Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня. Задание 1. После проведения полного гидролиза крахмала или гликогена в гидролизате с помощью реакции серебряного зеркала обнаруживается моносахарид
Задание 1. После проведения полного гидролиза крахмала или гликогена в гидролизате с помощью реакции серебряного зеркала обнаруживается моносахарид.
1. Назовите его.
А. D-фруктоза
В. D-галактоза
С. D-глюкопираноза
D. D-фруктопираноза
Е. D-рибофураноза
2. Какой тип связи между моносахаридными остатками в этом полисахариде?
А. a-1,4-гликозидные
В. a- 1,3-гликозидные
С. Сложноэфирные
D. a-1,6-гликозидные
Е. Пептидные
Задание 2. После проведения гидролиза сахарозы раствор приобрел восстанавливающие свойства, и изменилась его оптическая активность.
1. Какой из образовавшихся мономеров способен восстанавливать гидроксид меди в щелочной среде?
А. Фруктоза
В. Глюкоза
С. Галактоза
D. Фруктофураноза
Е. Рибоза
- Какой вид изомерии характерен для этого мономера?
А. Цис-транс
В. Оптическая
С. Кето-енольная
D. Лактим-лактимная
Е. Таутомерия
Задание 3. К раствору смеси различных углеводов добавили растворы едкого натра и сульфата меди, после чего исходный раствор приобрел голубую окраску. После кипячения окраска стала кирпично-красной. Какое из приведенных веществ было обнаружено?
А. a-Д-глюкоза
В. Фруктофураноза
С. Крахмал
D. Сахароза
Е. Целлюлоза
Задание 4. К раствору смеси веществ добавили раствор йода в йодистом калии ( проба Люголя). Появилось темно-синее окрашивание. Какое из приведенных веществ было обнаружено?
А. a-D-глюкоза
В. Фруктофураноза
С. Крахмал
D. Сахароза
Е. Целюлоза.
Правильность решения заданий проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.
Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:
1 – С; 2 – В; 3 - А
Информацию для восполнения исходного уровня можно найти в следующей литературе:
1.Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. М.: Медицина, 1991. – С. 378-419.
2.Рево А.Я.,Зеленкова В.В. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии. М.: Медицина, 1980. –С. 81-83, 89-90.
3. Лекции по биоорганической химии.
Содержание обучения
Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствует граф логической структуры изучаемой темы (Приложение 1).
Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:
1. Переваривание и всасывание углеводов в желудочно-кишечном тракте:
а) характеристика углеводов, поступающих с пищей;
б) биологический смысл и сущность переваривания углеводов;
в) всасывание углеводов в кишечнике;
г) нарушение переваривания и всасывания углеводов.
2. Основные этапы синтеза гликогена. Регуляция.
3. Распад гликогена до глюкозы. Регуляция.
4. Гликогенозы и агликогенозы. (болезнь Гирке, болезнь Кори, болезнь Андерсона).
5. Превращение других моносахаридов в глюкозу в печени.
6. Галактоземия, ее причины и проявления, фруктозурия.
7. Принцип и ход определения активности амилазы слюны по Вольгельмуту. Интерпретация результатов. Клиническое значение.
Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников:
Обязательная литература
1. Губський Ю.Г. Біологічна хімія.- Київ-Тернопіль.:Укрмедкнига, 2000.-С. 57-65, 163-165, 176-179, 395-396.
2. Тестовые задания по биологической химии/ Под ред.Б.Г.Борзенко.-Донецк,2000.-С.73-104.
3. Лекции по биохимии
4. Граф логической структуры (Приложение 1).
5. Инструкция к практическому занятию.
Дополнительная литература
1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.-М.: Медицина,1998.-С. 319-326
2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.-М.: Медицина,1990.-С. 226-244, 252-254, 275.
3. Николаев А.Я. Биологическая химия. -М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1998.-С. 232-235, 246-254
4. Пустовалова Л.М. Практикум по биохимии.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-С.117-124, 128-131
5. Р.Марри, Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека - М.: Мир, 1993. –
Т. 1.- С.140-150, 189-195, 207-210.
После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме Вам предлагается решить целевые обучающие задачи. Правильность решения задач можно проверить, сопоставив с эталонами ответов.
Целевые обучающие задачи
Задача 1. С пищей животного происхождения в желудочно-кишечный тракт человека поступил гликоген, где произошел его ферментативный гидролиз. Какой конечный продукт образовался в результате этого процесса?
А. Глюкоза
В. Лактат
С. Лактоза
D. Галактоза
Е. Фруктоза
Задача 2. Раствор крахмала инкубировали при температуре 37 С с разными ферментами, после чего добавляли в каждую пробирку раствор йода.В одной из пробирок раствор был бесцветным, а в остальных появилась синяя окраска. Какой фермент находился в пробирке с бесцветным раствором?
А. Мальтаза
В. Сахараза
С. a-Амилаза
D. Лактаза
Е. Изомальтаза
Задача 3. Раствор крахмала инкубировали при температуре 37 С с разными ферментами, после чего проводили качественную реакцию на крахмал с раствором йода. В пробирке с амилазой раствор был бесцветным. Какие связи в крахмале расщепляет a-амилаза слюны?
А. a-1,6- гликозидные
В. b-1,4-гликозидные
С. a-1,4- гликозидные
D. b-1,6- гликозидные
Е. Сложноэфирные
Задача 4. В эксперименте выявлено, что фруктозурия связана с наследственной недостаточностью фруктозо-1-фосфатальдолазы. Какой продукт обмена фруктозы будет накапливаться в данном случае?
А. Фруктозо-1,6-дифосфат
B. Фруктозо-1-фосфат
C. Фруктозо-6-фосфат
D. Глюкозо-6-фосфат
E. Глюкозо-1-фосфат
Задача 5. При болезни Андерсона, вследствие отсутствия одного из ферментов синтеза гликоген имеет линейную структуру, что приводит к нарушению его распада и накоплению в печени. При этом наблюдается гипогликемия, отсутствует ответ на действие адреналина или глюкагона. Какой фермент дефектен при данной патологии?
А. Гликозил-4,6-трансфераза
В. Гликогенсинтаза
С. Глюкозо-6-фосфатаза
D. Фруктокиназа
Е. Глюкокиназа
Правильность решения задач проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.