Опыт №3. Амфотерность металлического алюминия
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ
ФАКУЛЬТЕТ | _______________________________________-. |
КАФЕДРА | «Техносферная безопасность» . |
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ | . |
ОТЧЁТ
По лабораторным работам
По общей химии
Студента__________________
(группа, курс) (фамилия, имя, отчество)
Принял преподаватель__________________
(фамилия, имя, отчество)
________ ___
(дата) (подпись)
Волгодонск, 2013 г.
Лабораторная работа №1 (ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЯРНОЙ МАССЫ ЭКВИВАЛЕНТА (ЭКВИВАЛЕНТНОЙ МАССЫ) МЕТАЛЛА ПО ОБЪЕМУ ВЫТЕСНЕННОГО ВОДОРОДА),оформить, аналогично последующим работам, САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Кафедра Техносферной безопасности | Зависимость СвоЙСТв эЛемЕНТОВ ОТ ПОЛОжЕНиЯ В ПЕриОдической СИСТЕме Д.И. менделеева | №2 | ||||||
Цель работы: изучить на практике, как зависят свойства элементов и их соединений от заряда ядра атома на примере элементов III периода. Оборудование и материалы:спиртовая горелка, коническая колба на 100 см3, фарфоровая чашка, часовое стекло, 8 пробирок, фенолфталеин, метилоранж, сера, цинковая пыль, натрий, магний, алюминий. Растворы: соляной кислоты, едкого натрия, хлорида олова (П), гидроксида аммония. Выполнение работы. Опыт №1. Взаимодействие щелочных металлов с водой. Нальем в фарфоровую чашку немного воды, опустим в неё кусочек натрия и быстро прикроем чашку часовым стеклом или воронкой. (Осторожно! Брызги щелочи могут попасть на открытые участки кожи человека и одежду). После окончания реакции прильем к полученному раствору 2-3 капли фенолфталеина. Составим уравнение протекающей реакции и сделаем выводы относительно свойств щелочных металлов: Опыт №2. Действие воды на металлический магний . Поместим в пробирку немного порошка металлического магния, добавим 5 мл воды и 2-3 капли раствора фенолфталеина. Цвет раствора практически не изменился. Затем нагреваем пробирку. Окраска раствора становится малиновой. Сделаем вывод относительно щелочных свойств магния и напишем уравнение протекающей реакции: |
Опыт №3. Амфотерность металлического алюминия
Поместим кусочек металлического алюминия в пробирку, прильем немного воды и 2-3 капли фенолфталеина. Убеждаемся в том, что ни в обычных условиях, ни при нагревании алюминий с водой практически не взаимодействует. Затем поместим в две другие пробирки по кусочку алюминия. В одну из них приливаем разбавленную соляную кислоту, в другую - раствор крепкой щелочи NaOH. Пробирки нагреваем. При этом наблюдается взаимодействие алюминия как с кислотами, так и со щелочами. Напишем уравнения протекающих реакций и сделаем выводы о свойствах алюминия:
Опыт №4 . Неметаллические свойства элементарной серы
Кусочек элементарной серы помещаем в пробирку и наливаем немного воды (опыт проводить под вытяжкой!). Прибавляем сначала 2-3 капли фенолфталеина, а затем столько же метилоранжа. Отмечаем, что сера не взаимодействует с водой в обычных условиях. Нагреваем пробирку. После нагревания взаимодействие серы с водой также не происходит. Кусочек серы положим на железную ложечку, подожжем и опустим в коническую колбу, в которую было налито немного воды (не касаясь ложечкой с горячей серой поверхности воды). После сгорания серы закрываем колбу пробкой и встряхиваем. Полученный раствор разделяем на 2 пробирки и испытываем различными индикаторами. Напишем уравнения химических реакций:
Опыт №5. Амфотерные свойства гидроксида алюминия
Помещаем в пробирку 8-10 капель раствора AlCl3, добавляем по капелям 2М раствор NaOH до выпадения осадка. Распределив содержимое на две пробирки, растворяем осадок в каждой из них с помощью: в одном случае 2 М раствора HCl, в другом - 2 М раствора NaOH. Составим уравнения реакций, зная, что при реакции гидроксида алюминия с NaOH образуется гексагидроксоалюминат натрия Na3[Al (OH)6]:
Общий вывод по работе:
№ проб | V, см3 KIO3 | V, см3 H2O | V суммарный, см3 | Концентрация С | Время окрашивания τ, с | Относительная скорость υ усл=1/ τ, c |
- | ||||||
Приняв концентрацию раствора йодата калия, к которому не добавляли воду, за единицу, вычисляем концентрации в двух других случаях. Строим график зависимости скорости реакции от концентрации йодата калия.
| ||||
№ опыта | Температура опыта Т, К | 1/Т, К-1 | Время появления помутнения t, c | Относительная скорость реакции υ усл=1/ τ, c-1 | [lg υ] |
По полученным данным строим график зависимости логарифма скорости реакции от обратной величины абсолютной температурыв координатах, представленных на рис.
lg υ |
|
делаем вывод о зависимости скорости реакции от температуры. Из графика определяем тангенс угла наклона и вычисляем энергию активации:
E = 2.303 R tg α =______________________________, дж/моль
tg α =
R =
Общий вывод по работе:
Формула соединения | Сила электролитов, образующих данную соль | Цвет индикаторной бумаги | Значение рН по иономеру | Реакция среды | |
основание | кислота | ||||
Na2CO3 | |||||
NaCl, | |||||
ZnCl2 | |||||
Pb(CH3COO)2 | |||||
HCl | |||||
NaOH |
Составим сокращенные ионные уравнения гидролиза солей и объясним изменение окраски индикаторной бумаги в растворах солей в сравнении с окраской ее в дистиллированной воде.
Опыт №2 Усиление гидролиза одной соли раствором другой гидролизирующей соли
К 3 мл концентрированного раствора FeCl3 (соль образована слабым основанием и слабой кислотой, ее гидролиз протекает в основном только по 1-ой ступени) прильем немного концентрированного раствора Na2CO3 (соль образована, напротив, сильным основанием и слабой кислотой, ее гидролиз также протекает в основном только по 1-ой ступени) до образования устойчивого осадка. При этом наблюдается выделение пузырьков. В результате сливания двух вышеуказанных растворов происходит образование соли, полученной из слабых оснований и кислоты. Эта соль подвергается полному гидролизу. Напишем молекулярные и ионные уравнения реакции:
Опыт №4 Влияние температуры на степень гидролиза солей
В две пробирки нальем по 3-4 мл концентрированного раствора ZnCl2 и по 2 капли индикатора – метилового оранжевого. Одну пробирку поставим в штатив, другую нагреваем почти до кипения. Сравним окраску индикатора в обеих пробирках. После остывания снова сравним окраску и объясним изменение окраски индикатора при нагревании раствора ZnCl2 .
Общий вывод по работе:
Опыт №2 Восстановительные свойства пероксида водорода
В пробирку наливаем 1-2 см3 раствора KMnO4, подкисляем 2-3 каплями разбавленного раствора H2SO4 и прибавляем 1-2 см3 раствора H2O2 до обесцвечивания раствора перманганата. Определив окислитель и восстановитель в этой реакции, составим уравнение реакции, учитывая, что одним из продуктов является кислород.
Наши рекомендации