ИММОБИЛИЗОВАННЫЕ ГУМИНОВЫЕ КИСЛОТЫ В КАЧЕСТВЕ "ЗЕЛЕНОГО" СОРБЕНТА ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИОНОВ МЕТАЛЛОВ ИЗ ВОДНОЙ СРЕДЫ
Кондратенко С.В.,1 Линник Р. П.2,Запорожец О.А.3
1Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко,
Киев, Украина.
Студент VI курса.
2Киевский национальный университет Тараса Шевченко, Киев, Украина. Молодой учёный.
3Киевский национальный университет Тараса Шевченко, Киев, Украина. Молодой учёный.
Научный руководитель: Запорожец О.А.
Качество природных вод, в том числе питьевых, имеет огромное значение для жизнедеятельности человека. Их очистка от загрязняющих веществ важна не только для многих технологических процессов, но и для поддержания равновесия водных экосистем. Поэтому особенно актуальна разработка технологий и материалов, пригодных для эффективного решения этой проблемы и соответствующих критериям "зеленой" химии. Безопасными для окружающей среды являются вещества природного происхождения, к каковым относятся гумусовые вещества (ГВ). Они занимают ведущее место среди органических веществ почв, поверхностных вод, твердых горючих ископаемых, а также многих других объектов биосферы. По своей природе ГВ – это сложные смеси полимерных химических соединений с нерегулярным строением, высокой степенью неупорядоченности структуры и полидисперсностью молекулярных масс [1]. Уникальная особенность ГВ, во многом определяющая их свойства, заключается в наличии в составе их макромолекул "ароматического каркаса", замещенного различными функциональными группами, и "углеводной периферии" [2]. Такое строение обусловливает способность соединений этого класса вступать в ионные и донорно-акцепторные взаимодействия, участвовать в сорбционных процессах, образовывать водородные связи, выполнять транспортную и протекторную функцию в биосфере. Связывая ионы металлов в хелатные комплексы, ГВ снижают их токсичность, выполняя тем самым роль природных детоксикантов. Для использования ГВ в рекультивационных технологиях их закрепляют на поверхности твердых носителей. Чаще всего для этой цели служат цеолиты и материалы на основе силикагеля (СГ). Для иммобилизации ГВ используют различные подходы. Наиболее распространен способ ковалентной прививки на поверхности СГ, предварительно обработанной органосиланами. Соответствующие реакции проводят в среде безводных органических растворителей при повышенной температуре в течение 3–24 часов.
Цель данной работы – изучение сорбции гуминовых кислот (ГК) органо-минеральным сорбентом на основе СГ, модифицированного четвертичной аммониевой солью (ЧАС). В работе использовали силикагель SG-60 фирмы Merck. Сорбцию ГК (Fluka) изучали в статических условиях. Концентрацию ГК в растворах после сорбции определяли люминесцентным методом.
В ходе проведенных исследований было установлено, что на поверхности немодифицированного СГ при рН 3–10 сорбция ГК из водного раствора незначительна. Известно [1], что ГВ являются полифункциональными полиэлектролитами, содержащими как положительно, так и отрицательно заряженные функциональные группы. Доминирование карбоксильных групп в составе ГВ позволяет причислить их к высокомолекулярным ароматическим оксикарбоновым кислотам. Поэтому в качестве матрицы для закрепления ГК использовали анионообменник (рис. 1) на основе СГ с адсорбированной на его поверхности ЧАС (нитрат тетрадециламмония). С целью оптимизации условий иммобилизации ГК была изучена их сорбция модифицированным СГ в зависимости от рН водного раствора, концентрации, а также продолжительности контакта фаз. Максимальная степень извлечения достигалась при рН 3,0. Изотермы сорбции ГК при рН 3,0 и 7,0 могут быть отнесены к L-типу и описаны уравнением Лэнгмюра. Максимальная сорбционная емкость сорбентов на участке изотерм, соответствующем мономолекулярной адсорбции, составляла 11,4 (рН 3,0) и 7,1 (рН 7,0) мг/г. Время установления сорбционного равновесия не превышало 15 и 60 мин при сорбции соответственно из раствора с рН 3,0 и 7,0.
Рис 1. Схема иммобилизации ГК на поверхности СГ, модифицированного нитратом тетрадециламмония.
Устойчивость иммобилизованных ГК к десорбции при различных рН и ионной силе раствора свидетельствует о возможности практического применения полученных сорбентов для извлечения ионов металлов, в частности Al(III), из питьевой воды.
Литература:
[1] Попов А.И. Гуминовые вещества: свойства, строение, образование. –СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004, 248 с.
[2] Линник П.Н., Васильчук Т.А., Линник Р.П. Гидробиол. журн. 40, № 1, 81–107 (2004)
РАЗРАБОТКА И ВАЛИДАЦИЯ СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЛЬФАМЕТАЗИНА В МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЗОРЕАГЕНТОВ: ТРОПЕОЛИНА О, 4-(2-ПИРИДИЛАЗО) РЕЗОРЦИНА И 4-(2-ТИАЗОЛИЛАЗО) РЕЗОРЦИНА
Коркуна О.Я.,1 Бойко М.Я.2
1Львовский национальный университет имени Ивана Франко,
Львов, Украина.
Молодой учёный.
2Львовский национальный университет имени Ивана Франко, Львов, Украина. Аспирант 3г.
Научный руководитель: Врублевская Т.Я.
Сульфаниламиды (СА) являются одним из старейших классов антибактериальных средств. На фоне сокращения использования СА, как однокомпонентных препаратов, широкое применение получили комбинированные препараты, содержащие СА в сочетании с триметопримом, либо с некоторыми антибиотиками. Такие комбинации антибактериальных субстанций характеризуются выраженным бактерицидным эффектом и широким спектром антибактериальной активности, в т. ч. относительно микрофлоры, устойчивой ко многим антибиотикам и издавна используемым сульфаниламидам.
Известно, что как действующие, так и вспомогательные вещества, составляющие один комбинированный препарат, очень часто затрудняют определение каждого, либо некоторых, из них. Этим, в частности, обуславливается необходимость поиска селективных реагентов для определения, контролируемых веществ, как среди уже известных соединений, так и поиск новых аналитических форм.
Наиболее распространенным СА, используемым в ветеринарной практике является сульфаметазин (4-Амино-N-(2,4-диметил-2-пиридинил) бензосульфонамид), резорбтивный препарат краткосрочного действия. Нами изучено взаимодействие сульфаметазина (СМТ) с азореагентом (кислотным моноазокрасителем) – тропеолином О (Тр О), и гетероциклическими азореагентами 4-(2-пиридилазо) резорцином (ПАР) и 4-(2-тиазолилазо) резорцином (ТАР). Методики основаны на диазотировании СМТ 10-кратным избытком нитрита натрия в среде 1 М соляной кислоты при температуре ледяной бани в течение 20 минут. Последующее азосочетание, образовавшихся диазосолей СА, с азокрасителями Тр О, ПАР и ТАР осуществляется, соответственно, при рН 10,5, 11,0 и 9,5 при 1,5-2-кратном избитке азореагента. Для всех систем в качестве буферной смеси использовали 0,01 М раствор тетрабората натрия.
На стадии разработки методик было установлено, что вспомогательные вещества, входящие в состав лекарств, не влияют на определение СМТ с использованием всех испытанных азокрасителей, в то время, как антибиотики тетрациклинового ряда и тилозин мешают такому определению с участием ПАР и ТАР. Полученные результаты позволили применить разработанные методики для анализа лекарственных средств в различных лекарственных формах (растворы, суспензии, порошки, таблетки), с использованием, в частности, Тр О – для четырехкомпонентных, ПАР – трехкомпонентных и ТАР – двухкомпонентных препаратов.
Согласно требованиям Европейской [1], Американской [2] Фармакопей, Государственной Фармакопеи Украины [3] а также других международных [4] и внутригосударственных документов [5], методики определения действующих веществ в лекарственных средствах должны быть валидированы. В соответствии с требованиями [1-5] для аналитической методики на испытание "количественное определение содержания действующего вещества" необходимо определять такие валидационные характеристики: специфичность; робастность (стойкость); линейность; правильность (или точность), прецизионность на трех уровнях – сходимость (повторяемость), внутрилабораторную (промежуточную) прецизионность, воспроизводимость; диапазон применения; предел обнаружения и предел количественного определения.
Исходя из этих требований, мы провели валидацию разработанных нами методик: методику определения сульфаметазина с Тр О в таблетках "Септовет" (ООО Укрзооветпромпостач) и порошке "Сульфатилозин" (ООО Укрветпромпостач); с ПАР – в суспензии "Мастисан-А" (Харьковская биофабрика); с ТАР – в растворе "Веттримеразин" (ООО Базальт) (табл. 1).
Таблица 1. Состав исследуемых препаратов сульфаметазина.
Препарат | Другие действующие вещества | Вспомогательные вещества |
"Веттримеразин" (186±19 мг/мл) | триметоприм (40 мг/г) | пропиленгликоль, бензиловый спирт, вода |
"Мастисан-А" (70±7 мг/мл) | стрептомицин (12 мг/мл), бензилпенницилин (26 мг/мл) | стеарат алюминия, вазелиновое масло |
"Септовет" (180±18 мг/табл) | тилозин (25 мг/табл), триметоприм (30 мг/табл), ретинол ацетат (6 мг/табл) | лактоза, крохмаль, гидрокар бонат натрия, хлорид натрия, стеарат магния, карбоксиметил целюлоза, поливиниловый спирт, винная кислота |
"Сульфатилозин" (175±17,5 мг/г) | триметоприм (35 мг/г), тилозин (3 мг/г), окситетрациклин (5 мг/г) | крохмаль, лактоза |
Экспериментально доказано, что спектрофотометрическая методика количественного определения СА с использованием Тр О, ПАР и ТАР в исследованных препаратах пригодна для контроля качества этих препаратов по показателю "количественное определение" СМТ, что подтверждено установленными валидационными характеристиками.
Литература:
[1] European Pharmacopoeia (Eur. Ph.). 7-th Ed. Strasbourg: Council of Europe,2010.
[2] United States Pharmacopoeia, USP 30-NF25 Convention Inc., Rockville, MD XXVI, 2007.
[3] Державна Фармакопея України. – Доп. 1. – Х.: РІГЕР, 2004. – 520 с.
[4] Note for guidance on validation of analytical procedures: text and methodology (CPMP/ICH/381/95).
[5] Юргель Н.В., Младенцев А.Л., Бурдейн А.В. и др. Руководство по валидации методик анализа лекарственных средств – М.: — Изд. «Спорт и Культура - 2000», 2007. – 192 с.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТАТОЧНЫХ КОЛИЧЕСТВ БИСФЕНОЛА А И ДИЭТИЛСТИЛЬБЭСТРОЛА В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЧЕТАНИЯ МЕТОДОВ QUECHERS И ДИСПЕРСИОННОЙ ЖИДКОСТНО – ЖИДКОСТНОЙ МИКРОЭКСТРАКЦИИ МЕТОДОМ ГАЗОВОЙ ХРОМАТОГРАФИИ
Королёв Д.С.
Федеральный центр охраны здоровья животных,
Владимир, Россия.
Аспирант 2г.
Научный руководитель: Амелин В.Г.
Разработана простая и экономичная методика определения бисфенола А и диэтилстильбэстрола в широком круге пищевых продуктов с использованием сочетания методов QuECheRS и дисперсионной жидкостно – жидкостной микроэкстракции методом газовой хроматографии с детектором электронного захвата. Анализируемые вещества извлекали из твердых проб ацетонитрилом согласно методу QuECheRS, после чего концентрирование проводили при помощью микроэкстракции, где в качестве экстрагента был использован тетрахлорметан, диспергатора – конечный экстракт по методу QuECheRS. Микроэкстракцию проводили в среде бидистиллированной воды без добавления солей и изменения рН. Эффективность диспергирования увеличивали обработкой полученной эмульсии ультразвуком. Дериватизацию проводили трифторуксусным ангидридом при температуре 60 0С с добавлением катализатора триэтиламина.
Были подобраны оптимальные объемы и условия для микроэкстракции бисфенола А и диэтилстильбэстрола, степень извлечения которых близка к 100%, а степень концентрирования конечного экстракта - 40. Интервал линейности градуировочного графика составил 0,05 – 10 и 0,02 – 5 мкг/мл для бисфенола А и диэтилстильбэстрола соответственно. Диапазоны определяемых концентраций в мясе, креветках, мидиях, консервированных овощах и фруктах составили 1 – 250 и 0,5 – 125 мкг/кг для бисфенола А и диэтилстильбэстрола соответственно.
РАЗРАБОТКА ВАРИАНТОВ ON-LINE КОНЦЕНТРИРОВАНИЯ ПРИ ЭЛЕКТРОФОРЕТИЧЕСКОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ БЕЛКОВ В УСЛОВИЯХ КАПИЛЛЯРНОЙ ЭЛЕКТРОХРОМАТОГРАФИИ
Королева В.Ю.
Санкт-Петербургский государственный университет,
Санкт-Петербург, Россия.
Студент IV курса.
Научный руководитель: Карцова А.А.
Капиллярная электрохроматография (КЭХ), являясь микроколоночным электрокинетическим методом разделения аналитов, обладает достоинствами ВЭЖХ и капиллярного зонного электрофореза (КЗЭ). Новые технологии изготовления колонок для КЭХ позволяют определять как высокомолекулярные соединения, так и их низкомолекулярные метаболиты. Однако, пределы обнаружения аналитов остаются достаточно высокими, что затрудняет активное использование КЭХ в практике клинической медицины. Перспективным решением является поиск соответствующих вариантов on-line концентрирования, включая комбинирование различных механизмов концентрирования, позволяющих получать сопоставимые с высокоэффективной жидкостной хроматографией (ВЭЖХ) отношения сигнал/шум.
Основными вариантами концентрирования являются стэкинг, свипинг, динамический рН-скачок, самоиндуцированный изотахофорез.
В последние годы большой интерес привлекает использование в качестве компонентов подвижной и неподвижной фаз в хроматографии и капиллярном электрофорезе новых полимерных материалов - дендритных полимеров. Они имеют стабильную мицеллоподобную структуру, большое количество терминальных функциональных групп, внутримолекулярные полости, обеспечивающие способность образовывать комплексы включения типа «гость-хозяин» с аналитами различной природы. Нами синтезированы полые колонки с нанесенным тонким слоем сверхразветвленных полимеров (PLOT-колонки). На подготовленных колонках изучены возможности различных вариантов on-line концентрирования для снижения пределов обнаружения белков (альбумина, миоглобина, лизоцима, инсулина) при их электрофоретическом определении с УФ-детектированием.
Показано, что в кислой среде с добавкой полимеров в состав буферного электролита реализуются условия стэкинга с большим объемом вводимой пробы (без переключения полярности).
Установлено, что использование стэкинга позволяет снизить пределы обнаружения белков по сравнению с традиционным капиллярным зонным электрофорезом до 70 раз.
Проведена количественная оценка on-line концентрирования и выявлены факторы, определяющие его эффективность (степень функционализации молекулы дендритного полимера; природа, концентрация и рН рабочего буферного раствора). Получены сравнительных оценочных характеристик по пределам обнаружения, эффективности, селективности разделения.
Осуществлена апробация установленных закономерностей на реальных объектах (сыворотка крови).