Задания для самостоятельной аудиторной работы
Задание 1
Завершите уравнение реакции:
Аминокислота → Альфа-кетокислота + ?
Какой процесс оно описывает:
а) окислительное дезаминирование аминокислот;
б) альфа-декарбоксилирование аминокислот;
в) трансаминирование?
Напишите в общем виде уравнение реакции окислительного дезаминирования аминокислот, указав промежуточный продукт, названия ферментов и коферментов. При каких значениях рН наиболее эффективно работают эти ферменты?
В дезаминировании какой аминокислоты участвует НАД-зависимый фермент? Как он называется? Приведите уравнение реакции. В чем заключается ее биологическая роль?
Задание 2
Докажите, что глутамат и аспартат являются заменимыми аминокислотами.
2.1.Напишите в общем виде уравнение реакции трансаминирования (переаминирова-
ния). Как называются ферменты, катализирующие эти реакции? Какой у них
кофермент? Биологическая роль реакций трансаминирования.
2.2. Напишите уравнения реакций, катализируемых аланиновой и аспарагиновой аминотрансферазами. На чем основан метод определения активности этих ферментов? Диагностическое значение определения активности аланиновой и аспарагиновой аминотрансфераз.
Задание 3
Напишите схему глюкозо-аланинового цикла. Какова его биологическая роль?
Задание 4
Как называется процесс, описываемой приводимой ниже схемой:
Аминокислота + альфа-кетоглутарат → Альфа-кетокислота + глутамат
Глутамат → Альфа-кетоглутарат + аммиак?
Почему?
Задание 5
Напишите уравнение приводимой ниже реакции (с формулами). Какое соединение образуется? Какова его биологическая роль? К какому типу реакций общего пути обмена аминокислот относится данная реакция?
Глутамат → ? + диоксид углерода
5.1. Декарбоксилирование аминокислот. Напишите в общем виде уравнение реакции альфа-декарбоксилирования. Как называются ферменты, катализирующие эти реакции? Какой у них кофермент? Биологическая роль реакций альфа-декарбоксилирования аминокислот.
5.2. Напишите уравнения реакций образования гистамина, серотонина и дофамина. Биологическая роль этих соединений.
5.3. Инактивация биогенных аминов. Напишите в общем виде ее схему, указав название фермента и кофермента.
ІІ. Завершите схемы приводимых ниже метаболических преобразований
- Дополните схему, укажите на ней реакцию трансаминирования. Напишите формулы всех соединений, встречающихся в данной схеме.
? → бета-окисление → ? → процесс? → цитрат → изоцитрат → ? → ? → оксалоацетат→?→ аланин
- Дополните схему, укажите на ней реакцию общего пути обмена аминокислот. Как называется эта реакция? Напишите формулы всех соединений, встречающихся в данной схеме.
Глюкоза → процесс? → пируват → ? → аспартат
- Дополните схему, укажите в ней реакции общего пути обмена аминокислот. Как называются эти реакции? Напишите формулы всех соединений, встречающихся в данной схеме.
? → альфа-кетоглутарат → процесс? → сукцинат → ? → ? → оксалоацетат→ ? →
→ ? → аланин
Инструкция к практическому занятию: «Определение активности АлАТ и АсАТ»
Принцип метода. В результате работы аминотрансфераз образуются альфа-кетокислоты, которые в реакции с 2,4-ДНФГ (динитрофенилгидразином) образуют цветные соединения – гидразоны. Гидразон пировиноградной кислоты в щелочной среде имеет красно-бурое окрашивание, интенсивность которого пропорциональна количеству пировиноградной кислоты. По количеству пировиноградной кислоты судят об активности аминотрансфераз.
Материальное обеспечение: 0,1% раствор 2,4-ДНФГ; 0,4М раствор едкого натра, субстратно-буферные смеси для определения активности АсАТ и АлАТ, сыворотка крови, термостат, ФЭК, термометр, водяная баня, пипетки, пробирки, штативы.