Курс (2 ч в неделю в 8 классе, 2 ч в неделю в 9 классе, всего за два года
обучения 140ч, из них 10ч - резервное время)
Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы, число часов, отводимых на данный раздел | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (58 ч) | ||
1. Предмет химии (8ч) | Предмет химии как науки. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Описание хода эксперимента и результатов наблюдений. Оборудование школьной химической лаборатории. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Очистка веществ. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций. Демонстрации.1. Образцы лабораторного оборудования и приемы безопасной работы с ним. 2. Чистые вещества: сера и железо и их смесь. 3. Разделение смеси серы и железа. 4. Разделение смеси речного песка и поваренной соли. 5. Нагревание сахара. 6. Нагревание парафина. 7. Горение парафина. 8. Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты. 9. Взаимодействие растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия. 10. Взаимодействие свежеосажденного гидроксида меди (II) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании. Лабораторные опыты.1. Рассмотрение веществ с разными физическими свойствами. 2. Примеры физических явлений: плавление парафина, испарение воды. 3. Примеры химических реакций: окисление меди при нагревании, действие соляной кислоты на мрамор. Практические занятия.1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 3. Изучение строения пламени | Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Разделять смеси. Изучать строение пламени |
2. Первоначальные химические понятия (12ч) | Атом, химический элемент. Знаки химических элементов. Металлы и неметаллы. Молекула. Простые и сложные вещества. Химическая формула. Валентность: определение валентности по формуле бинарных соединений и составление формул бинарных соединений по валентности. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Демонстрации.11. Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. 12. Шаро- стержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода(IV). 13. Опыты, ил люстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Лабораторные опыты.4. Ознакомление с образцами простых (металлов и неметаллов) и сложных веществ, минералов и горных пород. 5. Составление шаростержневых моделей молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода(IV). | Различать понятия «молекула», «атом», «химический элемент». Определять валентности атомов в бинарных соединениях. Описывать простейшие вещества с помощью химических формул; простейшие химические реакции с помощью химических уравнений. Описывать состав простейших соединений по их химическим формулам. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов. |
3. Оксиды (8 ч) | История открытия кислорода. Состав воздуха. Кислород как химический элемент и простое вещество. Озон. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с серой, фосфором, медью, железом, метаном. Горение и медленное окисление. Получение кислорода в лаборатории разложением перманганата калия и пероксида водорода. Методы собирания газов: вытеснением воздуха, вытеснением воды. Оксиды: состав, номенклатура. Демонстрации.14. Ознакомление с физическими свойствами кислорода. 15. Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа. 16. Условия возникновения и прекращения горения. Лабораторные опыты.6. Ознакомление с образцами оксидов. Практические занятия.4. Получение кислорода и изучение его свойств. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу. |
4. Кислоты и соли (10ч) | История открытия водорода. Водород - химический элемент и простое вещество. Меры безопасности при работе с водородом. Физические и химические свойства водорода: взаимодействие с кислородом, серой, хлором, оксидом меди (П), оксидом железа (III). Кислоты: состав, номенклатура. Классификация кислот по основности, наличию атомов кислорода в молекуле, растворимости. Кислотно-основные индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин. Окраска индикаторов в кислой и нейтральной среде. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Средние соли: состав, номенклатура. Растворимость солей в воде. Демонстрации.17. Ознакомление с физическими свойствами водорода. 18. Горение водорода на воздухе и в кислороде. 19. Взрыв смеси водорода и кислорода. 20. Взаимодействие водорода с серой и хлором. 21. Восстановление меди из оксида меди (II) водородом. 22. Меры безопасности при работе с кислотами. Действие концентрированной серной кислоты на органические вещества (целлюлоза, сахароза). 23. Образцы солей. 24. Разложение гидрокарбоната натрия при нагревании. Лабораторные опыты.7. Проверка водорода на чистоту. 8. Сравнение окраски индикаторов в разных средах. 9. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов. 10. Взаимодействие солей с металлами. Практические занятия.5. Получение водорода и изучение его свойств. 6. Получение раствора медного купороса из оксида меди (II) и серной кислоты | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам |
5. Вода. (12ч) Основания | Вода как растворитель. Растворы. Очистка воды. Аэрация воды. Химические свойства воды: реакции с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV), оксидом фосфора (V). Основания: состав, номенклатура. Классификация оснований по кислотности, растворимости. Кислотно-основные индикаторы: фенолфталеин, универсальный индикатор. Окраска индикаторов в щелочной, кислой и нейтральной среде. Химические свойства оснований: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами, разложение нерастворимых оснований при нагревании. Генетические связи между классами неорганических веществ. Демонстрации.25. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV), оксидом фосфора (V) и испытание полученных растворов индикатором. 26. Образцы оснований. 27. Опыты, иллюстрирующие генетические связи между основными классами неорганических веществ. Лабораторные опыты.11. Взаимодействие оснований с кислотами. 12. Получение нерастворимых оснований. 13. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Практические занятия.7. Генетические связи между классами неорганических соединений | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений |
6. Естественные семейства химических элементов (8 ч) | История открытия естественных семейств химических элементов. Естественное семейство щелочных металлов. Изменение физических свойств щелочных металлов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности в реакциях с кислородом, водой. Магний и естественное семейство щелочно-земельных металлов. Изменение физических свойств и химической активности щелочно-земельных металлов при увеличении относительной атомной массы. Кислород и сера. Сравнение физических свойств и химической активности кислорода и серы. Галогены - самые активные неметаллы. Изменение физических свойств галогенов с увеличением относительной атомной массы. Изменение активности галогенов с увеличением относительной атомной массы при взаимодействии с водородом, металлами. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их солей. Демонстрации.28. Физические свойства щелочных металлов. 29. Взаимодействие натрия с водой. 30.Взаимодействие калия с водой (в видеозаписи). 31.Взаимодействие магния и кальция с водой. 32. Взаимодействие кислорода и серы с водородом, железом. 33. Физические свойства галогенов. 34. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом, иодом. Лабораторные опыты.14. Испытание индикатором водных растворов водородных соединений кислорода и серы. 15. Вытеснение галогенами друг друга из растворов солей | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии |
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества (24 ч) | ||
7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (15ч) | Основания классификации химических элементов Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Две формы представления периодической системы: вербальная (периодический закон) и графическая (таблица). Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»: А- и Б-группы, периоды. Ядерная (планетарная) модель строения атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Физический смысл порядкового (атомного) номера. Современное содержание понятия «химический элемент». Массовое число, изотопы, относительная атомная масса. Электронная оболочка атома: понятие об электронном слое, его емкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого — третьего периодов. Современная формулировка периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. Научный подвиг Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Демонстрации.35. Модели атомов элементов первого — третьего периодов | Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп. Различать периоды. А- и Б-группы. Моделировать строение атома. Определять понятия «химический элемент», «порядковый (атомный) номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «периодическая система химических элементов». Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Структурировать материал о жизни и деятельности Д. И. Менделеева, об утверждении учения о периодичности |
8. Химическая связь (9ч) | Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Заряд иона. Степень окисления. Демонстрации.36. Модели ионных, молекулярных и атомных кристаллических решеток. Лабораторные опыты.16. Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей | Конкретизировать понятия «химическая связь», «кристаллическая решетка». Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка». Моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью |
Раздел 3. Многообразие химических реакций (20 ч) | ||
9. Классификация химических реакций (8 ч) | Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Первоначальное представление о катализе. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление с точки зрения изменения степеней окисления атомов. Демонстрации.37. Примеры экзо- и эндотермических реакций. 38. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. 39. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. 40. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. 41. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. 42. Горение серы в расплавленной селитре. Лабораторные опыты.17. Примеры экзо- и эндотермических реакций. Практические занятия.8. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость | Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Исследовать и описывать условия, влияющие на скорость химической реакции |
1 0. Химические реакции в водных растворах (12ч) | Растворы. Растворение как физико-химический процесс. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (без механизма диссоциации). Уравнения электролитической диссоциации. Свойства ионов. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Демонстрации.43. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. 44. Демонстрация движения ионов в электрическом поле. 45. Опыты по выявлению условий течения реакций в растворах электролитов до конца. Лабораторные опыты.18. Реакции обмена между растворами электролитов. 19. Опыты по выявлению условий течения реакций обмена в растворах электролитов до конца. Практические занятия.9. Свойства кислот, оснований и солей как электролитов | Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». Исследовать свойства растворов электролитов. Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов |
Раздел 4. Многообразие веществ (28 ч) | ||
11. Неметаллы (18ч) | Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислородсодержащих кислот, образованных неметаллами второго и третьего периодов. Демонстрации.46. Простые вещества, образованные неметаллами второго и третьего периодов. 47. Получение водородных соединений хлора, серы, азота и испытание индикатором их водных растворов. 48. Получение оксида серы (VI) и ознакомление с его свойствами. 49. Особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами. Лабораторные опыты.20. Взаимодействие соляной кислоты с магнием, оксидом магния, карбонатом магния. 21. Взаимодействие раствора серной кислоты с магнием, оксидом магния, карбонатом магния | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе |
12. Металлы (10ч) | Общая характеристика металлов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения впериодах и группах физических и химических свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов, образованных металлами I—ША-групп. Демонстрации.50. Простые вещества, образованные металлами второго и третьего периодов. 51. Сравнение условий взаимодействия с водой: а) натрия и магния; б) магния и кальция. 52. Сравнение отношения к воде оксидов магния и кальция. 53. Сравнение отношения к растворам кислот и щелочей гидроксида натрия и гидроксида алюминия. Лабораторные опыты.22. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с растворами кислот и солей. 23. Взаимодействие раствора гидроксида кальция с растворами кислот и солей. Практические занятия.10. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы» | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе |