Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня. Задание 1. Соединения А, В, С, Д и Е имеют соответственно редокс-потенциалы, равные
Задание 1. Соединения А, В, С, Д и Е имеют соответственно редокс-потенциалы, равные
-0,39; +0,22; +0,35; -0,29;+0,19. В какой последовательности будет происходить перенос протонов и электронов в системе, включающей эти соединения?
А. От меньшего потенциала к большему
В. От большего к меньшему
С. Перенос электронов не зависит от величины потенциала
D. Перенос электронов в системе не возможен
Задание 2. В пробирке имеется окрашенный раствор ДХФИ. При добавлении вещества А окраска исчезает. Какими свойствами обладает вещество А?
А. Восстанавливающими ( восстановленная форма ДХФИ бесцветна)
В. Окислительными (окисленная форма ДХФИ бесцветна)
С. Не способно окисляться
Д. Является донором атомов водорода
Е. Не способно восстанавливаться.
Задание 3. При отсутствии в пище витамина РР развивается заболевание пеллагра.
Биологическая роль этого витамина заключается в переносе протонов и электронов. Какой компонент этого витамина непосредственно участвует в присоединении водорода?
А. Бензольное ядро
В. Амидная группа
С. Карбоксильная группа
D. Пиридиновое ядро
Е. Пиримидиновое ядро
Правильность решения заданий проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.
Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:
1.- А, 2. –А .
Информацию, необходимую для восполнения исходного уровня, можно найти в следующей литературе.
1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. - М.: Медицина, 1991. – С. 213-227, 291-294, 301-304.
3.Лекции по биоорганической химии.
Содержание обучения
Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствует граф логической структуры изучаемой темы (Приложение 1).
Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:
1. Цепь переноса электронов (дыхательная цепь) митохондрий. Источники электронов для функционирования дыхательной цепи.
2. Структура и функции компонентов дыхательной цепи ( дегидрогеназы и цитохромы их кофакторы).
3. Схема и локализация в клетке цепи тканевого дыхания, механизм формирования и роль редокс-потенциала в расположении компонентов.
4. Связь ( сопряжение ) тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования., пункты сопряжения.
5. Механизм окислительного фосфорилирования. АТФ-синтаза. Хемиоосмотическая теория Митчела.
6. Коэффициент фосфорилирования (Р/О). Энергетическая ценность субстратов.
7. Механизмы регуляции системы окислительного фосфорилирования. Дыхательный контроль (АДФ/АТФ).
8. Ингибиторы дыхательной цепи, механизм их действия, влияние на организм.
9. Понятие о разобщителях., примеры различных механизмов разобщения. Свободное нефосфорилирующее окисление, его биороль.
10. Принцип и ход работы по моделированию процессов тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования ( Инструкция, 2).
Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников:
Обязательная литература
1. Губський Ю.Г. Біологічна хімія. - Київ-Тернопіль.: Укрмедкнига, 2000. - С. 122-142
2. Тестовые задания по биологической химии/ Под ред.Б.Г.Борзенко. - Донецк, 2000. -С.44-73.
3. Лекции по биохимии.
4. Граф логической структуры (Приложение 1).
5. Инструкция к практическому занятию.
Дополнительная литература
1. Маршалл В.Дж. Клиническая биохимия. - М.-С-П.: Издательство БИНОМ-Невский Диалект, 1999. – С. 66 -68.
2. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека. - М.: Мир, 1993. - С.111-139
3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1998. - С. 305-316
4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1990. - С. 213-225
5. Николаев А.Я. Биологическая химия. - М.: Высшая школа 1998, С.199-212.
После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме предлагается решить следующие целевые обучающие задачи.
Целевые обучающие задачи
Задача 1.
Нарушение последовательности ферментов при реконструкции цепи тканевого дыхания в эксперименте полностью блокирует его активность. Каким свойством компонентов необходимо руководствоваться в построении активной цепи переноса электронов?
А, Молекулярной массой
В. Редокс-потенциалом
С. Структурой кофакторов
D. Электрофоретической подвижностью.
Задача 2. Сопряжение тканевого дыхания с фосфорилированием требует наличия градиента концентрации Н+ между двумя сторонами внутренней митохондриальной мембраны. Какую роль он играет в синтезе АТФ?
А. Катализирует реакцию синтеза АТФ
В. Активирует АТФ-синтетазу
С. Участвует в образовании промежуточных высокоэнергетических соединений
Д. Способствует выделению энергии в дыхательной цепи
Е. Переводит компоненты дыхательной цепи в высокоэнергетическую форму путем изменения их конформации.
Задача 3. Животные содержались на рационе, лишенном некоторых витаминов. Отсутствие какого витамина приведет к нарушению активности дегидрогеназ тканевого дыхания?
А. РР
В. Пиридоксина
С. Фолиевой кислоты
D. Кобаламина
Е.. Рутина
Задача 4. Нарушение синтеза цитохромов у подопытных животных, в диете которых не содержалось некоторых микроэлементов, привело в торможению тканевого дыхания. Какой компонент цитохромов, активно участвующий в переносе электронов, отсутсвовал в пище?
А.Гистидин глобина
В. Пиррольное кольцо
С. Железо гема
D. Винильный радикал
Е. Апофермент
Задача 5. Больной доставлен в состоянии острой гипоксии после отравления угарным газом. Каков механизм действия этого газа на организм?
А. Ингибирует тканевое дыхание
В. Ингибирует перенос водорода
С. Восстанавливает кислород
Д. Ингибирует ЦТК
Е. Разобщает дыхание и фосфорилирование
Задача 6. У пациента после передозировки наркотиков наступила внезапная остановка сердца. Каков механизм этой патологии?
А Разобщение дыхания и фосфорилирования
В. Ингибирование ферментов дыхательной цепи
С. Ингибирование ЦТК
Д. Разрушение митохондрий
Е. Ингибирование субстратного фосфорилирования.
Задача 7. 2,4 – динитрофенол пытались использовать для лечения ожирения у крыс. Как обряснить случаи летального исхода у животных после применения препарата?
А. Торможением синтеза АТФ
В.. Ингибированием ферментов дыхательной цепи митохондрий
С. Снижением потребления кислорода
D. Разрушением митохондрий
Е Активацией АТФ-синтетазы
Правильность решения задач проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.
Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач:
1. – В, 2. – D, 3. –А, 4. - С.