Занятие № 17. Тема: обмен нуклеиновых кислот

2. Формы работы:

- подготовка к лабораторному занятию

- подготовка материалов по НИРС

3.Перечень вопросов для самоподготовки по теме лабораторного занятия:

1.Напишите формулы пуриновых и пиримидиновых азотистых оснований.

2. Что такое нуклеозиды? Приведите примеры.

3. Что такое нуклеотиды? Приведите примеры.

4. Назовите функции нклеотидов.

5.Дайте понятие о первичной структуре нуклеиновых кислот. Приведите фрагмент первичной структуры ДНК и РНК.

6. Как образуется 3,5-фосфодиэфирная связь между нуклеотидами?

7. Охарактеризуйте вторичную структуру Нуклеиновых кислот. Какие связи ее стабилизируют? Чем вторичная структура ДНК отличается от вторичной структуры РНК?

8. Дайте понятие о третичной структуре нуклеиновых кислот.

9. Как происходит переваривание нуклеопротеинов в ЖКТ?

10.Какие продукты образуются при катаболизме пиримидиновых азотистых оснований? Какова их дальнейшая судьба?

11.Напишите в формулах распад пуриновых оснований. Назовите конечные продукты. Какова их дальнейшая судьба?

12. Что такое подагра? Каковы биохимические подходы в ее лечении?

13. Какие способы синтеза пуриновых нуклеотидов вы знаете? Назовите путь, который является энергетически выгодным. Какой путь синтеза является наиболее предпочтительным?

14. Напишите основные этапы синтеза пиримидиновых нуклеотидов.

15. Как образуются дезоксирибонуклеотиды?

16. Как образуются нуклеозидтрифосфаты?

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. В НУКЛЕОЗИДЕ ПРИСУТСТВУЕТ

1) N-гликозидная связь

2) О-гликозидная связь

3) пептидная связь

4) дисульфидная связь

2. ДЕЗОКСИРИБОЗА - ЭТО

1) триоза

2) пентоза

3) гексоза

4) гептоза

3. КСАНТИНОКСИДАЗА ОТНОСИТСЯ К КЛАССУ

1) гидролаз

2) лиаз

3) оксидоредуктаз

4) трансфераз

4. ПОСРЕДНИКОМ В ДЕЙСТВИИ НЕКОТОРЫХ ГОРМОНОВ ЯВЛЯЕТСЯ

1) цАМФ

2) цТМФ

3) динуклеотиды

4) АТФ

5. В ДЕЗОКСИРИБОЗЕ КИСЛОРОД ОТСУТСТВУЕТ

1) в 1 положении

2) во 2 положении

3) в 3 положении

4) в 5 положении

ОТВЕТЫ

1-1; 2-2; 3-3; 4-1; 5-2.

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. КОНЕЧНЫМИ ПРОДУКТАМИ КАТАБОЛИЗМА АДЕНИНА ЯВЛЯЮТСЯ

1) гуанин

2) ксантин

3) гипоксантин

4) мочевая кислота

2. КОНЕЧНЫМИ ПРОДУКТАМИ КАТАБОЛИЗМА ГУАНИНА ЯВЛЯЮТСЯ

1) тимин

2) ксантин

3) гипоксантин

4) мочевая кислота

3. ПОДАГРА - ЗАБОЛЕВАНИЕ, СВЯЗАННОЕ

1) с повышением распада пуриновых нуклеотидов

2) с повышением распада пиримидиновых нуклеотидов

3) с нарушением синтеза пуриновых нуклеотидов

4) с нарушением синтеза пиримидиновых нуклеотидов

5) с нарушением синтеза пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов

4. ОРОТАЦИДУРИЯ - ЗАБОЛЕВАНИЕ, СВЯЗАННОЕ С НАРУШЕНИЕМ

1) распада пуриновых нуклеотидов

2) распада пиримидиновых нуклеотидов

3) синтеза пуриновых нуклеотидов

4) синтеза пиримидиновых нуклеотидов

5) синтеза пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов

5. НАКОПЛЕНИЕ МОЧЕВОЙ КИСЛОТЫ ПРИВОДИТ К

1) ревматизму

2) подагре

3) пеллагре

4) кретинизму

ОТВЕТЫ

1-4; 2-4; 3-1; 4-4; 5-2.

5. Самоконтроль по ситуационным задачам:

1. У больного в крови содержится мочевая кислота в концентрации 1 ммоль/л; содержание креатинина в сыворотке крови 130 мкмоль/л. Какое заболевание можно предположить у данного больного?

Ответ:можно предположить нарушение почечной фильтрации.

2. Почему при подагре, леченной аллопуринолом, наблюдаются ксантиновые камни?

Ответ:Степень растворимости ксантина на порядок выше, чем у мочевой кислоты, но при увеличении его концентрации вследствие торможения активности ксантиноксидазы аллопуринолом могут образовываться ксантиновые камни.

3. Почему при лейкозах, злокачественных новообразованиях, голодании увеличивается содержание мочевой кислоты в крови и моче?

Ответ:Резко повышается уровень свободных пуриновых азотистых оснований.

6. Перечень практических умений по изучаемой теме:

1. Умение работать с литературой (структурировать материал, выделять главное, формулировать вопросы и ответы);

2. Умение обращаться с химической посудой и химическими реактивами;

3.Умение работать с приборами (ФЭКом, центрифугой, термостатом);

4. Умение оценивать полученные результаты и использовать их для диагностики различных патологий.

7. Рекомендации по выполнению НИРС:

Подготовить презентацию по данной теме.

Для презентации рекомендуется использовать учебную и научную литературу, а также материалы сайтов Интернета. Приветствуются авторские разработки в виде схем, анимаций, видеороликов.

1.Тема№ 18:Взаимосвязь обменов. Рубежный контроль по теме «Азотистый обмен».

2. Формы работы:

- подготовка к лабораторному занятию

- подготовка материалов по НИРС

3.Перечень вопросов для самоподготовки по теме лабораторного занятия:

1. Приведите схему превращения углеводов в жиры и наоборот.

2. Какова роль углеводов в липогенезе в печени и жировой ткани?

3. Какова роль углеводов в развитии ожирения, атеросклероза и кетоацидоза?

4. Как связаны обмен углеводов и обмен белков?

5. Как связаны обмен белков и обмен липидов?

6. Какое значение в обмене веществ имеет обмен нуклеиновых кислот?

7. Роль цикла Кребса во взаимосвязи обменов.

Вопросы рубежного контроля:

1. Нуклеиновые кислоты, строение, виды, значение;

2. Переваривание нуклеопротеинов в ЖКТ;

3. Катаболизм пуриновых азотистых оснований. Назовите продукты и пути их использования.

4. Подагра. Биохимические пути лечения этой болезни;

5. Синтез пуриновых нуклеотидов;

6. Катаболизм пиримидиновых нуклеотидов;

7. Синтез пиримидиновых нуклеотидов;

8. Хромопротеины, представители хромопротеинов;

9. Строение и значение гемоглобина;

10. Распад гемоглобина. Какие вещества при этом образуются? Какова их дальнейшая судьба?

11. Формы билирубина, их характеристика;

12. Желтухи, виды желтух и их биохимическая диагностика;

13. Функции белков плазмы крови; классификация белков плазмы.

14. Альбумины, функции. Гипоальбуминемия, причины;.

15. Глобулины, функции;

16. Характеристика транспортных глобулинов: трансферрина, церулоплазмина; гаптоглобина, гемопексин;

17. Источники ферментов плазмы крови, значение в диагностике болезней;

18. Белки острой фазы;

19. Взаимосвязь между отдельными видами обмена веществ;

20. Остаточный азот крови, компоненты, виды гиперазотемии.

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. В ЦИКЛ КРЕБСА СТЕКАЮТСЯ МЕТАБОЛИТЫ ОБМЕНА УГЛЕВОДОВ ЧЕРЕЗ:

1) пируват

2) α-кетоглутарат

3) оксалоацетат

4) фумарат

2. В ЦИКЛ КРЕБСА СТЕКАЮТСЯ МЕТАБОЛИТЫ ОБМЕНА ЛИПИДОВ ЧЕРЕЗ:

1) оксалоацетат

2) ацетил-КоА

3) сукцинил-КоА

4) фумарат

3. УГЛЕВОДЫ ЛЕГКО ПЕРЕХОДЯТ В ЛИПИДЫ, ТАК КАК ИЗ ГЛЮКОЗЫ ОБРАЗУЮТСЯ

1) глицерин и жирные кислоты

2) глицерин и аминокислоты

3) глицерин и кетоновые тела

4) глицерин и сульфокислоты

4. ЛИПИДЫ ПЛОХО ПЕРЕХОДЯТ В УГЛЕВОДЫ, ТАК КАК В ГЛЮКОЗУ ПРЕВРАЩАЕТСЯ ТОЛЬКО

1) глицерин

2) жирные кислоты

3) фосфорная кислота

4) этаноламин

5. НАДФН ЯВЛЯЕТСЯ КОФЕРМЕНТОМ

1) гидролаз

2) лиаз

3) редуктаз

4) трансфераз

Ответы:

1 – 1,3; 2 – 2; 3 – 1; 4 – 1; 5 – 3

5. Самоконтроль по ситуационным задачам:

1. Напишите схему превращений аспартата в глюкозу и жир.

Ответ:Аспартат переаминируется с образованием оксалоацетата, который поступает в глюконеогенез и превращается в глюкозу.

2. Получите аланин из жира (приведите схему превращений).

Ответ:В ходе липолиза образуется глицерин, который далее фосфорилируется с образованием глицерофосфата, который дегидрируется с образованием ДОАФ. Далее идут реакции гликолиза до пирувата. Пируват переаминируется в аланин. В организме практически не происходит.

3. Получите из глюкозы холестерин.

Ответ:Глюкоза в ходе гликолиза превращается в пируват, который под действием ПДГ переходит в ацетил-КоА, из которого синтезируется холестерин.

6. Перечень практических умений по изучаемой теме:

1.Умение работать с литературой (структурировать материал, выделять главное, формулировать вопросы и ответы);

2.Умение обращаться с химической посудой и химическими реактивами;

3.Умение работать с приборами (ФЭКом, центрифугой, термостатом);

4. Умение оценивать полученные результаты и использовать их для диагностики различных патологий;

7. Рекомендации по выполнению НИРС:

Предлагаемые темы рефератов:

1. Методы выделения ДНК. Расщепление с помощью рестриктаз;

2. Идентификация специфических последовательностей. Блот-гибридизация;

3. Установление первичной структуры ДНК-фрагментов (секвенирование ДНК);

4. Получение рекомбинантных ДНК. ПЦР (полимеразная цепная реакция);

ДНК-диагностика;

5. Генная терапия.

Рекомендуемая литература:

1. Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология, 2002.

2. Евтушенков Е.Н., Фомичев Ю.К. Введение в биотехнологию: Курс лекций, 2002.

3. Богнов Н.П. Клиническая генетика, М., «Гэотар-Мед», 2004.

4. Гебишев Н.В., Гринева Г.Г., Казар М.В., Гуленков С.И. Биология, 2005.

Наши рекомендации