Качественный анализ неизвестного вещества

Таблица 1.2

Выявляющий реагент или проба Наблюдаемый результат Заключение
1. Проба на растворимость в воде В воде не растворимо, r>1,0 Галогенопроизводное
2. Проба на свечение пламени Не горит при вынесении из пламени. Цвет пламени - зеленый Наличие в молекуле галогена
3. Проба Бельштейна Изумрудно-зеленое окрашивание пламени Есть галоген
4. Бромная вода Обесцвечивание бромной воды не происходит Отсутствует кратная связь
5. Реактив Вагнера (KMnO4, Na2CO3) Фиолетовая окраска перманганата не исчезает – окисление не идет Отсутствует кратная связь
6. Нитрующая смесь: HNO3, H2SO4) Образования твердого желтого осадка после разбавления нитрующей смеси водой не происходит Нет бензольного кольца
7. KMnO4, H2SO4, tOC Не проводим, так как в предыдущем опыте бензольное кольцо не обнаружено Соединение относится к алифатическому галоге-нопроизводному углево-дороду
8. AgNO3 Выпал белый осадок при слабом нагревании Первичный или вторич-ный бромалкан
Вывод: алифатическое первичное или вторичное бромпроизводное

Идентификация неизвестного вещества по установленным физическим константам

Таблица 1.3

Физические константы Ткип oС r Формула Положительные реакции
Полученные 100–102 1,30   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru 1-бромбутан Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru
Табл. П.1.4 1,28 Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru

Задача 1

Различите с помощью качественных реакций вещества А, Б и В(табл.1.4). Напишите уравнения реакций, отметьте признаки их протекания.

Таблица 1.4

№ варианта А Б В
бутилацетилен метилпропилацетилен этилпропилметан
бензилхлорид хлорбензол винилбензол
бромбензол 2-бромгексан 2-бромгексен-3
бензол изопропилбензол 1-фенилпропен-1
фенилацетилен винилбензол 1,3-диметилбензол
иодбензол бензилиодид 1-фенилпропен-2
симм. метилэтилэтилен пропилацетилен 4-хлорпентен-2
пропилбензол фенилацетилен бензол
1-иодпентан иодбензол 3-иодпентен-1
бромбензол бензилбромид метилбензол
пропилэтилен пропилацетилен 1-фенилбутен-1
хлорбензол 1-фенил-2-хлорэтан 1,4-диметилбензол
бутилацетилен метилпропил- ацетилен изопропилбензол
стирол 1,2-диэтилбензол бензилхлорид
м-бромэтилбензол бензилбромид бензол
вторбутилиодид иодбензол метилбензол
изопропилацетилен метилэтилацетилен гексан
фенилацетилен 3-фенилпропен-1 пропилбензол
бромбензол изобутилбромид этилбензол
пентадиен-2,4 пентин-1 пентан
бензол винилбензол 1,3-диметилбензол
1,3-дихлорбензол винилхлорид изопропилхлорид
фенилацетилен пентин-2 1,4-диэтилбензол
несимм. этилизо-пропилэтилен винилацетилен гексан
бензилбромид 1,2-диметилбензол бромбензол
винилбензол бензол этилбензол
3-хлорпропен-1 2-хлорпропан хлорбензол
гептин-1 гептен-1 гептан
третбутилхлорид хлорбензол бензилхлорид
3-метилпентин-1 2-фенилпропен-1 метилбензол

Пример решения задачи 1

Различить с помощью качественных реакций следующие вещества: гептан, гептен-1, гептин-1.

1). Заполним таблицу 1.5, куда вносим различаемые вещества и реагенты.

Для положительных реакций запишем наблюдаемые эффекты

Таблица 1.5

Вещество\реагент Cu(NH3)2OH Br2/H2O KMnO4/Na2CO3
CH3(CH2)4CºCH осадок красного цвета    
CH3(CH2)4CH=CH2 - обесцвечивание раствора брома выпадение осадка бурого цвета
CH3(CH2)5CH3 - - -

2). Запишем уравнения положительных реакций

Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru

Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru

Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru

Лабораторная работа № 2

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ

· Ознакомиться с техникой безопасности при работе с металлическим натрием (стр. 5)

· В рабочем журнале оформить табл. 2.I, для чего необходимо написать уравнения реакций, которыемогут протекать с указанными веществами в условияхопыта.

· Выполнить в лаборатории качественные реакции на функциональные группы, перечисленные в табл. 2.1, а наблюдаемые результаты записать в правую колонку таблицы.

· Получить допуск к выполнению аналитической задачи по данному разделу (см. пример решения задачи 2), получить у преподавателя неизвестное вещество и спомощью качественных реакций установить принадлежность вещества к соответствующему классу органических соединений. Лабораторные опыты выполнять в строго приведенной последовательности. Заключение по каждому опыту и качественному анализу в целом записать по образцу (см. табл 2.2).

· Произвести идентификацию определяемого вещества по соответствующим физическим константам, назвать его. Результаты записать по образцу (см. табл. 2.3). Защитить аналитическую задачу.

· Свойства кислородсодержащих производных углеводородов

· Таблица 2.1.

Номер опыта Вещество Физические свойства. Уравнения реакций. Замечания Наблюдаемый результат
1.Изучение физических констант Уксусная кислота (16) Фенол (17) Ацетон (18) Этандиол-1,2 (19) Этанол (20) Этиловый эфир уксусной кислоты (21)   В справочной литературе найти и записать физические константы приведенных соединений Определить раство-римость указанных соединений в воде и петролейном эфире
2.1. Открытие карбоксильной группы     Уксусная кислота   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru     Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru Выделение пузырьков газа
2.2.1.Открытие фенолов с хлоридом железа (III)   Фенол Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru     Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru Окрашивание раствора
2.2.2. Открытие фенолов с бромной водой   Фенол Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru       Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru Обесцвечивание бромной воды и выпадение осадка
2.3.1. Открытие карбонильной группы с гидроксиламином       Ацетон   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru       Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru Окрашивание раствора
2.3.2. Открытие альдегидной группы с гидроксидом меди (II)     Этаналь   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru     Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru Образование медного налета на стекле и изменение цвета
2.3.3. Открытие альдегидов и метилкетонов с NaHSO3 Naгидросульфитом натрия (II)     Ацетон   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru     Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru   Выпадение осадка
2.3.4. Открытие метилкетонов и уксусного альдегида иодоформной реакцией   Метилкетон или уксусный альдегид   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru  
2.4.1. Открытие a- гликолей   Этандиол-1,2   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru       Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru Растворение осадка и изменение цвета  
2.4.2. Открытие одноатомных спиртов Этанол   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru       Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru Выделение пузырьков газа
2.5. Открытие сложных эфиров     Этилацетат Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru   Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru     Качественный анализ неизвестного вещества - student2.ru Обесцвечивание раствора KMnO4

Наши рекомендации