество экземпляров в архиве. В таблице Журнал регистрируется выдача и возврат каждого экземпляра каждого документа с указанием кода отдела, в который выдан документ, и фамилии сотрудника; типом документа может быть письмо, счет, акт, проект, отчет и т.п.

Вариант 3. База данных "Домашняя библиотека"

Основные таблицы:

Книги [Номер_книги, Название, Код_жанра, Код_темы, Код_издательства, Автор, Год, Стр, Шкаф, Полка]

Журнал [Номер_записи, Номер_книги, Кому_дана, Дата_выдачи, Дата_возвр]

Вспомогательные таблицы:

Жанры [Код_жанра, Жанр]

Темы [Код_темы, Тема]

Издательства[Код_изд, Издательство, Страна, Город]

В таблице Книги регистрируются книги домашней библиотеки. Таблица Журнал предназначена для учета книг, данных друзьям и родственникам.

Вариант 4. База данных "Музыкальные записи"

Основные таблицы:

Произведения [Номер_произв, Название, Код_стиля, Композитор, Исполнитель, Альбом, Год, Номер_носителя]

Журнал [Номер_записи, Номер_носителя, Кому_дан, Дата_выдачи, Дата_возвр]

Вспомогательные таблицы:

Стили [Код_стиля, Стиль]

Носители [Номер_носителя, Тип_носителя, Полка]

В таблице Произведения регистрируются музыкальные записи с указанием кода стиля, композитора, исполнителя, названия альбома, года записи и номера носителя. Таблица Журнал предназначена для учета дисков и кассет (носителей), данных друзьям и родственникам. Таблица Стилисодержит перечень музыкальных стилей (классика, джаз и т.п.). В таблице Носители для каждого носителя указывается тип (кассета, диск, диск MP3) и место хранения.

Вариант 5. База данных "Кадры"

Основные таблицы:

Служебные сведения [Код_сотр, Фамилия, Имя_отчество, Код_отдела, Код_должн, Образование, Код_спец, Стаж, Телефоны]

Личные сведения [Код_сотр, Дата_рожд, Место_рожд, Паспорт, Адрес, Адрес_регистр, Семейн_полож, Число_детей]

Вспомогательные таблицы:

Отделы[Код_отд, Отдел, Начальник, Телефоны]

Должности [Код_должн, Должность]

Специальности [Код_спец, Специальность]

В таблице Служебные сведения содержатся данные, которые могут каждодневно требоваться в организации, где сотрудник работает; эта таблица дополняется таблицами Отделы, Должности и Специальности. В таблице Личные сведения указываются два адреса, потому что адрес проживания может не совпадать с адресом регистрации.

Примечание: в действительности база данных "Кадры" обычно сложнее - в ней больше таблиц (воинский учет, стажировки и т.п.), а в таблицах больше полей.

Вариант 6. База данных "Спектакли"

Основная таблица:

Спектакли[Код_спект, Название, Код_жанра, Код_театра, Код_режис, Актер, Актриса, Дата выпуска, Продолжительность, Мин_цена, Макс_цена]

Вспомогательные таблицы:

Жанры[Код_жанра, Жанр]

Театры [Код_театра, Театр, Город, Адрес, Нач_спектаклей, Телефоны]

Режиссеры [Код_режис, Фамилия, Имя_Отч, Лучшие_спектакли]

В полях Актер и Актриса указываются исполнители главных ролей; в запросах можно предусмотреть поиск спектаклей определенного жанра, выпущенных в определенный промежуток времени; возможен отбор спектаклей по фамилиям исполнителей главных ролей - актера и (или) актрисы, а также поиск спектаклей, поставленных определенным режиссером; возможен отбор по цене билетов.

Вариант 7. База данных "Расходы семьи"

База данных предназначается для учета расходов семьи и получения сводок-отчетов за периоды времени, задаваемые соответствующими параметрами. В качестве основной таблицы, позволяющей решать поставленные задачи, в базу данных рекомендуется включить таблицу

Расходы [N_расхода, Дата, Назв_расхода, Сумма, Код_статьи, Код_плательщ, Код_польз]

Каждая запись этой таблицы содержит номер и дату очередного расхода (затраты), название расхода, сумму затраты, код статьи расходов, код плательщика (кто из членов семьи платил) и код пользователя (т.е. для кого что-то оплачено).

Основная таблица ссылается на вспомогательные (справочные) таблицы Статьи_расходов и Семья. В записях таблицы Статьи_расходов указывается код статьи и ее наименование, например, 1 – продукты, 2 – вино-водочные изделия, 3 – табачные изделия, 4 – одежда, 5 - обувь, 6 – оплата жилищно-коммунальных услуг и т.п. Таблица Семья должна содержать в записях, кроме кода члена семьи, как минимум, его наименование, например, 1 – вся семья, 2 – дедушка, 3 – отец, 4 – мама, 5 – Маша, 6 - Саша. Вся семья (ее общая часть бюджета) или кто-то из ее членов может быть плательщиком. Покупки также могут предназначаться для всей семьи или для кого-то конкретно.

Для удобства ввода данных в основную таблицу создайте форму Расходы. Создайте запрос, формирующий виртуальную таблицу, содержащую основные сведения о расходах за указанный с помощью соответствующих параметров период времени. В эту таблицу можно включить дату, название статьи расхода, имена плательщика и пользователя, а также сумму платежа. Построенный таким образом запрос может быть источником данных для отчетов. Отчеты должны позволять оценивать затраты семьи за указанный период времени. В одном из отчетов надо предусмотреть группировку данных по статьям расходов, во втором – по плательщикам, в третьем – по пользователям. По указанным группам данных должны быть сформированы итоговые строки, отражающие суммарные расходы.

Вариант 8. База данных "Видеофильмы"

Основные таблицы:

Фильмы[Код_фильма, Название, Код_жанра, Код_студии, Код_режис, Актер, Актриса, Год, Аннотация]

Журнал [Номер_записи, Код_фильма, Кому_дан, Дата_выдачи, Дата_возвр]

Вспомогательные таблицы:

Жанры[Код_жанра, Жанр]

Киностудии [Код_студии, Название, Страна]

Режиссеры [Код_режис, Фамилия, Имя, Лучшие_фильмы]

В полях Актер и Актриса указываются исполнители главных ролей; в запросах можно предусмотреть поиск видеофильмов, выпущенных в определенные годы; возможен поиск по журналу фильмов, которые были даны кому-нибудь и не возвращены.

Вариант 9. База данных "Продажи книг"

База данных предназначается для учета продаж книг в книжном магазине и получения сводок-отчетов за периоды времени, задаваемые соответствующими параметрами.

Основная таблица:

Продажи [N_продажи, Дата, Назв_книги, Автор, Код_жанра, Код_издат, Год_издания, Цена]

Вспомогательные таблицы:

Жанры[Код_жанра, Жанр]

Издательства [Код_изд-ва, Название, Город]

Каждая запись основной таблицы содержит номер и дату продажи, название книги, фамилию автора, код жанра, код издательства, год издания и цену книги. Основная таблица ссылается на вспомогательные (справочные) таблицы Жанры и Издательства. В записях таблицы Жанры указывается код жанра и его наименование, например, 1 – исторический роман, 2 – фантастика, 3 – фэнтези, 4 – детектив, 5 - поэзия и т.п. Таблица Издательства должна содержать в записях, кроме кода издательства, как минимум его название.

Создайте запрос, формирующий виртуальную таблицу, содержащую основные сведения о продажах за указанный с помощью соответствующих параметров период времени. Отчеты должны позволять оценивать стоимость продаж за указанный период времени. В одном из отчетов можно предусмотреть группировку данных по жанрам, а во втором – по издательствам. По указанным группам данных должны быть сформированы итоговые строки, отражающие суммарную стоимость продаж.

Вариант 10. База данных "Продажи препаратов"

База данных предназначается для учета продаж препаратов в аптеке и получения сводок-отчетов за периоды времени, задаваемые соответствующими параметрами.

Основная таблица:

Продажи [N_продажи, Дата, Код_преп, Код_произв, Емк_упак, Цена, Кол_упак]

Вспомогательные таблицы:

Препараты [Код_преп, Препарат, Тип_преп]

Типы_препар[Тип_преп, Наименование_типа]

Производители [Код_произв, Производитель, Страна]

Каждая запись основной таблицы содержит номер и дату продажи, код препарата, код производителя, емкость упаковки, цену упаковки и количество проданных упаковок. В запросе «Продажи за период» надо предусмотреть вычисляемое поле Стоимость: Цена*Кол_упак.

Основная таблица ссылается на вспомогательные (справочные) таблицы Препараты и Производители. В записях таблицы Препараты указывается код препарата, его название и тип. Тип задается кодом, например, 1- антибиотики, 2 – витамины, 3 – антиаллергены, 4 – от простуды и гриппа, 5 – биодобавки и т.п. Следовательно, таблица Препараты ссылается на таблицу Типы_препар.

Вариант 11. База данных "Страны Европы"

Основная таблица:

Страны [Код_Страны, Страна, Столица, Население, Площадь, Код_строя, Код_религии]

Вспомогательные таблицы:

Государственный строй [Код_строя, Гос_строй, Пояснение]

Религии [Код_религии, Религия]

В таблице Страны содержатся основные сведения о странах континента. Сведения можно выбрать из атласов или из Интернета.

Таблица Государственный строй содержит информацию об основных видах государственного строя: конституционная монархия, президентская республика, парламентская республика и т.п.; пояснение может содержать дополнительную информацию о государственном устройстве.

Для удобства ввода данных в основную таблицу создайте форму Страны. Создайте запрос, формирующий виртуальную таблицу, содержащую основные сведения о странах с определенным государственным строем. Другой запрос может быть ориентирован на отбор сведений о странах, в которых главенствует та или иная религия. В отчетах страны могут быть сгруппированы по религии или по государственному строю. По указанным группам данных должны быть сформированы итоговые строки, отражающие суммарную площадь территории и население.

Вариант 12. База данных "Страны Азии"– см. пояснения к варианту 11

Вариант 13. База данных "Страны Америки"– см. пояснения к варианту 11

Вариант 14. База данных "Страны Африки" – см. пояснения к варианту 11

Наши рекомендации