Требования оформления рабочих карт в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации

1. Общие положения

1. Настоящие Требования оформления рабочих карт в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации(далее – Требования) разработаны для определения единого подхода к оформлению топографических рабочих карт. 2. Требования обязательны для всех структурных подразделений, воинских частей, территориальных органов и подведомственных организаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, организаций и учреждений, осуществляющих планирование, организацию и проведение мероприятий по Гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 3. Условные знаки сведены в таблицы с разделением по элементам содержания карт (геодезические пункты, населенные пункты и т.д.) При необходимости отображения на карте объектов, условные знаки которых в таблицах не предусмотрены, могут быть введены дополнительные условные знаки с обязательным их пояснением при оформлении на карте. 4. Для карт масштаба 1:100000, 1:200000, 1:500000 условные знаки (железные дороги, автомобильные дороги, нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы, линий электропередачи и т.д.), определены приказом Агентства Российской Федерациипо управлению земельными ресурсами от 25 декабря 2007 г. № 200-П “Условные знаки для топографических карт масштабов: 1:100000, 1:200000, 1:50000

2. Общие требования

5. Карта отображающая обстановку в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, очагах поражения, должна отвечать требованиям наглядности, полноты (достоверности). 6. Наглядность карты обеспечивается ясным и четким отображением обстановки с выделением ее главных элементов, что достигается правильным применением и расположением служебных и пояснительных надписей, четким начертанием условных знаков и изображений воздействия средств поражения, фактического положения сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предполагаемого характера их действий. 7. Полнота нанесенной обстановки на карту определяется объемом сведений, необходимых для управления силами и средствами Гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 8. Точность (достоверность) нанесенной обстановки на карту достигается ее соответствием действительному положению частей и различных формирований сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на местности и реальным последствиям воздействия поражающих факторов средств поражения. 9. Очаги поражения и зоны чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера следует наносить на карту с четким выделением границ, не затемняя топографическую основу карты. 10. Размеры зон и радиусов воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и средств поражения определяют расчетно-графическим методом с учетом метеорологических условий, времени года и характера местности. 11. Карты по Гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера разрабатывают двух видов: 1) прогнозные, на основе сбора и анализа информации о потенциально опасных объектах, возможных источниках чрезвычайных ситуаций. 2) оперативные, отображающие обстановку в очагах поражения, при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отражающие динамику развития обстановки в зоне чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера. 12. Прогнозные и оперативные карты разрабатывают в органах управления Гражданской обороны и подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям. 13. Гриф карты определяет исполнитель, в соответствии с законодательством.

3. Порядок нанесения обстановки

14. Обстановку на карте наносят условными обозначениями и знаками. 15. Условные знаки отдельных объектов делятся на: 1) условные знаки, не выражающиеся в масштабе карты (внемасштабные условные знаки). 2) условные знаки выражающиеся в масштабе. 16. К внемасштабным условным знакам относят объекты (пункты управления, техника, аэродромы, средства связи, химические опасные объекты, заводы, гидроэлектростанций и др.), а также условные знаки состоящие из сочетания линий и фигур, представляющих собой точечные объекты. 17. К условным знакам в масштабе относят зоны чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (заражения, затопления, пожаров, загрязнения), а также отображают положение, задачи и действия группировки сил. По характеру начертания они делятся на следующие группы: 1) контурные, состоящие из контура (внешнего очертания), изображаемые сплошной линией или пунктиром, внутри которого знаком или надписью обозначается его характер. К контурным условным знакам относятся границы участков, районов и т. п.; 2) линейные, к которым относятся границы рубежей, зон, разграничительные линии, траншеи, трубопроводы и т. п. Их местоположение и плановое начертание оси изображаются на карте точно в соответствии с истинным положением на местности, но ширина некоторых из них значительно увеличена; 18. В случаях применения непредусмотренных обозначений и знаков в данных Требованиях, их значение должно быть расшифровано на карте в таблице «Условные знаки и обозначения». 19. Отображаемая информация на карте должна содержать следующие исходные данные: основные опасные объекты - потенциальные источники чрезвычайных ситуаций; зоны вероятного заражения или загрязнения вокруг потенциально опасных объектов; гидроузлы, зоны возможного затопления при их прорыве; пожароопасные районы; магистральные трубопроводы (нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы); численность населения в зонах риска и зонах вероятного действия поражающих факторов от источников техногенных и природных чрезвычайных ситуаций и современных средств поражения; возможные эпидемические и эпизоотические очаги; сейсмоопасные области, районы возможных селевых потоков и оползней, снежных лавин и камнепадов, ураганов, ливней и шквалов. 20. При оформлении карты необходимо соблюдать следующее: 1) данные обстановки наносят тонкими линиями и установленными условными знаками, не затемняя топографическую основу карты (плана) и надписей на ней; 2) органы управления наносят на карту так, чтобы вертикальная линия условного знака (флажка) у основания упиралось в точку его фактического нахождения на местности;
3) фактическое положение и действия группировок сил и средств Гражданской обороны, государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций наносят установленными условными знаками сплошной линией, а предполагаемые и планируемые действия обозначают прерывистыми линиями; 4) при нанесении на карту нескольких положений группировок, соответствующих разным моментам времени, условные знаки необходимо дополнять штрихами, пунктирными линиями или подтушевывать различными цветами. Время, к которому относят то или иное положение сил и средств государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, указывают под наименованием части, формирования внутри условного знака или рядом с ним. 21. При отображении динамики развития события необходимо соблюдать последовательность нанесения элементов на карте, которая зависит от характера чрезвычайных ситуаций, специфики и объема спасательных и других неотложных работ.22. Последовательность отображения динамики развития ситуации: 1) сведения, характеризующие источники чрезвычайных ситуаций; 2) возможные параметры воздействия поражающих факторов; 3) места дислокации сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера применения средств поражения, маршруты выдвижения частей Гражданской обороны, частей и подразделении Министерства обороны, внутренних войск Министерства внутренних дел, отрядов и групп специалистов аварийно-спасательных служб и формирований, сил и средств государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенных для проведения спасательных, восстановительных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения.

Наши рекомендации