Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф»
СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф»
для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
Красноярск
УДК
ББК
С
Сборник методических рекомендаций для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» для специальности 060101- Лечебное дело (очная форма обучения) /сост. А.А. Попов, М.М. Анисимов, В.Е. Войконов. – Красноярск: тип. КрасГМУ 2012 г - ___с.
Составители: д.м.н., профессор Попов А.А.
доцент Анисимов М.М.
старший преподаватель Войконов В.Е.
Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2010 г. по специальности 060101- Лечебное дело (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012 г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.
Рецензенты:
Заведующий кафедрой гигиены ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России, д.м.н., профессор Куркатов С.В.
Председатель методической комиссии ФФМО ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России к.м.н., доцент Батухтина Н.П.
Рекомендован к изданию по решению ЦКМС ( протокол №_____ от «___»__________2012г.)
КрасГМУ
2012г.
Содержание
Занятие №1
Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Общие принципы и механизмы адаптации. Взаимосвязь человека с окружающей средой»
Занятие №2
Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Краткая характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности»
Занятие №3
Тема: «Природные опасности» (круглый стол в интерактивной форме)
Занятие №4
Тема: «Техногенные опасности. Механические опасности. Виброакустические колебания. Электромагнитные поля»
Занятие №5
«Техногенные опасности. Статическое электричество. Лазерное излучение. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение. Ионизирующее излучение»
Занятие №6
Тема: «Социальные опасности. Биологические опасности»
Занятие №7
Тема: «Экологические опасности. Тяжелые металлы, пестициды, диоксиды»
Занятие №8
Тема: «Экологические опасности. Вода как путь передачи инфекционных заболеваний. Санитарная охрана почвы. Продукты питания»
Занятие №9
Тема: «Антропогенные опасности (психология безопасности жизнедеятельности)»
Занятие №10
Тема: «Экстремальные и чрезвычайные ситуации»
Занятие №11
Тема: «Поражающие факторы ЧС и средства защиты от них. ЧС природного характера, техногенные ЧС, ЧС биолого-социального характера (терроризм)»
Занятие №12
«Поражающие факторы ЧС и средства защиты от них. Ядерное оружие, химическое оружие, обычные средства поражения» (круглый стол в интерактивной форме)
Занятие №13
Тема: «Организация системы предупреждения и ликвидация ЧС. Основные принципы, способы и средства защиты населения и территории в ЧС»
Занятие №14
Тема: «Организация системы предупреждения и ликвидация ЧС. Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериологической защиты. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты»
Занятие №15
Тема: «Ликвидация последствий ЧС»
Занятие №16
Тема: «Правила оказания первой медицинской помощи при травмах»
Занятие №17
Тема: «Правила оказания первой медицинской помощи при термических поражениях и несчастных случаев, при внезапных заболеваний»
Занятие №18
Тема: «Организация защиты населения в военное время. Основные принципы, способы и мероприятия по защите населения. Характеристика защитных сооружений»
Занятие №19
Тема: «Организация защиты населения в военное время. Характеристика средств индивидуальной защиты. Медицинские средства индивидуальной защиты. Эвакуация и рассредоточение»
Список литературы …
Занятие № 1
1. Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Общие принципы и механизмы адаптации. Взаимосвязь человека с окружающей средой»
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
- Подготовка материалов по НИРС.
Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия
1. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям: общие принципы и механизмы адаптации.
2. Взаимосвязь человека с окружающей средой.
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы(тестовые задания с эталонами ответов).
001.ЗДОРОВЬЕ - ЭТО
1) синтетический показатель
2) интегральный показатель
3) вербальный показатель
4) виртуальный показатель
5) жизненный показатель
Правильный ответ: 1
002. ПОД АДАПТАЦИЕЙ ПОНИМАЮТ
1) это защитная реакция
2) приспособительная реакция
3) иммунная реакция
4) физическая реакция
5) химическая реакция
Правильный ответ: 2
003. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УЧАСТВУЮТ В
1) акте дыхания
2) процессе пищеварения
3) кроветворения
4) саморегуляции
5) регенерации
Правильный ответ: 4
004. КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ - ЭТО
1) физическая реакция
2) химическая реакция
3) адаптивная реакция
4) иммунная реакция
5) реакция агглютинации
Правильный ответ: 3
005. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ВОСПРИНИМАЮТ
1) интерорецепторы
2) экстерорецепторы
3) колбочки
4) проприорецепторы
5) стаканчики
Правильный ответ: 2
006. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ВОСПРИНИМАЮТ
1) интерорецепторы
2) экстерорецепторы
3) колбочки
4) проприорецепторы
5) стаканчики
Правильный ответ: 1
007. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ МЫШЦ ВОСПРИНИМАЮТ
1) интерорецепторы
2) экстерорецепторы
3) колбочки
4) проприорецепторы
5) стаканчики
Правильный ответ: 4
008. ИНФОРМАЦИЮ О ПОЛОЖЕНИИ ТЕЛА МОЗГ ПОЛУЧАЕТ С ПОМОЩЬЮ
1) интерорецепторов
2) экстерорецепторов
3) колбочек
4) проприорецепторов
5) стаканчиков
Правильный ответ: 4
009. АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОК ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ - ЭТО
1)время, проходящее от начала воздействия до появления ощущений
2)отсутствие раздражений
3)рецептор начинает воспринимать раздражение
4)атрофия зрительного аппарата
5)величина, на которую один стимул должен отличаться от другого
Правильный ответ: 3
010 ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД - ЭТО
1)время, проходящее от начала воздействия до появления ощущений
2)отсутствие раздражений
3)рецептор начинает воспринимать раздражение
4)атрофия зрительного аппарата
5)величина, на которую один стимул должен отличаться от другого
Правильный ответ: 1
011. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ
1) компенсаторный механизм
2) рецепторные образования
3) гомеостаз
4) биологическую адаптацию
5) дозу воздействующего фактора
Правильный ответ: 2
012. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - ЭТО
1) почки
2) печень
3) гормоны
4) гомеостаз
5) структуры мозга
Правильный ответ: 5
013. РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫПОЛНЯЕТ
1) центральные органы
2) периферические органы
3) костная система
4) оксалаты
5) лекарственные средства
Правильный ответ: 2
014. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ЗАВИСИТ ОТ
1) состава воды
2) состава воздуха
3) дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма
4) проприорецепторов
5) латентного периода
Правильный ответ: 3
015. ГОМЕОСТАЗ - ЭТО
1) относительное постоянство внешней среды
2) относительное постоянство внутренней среды
3) периферические органы
4) центральные органы
5) структуры мозга
Правильный ответ: 2
016. ЗАЩИТНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ РЕГУЛИРУЕТСЯ
1) зрительным путём
2) рефлекторным путём
3) химической ре5акцией
4) электроимпульсами
5) физиопроцедурами
Правильный ответ: 2
017. СНИЖЕНИЕ РЕЗИСТЕНТНОСТИ И АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ВОЗНИКАЕТ ВСЛЕДСТВИЕ
1) отсутствия раздражителей
2) чрезмерно высокого порога раздражения
3) физиопроцедур
4) миозита
5) целлюлита
Правильный ответ: 1
018. ОТСУТСТВИЕ СВЕТОВОГО РАЗДРАЖЕНИЯ ПРИВОДИТ К
1) глухоте
2) немоте
3) слепоте
4) глухонемоте
5) куриной слепоте
Правильный ответ: 3
019. ОТСУТСТВИЕ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИВОДИТ К
1) атрофии зрительного нерва
2) немоте
3) слепоте
4) куриной слепоте
5) нарушению осязания
Правильный ответ: 2
020. ВРОЖДЁННАЯ ГЛУХОТА ПРИВОДИТ К
1) атрофии зрительного нерва
2) немоте
3) слепоте
4) куриной слепоте
5) нарушению осязания
Правильный ответ: 2
5. Самоконтроль по ситуационным задачам(ситуационные задачи с эталонами ответов)
Задача № 1. Во время приготовления пищи человек получил ожог пальцев правой кисти.
Вопрос: 1. какие исполнительные механизмы были задействованы, когда человек отдёрнул руку?
2. какая функциональная система выработала данное решение?
Эталон ответа: 1. рецепторы (эктерорецепторы).
2. мозг (центральная нервная система).
Задача № 2.
После20 лет работы стеклодувом у пациента ухудшилось зрение левого глаза.
Вопрос:
1. какая причина ухудшения зрения левого глаза?
2. имеет ли место атрофия зрительного нерва?
3. почему ухудшилось зрение именно левого глаза?
Эталон ответа:
1. влияние инфракрасного излучения.
2. нет, не имеет.
3. левый глаз больше участвует в аналитической функции.
Задача № 3.
Во время движения человек запнулся, но удержался от падения.
Вопрос:
1. из каких сенсорных органов получает информацию организм?
Эталон ответа:
1. от проприорецепторов.
Задача № 4.
В кинофильме «Гибель Титаника» в эпизоде где киногерой держится руками за плавучее средство и ведёт разговор. Вода в это время в океане была довольно холодной.
Вопрос:
1. какой компенсаторный механизм возникает у человека, находящегося в холодной воде и имело место у киногероев?
2. почему не рекомендуется для согревания организма больше двигаться?
Эталон ответа:
1. мышечное дрожание.
2. увеличивается обмен веществ и расширяются периферические кровеносные сосуды, что ведёт к увеличению теплопотери.