Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня. Задание 1. В биохимической лаборатории лаборант строила калибровочную кривую зависимости концентрации вещества от оптической плотности

Задание 1. В биохимической лаборатории лаборант строила калибровочную кривую зависимости концентрации вещества от оптической плотности. Были получены приводимые ниже результаты.

Концентрация 15 мг/л - экстинкция 0,015;

Концентрация 25 мг/л – экстинкция 0,025;

Концентрация 50 мг/л – экстинкция 0,05;

Концентрация 75 мг/л – экстинкция 0,075;

Концентрация 100 мг/л - экстинкция 0,1 (оптических единиц).

Как выглядит данная калибровочная кривая?

А. Синусоида

В. Гипербола

С. Прямая, отражающая обратнопропорциональную зависимость

D. Парабола

Е. Прямая, отражающая прямопропорциональную зависимость

Задание 2. Во время практической работы студент на ФЭКе определял экстинкцию раствора сульфата меди в пяти пробирках с различными концетрациями данного вещества. В какой пробирке концентрация сульфата меди была самая низкая, если экстинкция растворов составила:

А. 0,01 оптических единиц

В. 0,02 оптических единиц

С. 0,05 оптических единиц

D. 0,07 оптических единиц

Е. 0,1 оптических единиц

Задание 3. Для определения активности АлАТ студент использовал 2,4-ДНФГ. По количеству какой образовавшейся кислоты можно судить об активности фермента?

А. Лактата

В. Пирувата

С. Цитрата

D. Малата

Е. Фолиевой кислоты

Задание 4. Для определения активности АсАТ студент использовал 2,4-ДНФГ. По количеству какой образовавшейся кислоты можно судить об активности фермента?

А. Малата

В. Пирувата

С. Оксалоацетата

D. Глутамата

Е. Цитрата

Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:

1 – Е; 3 – В; 4 – В.

Информацию для восполнения исходного уровня можно найти в следующей литературе:

1.Тюкавкина Н.А.,Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. -М.: Медицина, 1991. – С.252-256

2.Рево А.Я.,Зеленкова В.В. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии.- М.: Медицина, 1980. –С.27-29

3.Лекции по биоорганической химии

Содержание обучения

Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствует граф логической структуры изучаемой темы (Приложение 1).

Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:

1.Фонд аминокислот в организме

2.Механизм прямого окислительного дезаминирования аминокислот

3.Непрямое дезаминирование аминокислот

4.Трансаминирование, его роль в обмене аминокислот

5.Глюкозо – аланиновый цикл, его роль

6. Альфа-декарбоксилирование аминокислот. Образование биогенных аминов и их обезвреживание. Роль ГАМК, серотонина, гистамина, дофамина в организме

7. Пути обмена безазотистых остатков аминокислот (кето- и глюкогенные аминокислоты)

8. Принцип метода и клиническое значение определения активности аминотрансфераз (АсАТ, АлАТ) в сыворотке крови

Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников.

Обязательная литература

1. Губський Ю.І. Біологічна хімія. – Київ – Вінниця: НОВА КНИГА, 2007. – С. 286 – 295; 217

2.Практикум з біологічної хімії/ За ред. проф. Склярова О.Я. – Київ: Здоров‘я, 2002. –

С. 146 - 151

3.Тестовые задания по биологической химии/ Под ред.Б.Г.Борзенко. - Донецк, 2000.-С.148-202

4.Лекции по биохимии

5.Граф логической структуры (Приложение 1)

6.Инструкция к практическому занятию

Дополнительная литература

1.Губський Ю.Г. Біологічна хімія. - Київ - Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. - С. 234-242

2.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1998. - С.431 - 446

3.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1990. - С.337-348

4.Николаев А.Я. Биологическая химия. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1998.-С. 308 – 315; 334

После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме Вам предлагается решить следующие целевые обучающие задачи. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Целевые обучающие задачи

Задача 1. В реакциях трансаминирования участвуют сложные ферменты аминотрансферазы. Какой витамин входит в состав их коферментов?

А. В2

В. В6

С. В12

D. РР

Е. В1

Задача 2. В эксперименте на животных было выявлено, что в реакции трансаминирования участвуют ферменты аминотрансферазы. Назовите кофермент, входящий в состав этих ферментов.

А. ФАД

В. НАД

С. Тиаминпирофосфат

D. Тетрагидрофолиевая кислота

Е. Пиридоксальфосфат

Задача 3. В инфекционном отделении для постановки диагноза используют определение активности аланинтрансаминазы. Какой кофермент входит в состав этого фермента?

А. ФМН

В. ФАД

С. Пиридоксальфосфат

D. ТГФ К

Е. НАД

Задача 4. При поступлении пациента в инфекционное отделение ему был поставлен предварительный диагноз «вирусный гепатит» и назначено биохимическое обследование. Изменение активности какого фермента подтвердит данный диагноз?

А. Карбамоилфосфатсинтетазы

В.Глутаматдегидрогеназы

С.Ксантиноксидазы

D.Аланинтрансаминазы

Е. Аргиназы

Задача 5. В кардиологическом отделении для подтверждения диагноза «инфаркт миокарда» используется определение активности одного из приведенных ниже ферментов. Какого именно?

А. Карбамоилфосфатсинтетазы

В. Глутаматтрансаминазы

С. Аспартаттрансаминазы

D. Аланинтрансаминазы

Е. Моноаминоксидазы

Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач:

1 - В, 2 - Е.

Краткие методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия проводятся контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция, выполнение самостоятельной работы. Затем студенты приступают к выполнению лабораторной работы, используя при этом инструкцию.

После выполнения лабораторной работы необходимо оформить протокол, сделать выводы к работе, которые проверяет и контролирует преподаватель. Проводится анализ самостоятельной работы студентов и коррекция.

В конце занятия проходит итоговый контроль, подводятся итоги занятия.

Наши рекомендации