Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем водоснабжения
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
Для студентов 2 курса лечебно-профилактического, педиатрического, стоматологического факультетов
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ
2005 г.
Учебная цель:
Знать, что вода является фактором здоровья человека и научиться оценивать ее качества.
Продолжительность занятия: 3 часа.
Задачи занятия:
1. Знать значения воды для человека.
2. Уметь оценивать качества воды в соответствии с нормативными документами.
3. Знать основные способы улучшения качества воды.
Ход занятия
1. Вначале занятия разбираются теоретические вопросы темы, изучаются нормативные документы. Решение и обсуждение ситуационных задач.
2. Самостоятельная работа студентов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1.
1.1. Познакомиться с гигиеническими нормативами (Приложение 1).
1.2. Переписать в тетрадь группы показателей качества и их гигиеническое значение (табл.3).
Таблица 3
Показатели качества воды
Группа показателей | Показатели | Гигиеническое значение |
Органолептические | 1. Цвет 2. Запах 3. Мутность (прозрачность) 4. Вкус | 1. Влияют на водопотребление 2. Являются настораживающими для населения |
Химические | 1. Вещества природного происхождения (минеральный состав, жесткость, йод, хлориды, железо и др.). 2. Вещества техногенного происхождения (мышьяк, хром и др.). | 1. Влияют на органолептику воды. 2. Могут вызвать отравление, увеличить риск инфекционной патологии. 3. Могут вызвать отдаленные эффекты. |
Эпидбезопасность | 1. Санитарно-химические (окисляемость, аммонийные соли, нитриты, растворенный кислород, БПК). 2. Бактериологические (ОМЧ, содержание колиформных бактерий, колифагов, спор, клостридий). | Являются косвенным показателем органического загрязнения, косвенные показатели эпидбезопасности. |
Задание 2.
Оценить качество воды по данным одной из ситуационных задач с использованием самостоятельных исследований:
2.1. переписать данные анализа пробы воды из задачи в тетрадь;
2.2. пользуясь простейшими экспресс-методами, определить самостоятельно следующие показатели:
- цветность в град.
- запах в баллах
- содержание солей аммония
- содержание хлоридов.
Методики определения представлены в приложении 2.
2.3. Дать заключение.
Задача 1
Проба воды из р.Чернушки.
Отдельный строительный батальон переброшен в поселок Н. для участия в ликвидации последствий землетрясения. В результате сейсмического воздействия водозаборные сооружения, водопроводы разрушены. Предполагается организовать водоснабжение из р.Чернушки (500 м от поселка).
Данные анализа пробы:
Запах –
Цветность –
Мутность – 10,0 мг/л
Жесткость общая – 2,0 ммоль/л
Фториды – 0,7 мг/л
Хлориды –
Соли аммония –
Гексохлоран – 0,2 мг/л
Мышьяк – 0,2 мг/л
Ртуть – 0,002 мг/л
Коли-индекс – 120
1) Внести данные самостоятельного исследования.
2) Сравните с нормативными документами. Какие показатели не соответствуют нормам?
3) Дайте заключение о пригодности воды в питьевых целях.
4) Какую опасность представляет такая вода для человека незамедлительно и в отдаленные сроки?
Задача 2
Пробы воды из шахтного колодца на военном полигоне.
Санитарно-техническое состояние колодца удовлетворительное. Стены шахты колодца выполнены бетонными кольцами. Дно для фильтрации засыпано гравием. Глубина колодца 8 метров. Воду поднимают насосом.
Данные анализа пробы:
Запах –
Цветность –
Мутность – 2 мг/л
Жесткость общая – 4 ммоль/л
Фториды – 0,4 мг/л
Хлориды –
Соли аммония –
Коли-индекс – 8
1) Внесите данные самостоятельного исследования.
2) Сравните с нормативными документами. Какие показатели не соответствуют нормам?
3) Назовите причины высокого (низкого) значения показателей.
4) Могут ли возникнуть заболевания при употреблении такой воды?
5) Какие данные об устройстве колодца отсутствуют в описании?
6) Необходимо ли применение методов улучшения качества воды и обеззараживания?
Задача 3
Проба воды из артезианской скважины коллективного сада.
Глубина скважины 40 м. Стенки скважины плотно укреплены металлическими обсадными трубами. Оголовок скважины герметизирован, территория не благоустроена. Зона строгого режима отсутствует. Вода не очищается и не обеззараживается
Данные анализа пробы:
Запах –
Цветность –
Мутность – 0,5 мг/л
Общая минерализация – 1100 мг/л
Жесткость общая – 8,0 ммоль/л
Фториды – 2,0 мг/л
Хлориды –
Соли аммония –
Нитраты – 82,0 мг/л
Коли-индекс – 2
1) Внесите данные самостоятельного исследования.
2) Сравните с нормативными документами. Какие показатели не соответствуют нормативам?
3) Дайте заключение об использовании воды:
- для питьевых целей
- хозяйственных
- полива.
4) Назовите возможные причины высокого (низкого) содержания химических веществ.
5) Какие могут возникнуть заболевания при употреблении такой воды?
6) Необходимо ли применение методов улучшения качества воды?
Задание 3
3.1. Ознакомиться с основными и специальными методами улучшения качества и обеззараживания воды (учебные таблицы,; учебники: Г.И.Румянцев. Общая гигиена, 1985; Г.И.Румянцев. Гигиена. 2000, с.152-162).
3.2. Разобравшись в сущности методов заполните таблицу:
Таблица 4
№ | Метод обработки | Цель метода | Недостатки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Отстаивание Фильтрование Коагуляция Хлорирование Озонирование Обработка УФ-лучами |
3.3. Провести пробную коагуляцию в 3-х стаканах с последующей фильтрацией и определением цветности (демонстрационный опыт).
Задача 4
ООО Научно-производственное предприятие «Айсберг» для производства бутилированной питьевой воды «Baby Water» использует воду из скважины № 2Г Каменского водозабора Сысертского района.
Водозабор имеет зоны санитарной охраны. Питьевая вода перед разливом в емкости проходит дополнительную очистку и обеззараживание на бактерицидной установке с применением ультрафиолетового облучения.
По данным лабораторного исследования питьевая вода «Baby Water» по всем показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества» кроме:
- общей минерализации – 180 мг/л;
- фторидов – 0,2 мг/л;
- калия – 0,78 мг/л (в N – 2-20 мг/л).
Ответить на вопросы:
1. Можно ли использовать эту бутилированую воду в питьевых целях для населения?
2. Какие отклонения в состоянии здоровья могут быть при ее использовании?
3. Какие методы дополнительной обработки необходимо использовать перед розливом воды?
4. Отмечаются ли по вашему мнению требования к качеству бутилированной воды от качества водопроводной воды?
5. Должны ли сертифицироваться емкости, в которые разливается вода (бутылки, крышки, преформы).
Задача 5
5.1. Дать оценку бутилированной воды по этикетке.
Контрольные вопросы по теме
1. Физиологическое, гигиеническое и оздоровительное значение воды.
2. Химический состав воды. Значение минерального состава для человека.
3. Заболевания, связанные с измененным солевым составом воды.
4. Вода, как фактор передачи инфекционных заболеваний.
5. Источники водоснабжения, их сравнительная характеристика.
6. Способы улучшения качества и обеззараживания воды (сущность методов).
При подготовке к практическому занятию заполнить таблицы:
Таблица 1
Связь химического состава воды со здоровьем
Химический компонент | Риск каких заболеваний увеличен |
1. Общее содержание минеральных веществ (сухой остаток). 2. Жесткость 3. Хлориды 4. Сульфаты 5. Фтор-ион 6. Йод 7. Нитраты |
Таблица 2
Вода, как фактор передачи инфекционных заболеваний
Группа заболеваний | Расшифровка |
1. Острые кишечные 2. Болезни животных 3. Вирусные 4. Гельминтозы |
Основная литература
1. Г.ИМ.Румянцев. Гигиена. 2000, с.111-175.
2. Г.И.Румянцев. Общая гигиена. 1985, с.106-149.
3. А.А.Минх. Общая гигиена. С.70-134.
Оснащение занятия:
1) учебные задания 7) колбы на 100 мл
2) учебные таблицы 8) пипетки на 2, 5, 10 мл
3) СанПиН на воду 9) часовые стекла
4) вода на исследование 10) спиртовки, спички
5) штатив с набором пробирок 11) воронки
6) цилиндр на 100 мл 12) салфетки марлевые, вата
Реактивы:
1) реактив Несслера 3) сегнетова соль
2) бисульфат натрия в кристаллах 4) спирт
Приложение 1
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
(СанПиН 2.1.4-559-96)