Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
· своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
· укрытие населения в защитных сооружениях;
· использование средств индивидуальной защиты;
· эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы;
· защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
· обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
· защита населения на всей территории страны;
· дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
· заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
· необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.
Система гражданской обороны
Систему гражданской обороны составляют:
· органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
· силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
· фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
· системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия, а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти. Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.
Силы ГО
В главе пятой федерального закона РФ № 28 «О гражданской обороне» вводится определение сил гражданской обороны. К ним относятся воинские формирования федерального значения, противопожарная и аварийно-спасательная службы и нештатные формирования, которые осуществляют основные задачи гражданской обороны. Порядок действий вооружённых сил закреплен законодательством РФ, а их вовлечение в процесс военных действий, предупреждения или устранения последствий чрезвычайных ситуаций определяется президентом РФ.
Нештатные же формирования привлекаются в процесс согласно плану гражданской обороны, по указанию должностного лица, являющегося руководителем гражданской обороны на той территории, где это необходимо.
Основы деятельности специальных формирований и органа исполнительной власти, который уполномочен решать задачи гражданской обороны РФ. А именно:
· На вооружении государственных организаций в рассматриваемой области находятся специальная техника и оружие (стрелковое и холодное).
· Военным спасательных формирований выдаются специальные удостоверения определённого образца, которые подтверждают их статус. А также военные имеют международные знаки, обозначающие их принадлежность к силам гражданской обороны.
· Социальная помощь, финансирование и сама деятельность сил ГО осуществляется по законам РФ. При этом денежные средства выделяются на разных уровнях (федеральном, региональном и местном) в зависимости от того, какие формирования финансируются.
В военное время силы ГО РФ начинают осуществлять свою деятельность с момента объявления военного положения президентом страны, а в мирное время при возникновении эпидемий, аварий техногенного вида, катастроф или бедствий стихийного характера.