Методические рекомендации. Для успешного усвоения темы нужно воспользоваться следующей литературой
Для успешного усвоения темы нужно воспользоваться следующей литературой. Саудабеков К.Е., Алманиязов Э.А., Лухнова Л.Ю. Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни. Учеб. пособ. А-Ата, 1999г.
Задание 1: Отличия катастрофы от аварии, приведите примеры.
Задание 2:При посадке самолета вышло из строя шасси, жертв нет. Как можно назвать данную ситуацию?
Задание 3: Как определяется масштаб катастрофы?
Классифицируете ситуацию на АЭС «Фукусима».
Задание 4:В помещении склада хранятся горючие вещества. Классифицируете опасность, которую представляет данный объект.
Задание 5: Найдите соответствующие ответы к следующим вопросам.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ |
Что называется ситуацией вынужденной автономии? | Повреждения, разрушение машин, станков, оборудования, зданий, каких либо сооружений |
Что делать при получении сигнала о ЧС в учебном заведении? | Крупная авария с большим количеством жертв |
Какие существуют средства подачи сигналов бедствия? | Избежание потенциально опасных мест, владение психическими и физическими приемами самообороны, недопущение паники и тд. |
Назовите 2 вида стихийных бедствий в гидросфере? | По: компасу, звездам, солнцу и часам, тени, луне, местным предметам, культовым сооружениям, радиосигналам |
Что называется стихийным бедствием? | Землетрясения, оползни, вулканы, сели, снежные лавины |
Что называется аварией? | Природные и техногенные (антропогенные) |
Какие факторы влияют на провокацию уличных преступлений? | Ураганы, бури (шквалы), смерчи (торнадо) |
Назовите три оболочки земли, в которых возможно возникновение ЧС? | Стресс, депрессия, галлюцинации (зрительные и слуховые) |
Как снизить вероятность попадания в ситуацию криминогенного характера? | Следовать инструкциям, эвакуироваться, укрыться в защитном сооружении |
Что называется катастрофой? | Рынки, стадионы, вокзалы, подъезды |
Какие существуют способы ориентирования на местности? | Ситуация, вызывающая катастрофическую обстановку, нарушает нормальную жизнь людей, влечет человеческие жертвы и матерные потери |
Назовите два типа ЧС по происхождению? | Ситуация, в которой человек оказывается один в природной среде |
Какие факторы угрожают человеку в чрезвычайной ситуации природного характера? | Радиотехнические средства, аварийные сигнализации, пиротехника, сигнальное зеркало, воздушные змеи, флаги-сигналы, костер, свеча и тд. |
Назовите три вида стихийных бедствий в атмосфере? | Наводнение, цунами |
Какие 5 наиболее важных природных явлений вызывают ЧС в литосфере? | Литосфера, атмосфера, гидросфера |
Какие психические состояния возникают у человека в вынужденной автономии? | Стихийные бедствия, жара, жажда, голод, болезни, холод, страх, переутомление и тд. |
Что можно назвать местами повышенной криминогенной опасности? | Координирующие, органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, системы связи и оповещения |
Назовите 5 групп ЧС по масштабу и тяжести наносимого ущерба? | Время, место, внешний вид, поведение |
Контрольные вопросы:
- Что такое жизнедеятельность?
- Что такое опасность?
- Что такое авария, катастрофа, стихийное бедствие, ЧС.
- Что называется ситуацией вынужденной автономии?
- Что делать при получении сигнала о ЧС в учебном заведении?
Основная литература:
1. Учебное пособие для студентов ВУЗ по курсу «Безопасность жизнедеятельности».-Книга 1.-Алматы: АЧС РК, Республ. Курсы ЧС и ГО, 2002.
2. Саудабеков К.Е., Алманиязов Э.А., Лухнова Л.Ю. Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни. Учеб. пособ. А-Ата, 1999г
Дополнительная литература:
1. Вишневская Е. Л., Барсукова Н. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие – М.: «Русское слово», 1995г.
Практическое занятие №2 (1 ч)