Опыт 8. Электролитическая диссоциация комплексного соединения К3[Fe(CN)6]

Цель опыта доказать, что раствор соли К3[Fe(CN)6] диссоциирует с образованием комплексного иона.

Взять 4 пробирки: в пробирки №1 и №2 поместить по 4-5 капель раствора FeС13, в оставшиеся 2 пробирки поместить по 4-5 капель раствора красной кровяной соли К3[Fe(CN)6].

К растворам в пробирках №1 и №3 добавьте по 2-3 капли раствора NаОН, отметьте образование осадка в пробирке с FeС13. К растворам в пробирках №2 и №4 добавьте по 1-2 капли роданида аммония NH4SCN – реактива на катион Fe3+, отметьте появление красного окрашивания в пробирке с FeС13. Записать уравнение протекающих реакций и выражение константы нестойкости для комплексной частицы. Сделать вывод.

6. Литература:

Основная литература:

  1. Биоорганическая химия: учебник. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. 2014г.
  2. Сейтембетов Т.С. Химия : учебник - Алматы : ТОО"ЭВЕРО", 2010. - 284 с
  3. Болысбекова С. М. Химия биогенных элементов : учебное пособие - Семей, 2012. - 219 с. : ил
  4. Веренцова Л.Г. Неорганическая ,физическая и коллоидная химия : учебное пособие - Алматы : Эверо, 2009. - 214 с. : ил.
  5. Физическая и коллоидная химия /Под ред.А.П.Беляева.- М.: ГЭОТАР МЕДиа, 2008
  6. Веренцева Л.Г. Неорганическая, физическая и коллоидная химия,(проверочные тесты) 2009

Дополнительная литература:

  1. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия. М. 2003.
  2. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого. С-Пб.: Химиздат, 2001
  3. Ершов Ю.А. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. М.: ВШ, 2003.
  4. Асанбаева Р.Д., Илиясова М.И. Теоретические основы строения и реакционной способности биологически важных органических соединений. Алматы, 2003.
  5. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии под ред. Н.А. Тюкавкиной. М., Дрофа,2003.
  6. Глинка Н.Л. Общая химия. М.,2003.
  7. Пономарев В.Д. Аналитическая химия ч.1,2 2003

7. Контроль:

Выполнить упражнения:

№1. Определить заряд комплексного иона, степень окисления, координационное число комплексообразователя в соединениях: К[Ag(CN)2], Fe4[Fe(CN)6]3, [Co(NH3)5NO2]Cl2, [PtCl2(NH3)4]SO4, [Ni(H2O)6]SO4.

№2. Написать выражения константы нестойкости для следующих комплексных ионов: [Fe(CN)6]3-, [Ag(NН3)2]+, [НgI4]2-, [Zn(OH)4]2-, [PtCl2(NH3)4]2+.

№3. Назвать следующие комплексные соединения:

К3[Fe(CN)6], К[А1(ОН)4(NH3)2], [Ni(СО4], [СrCl22О)4]Cl, [Со(NH3)4]SO4.

№4. Напишите формулы следующих К.С. по их названию:

а) хлорид гексамминикеля (II)

б) нитрат дибромотетраамминкобальта (III)

в) гексанитритокобальтат (III) натрия

г) трибромотрихлороаурат (III) калия

д) сульфат тетрааквамеди (II)

е) пентакарбонил железо

№5. Определить заряд комплексных ионов и написать формулы комплексных соединений, подобрав соответствующие ионы внешней сферы:

[Сr(СN)6]х, [Pt(NH3)3Cl3]х, [Ag(CN)2]х, [AuC14]х, [Со(NH3)6]х, [Сr(СО)4]х.

Тестовые задания: Природа химической связи. Биогенные s-, p-, d-элементы и их биологическая роль. Комплексные соединения и их свойства. Медико–биологическая роль комплексных соединений.

1. При гетеролитическом разрыве ковалентной полярной связи образуются:

1. радикалы - частицы с неспаренным электроном

2. катион и анион

3. адсорбент и адсорбтив

4. кислотный и солевой буферы

5. атомы химических элементов

2. Полярная ковалентная связь образуется между атомами

1. одного и того же элемента

2. разных неметаллов

3. разных металлов

4. металла и неметалла

5. инертных элементов

3. Ограниченная валентная возможность атомов имеет название:

1. насыщаемость ковалентной связи

2. направленность ковалентной связи

3. полярность ковалентной связи

4. неполярность ковалентной связи

5. длина ковалентной связи

4. p-связь по сравнению с s-связью

1. равноценна по энергии связи

2. более прочная

3. менее прочная

4. труднее разрывается

5. образуется с выделением большего количества энергии

5. При Sp2 - гибридизации форма молекулы

1. тетраэдрическая

2. треугольная

3. линейная

4. шарообразная

5. гексагональная

6. Химическая связь в молекулах BeF2, MgS, CaCl2, AgBr

1. неполярная ковалентная

2. полярная ковалентная

3. ионная

4. донорно-акцепторная

5. водородная

7. В соединениях NH3, H2O, H2Se, CS2 между атомами осуществляется связь

1. ковалентная неполярная

2. ковалентная полярная

3. ионная

4. донорно-акцепторная

5. водородная

8. В подгруппах периодической системы с увеличением порядкового номера элемента энергия ионизации атомов

1. не изменяется

2. увеличивается

3. уменьшается

4. сначала увеличивается, затем уменьшается

5. зависит от способа получения элемента

9. Разрыв ковалентной неполярной связи, при котором каждый атом остается с неспаренным электроном, называется

1. гетеролитическим

2. каталитическим

3. адсорбционным

4. гомолитическим

5. кондуктометрическим

10. Ионная ковалентная связь образуется между атомами

1. одного и того же элемента

2. разных неметаллов

3. инертных элементов

4. разных металлов

5. металла и неметалла

11. Входит в состав гемоглобина, участвует в процессах связывания и переноса

кислорода к тканям, стимулирует функцию кроветворных органов элемент

1. селен

2. железо

3. бром

4. серебро

5. цинк

12. Микроэлемент, связанный с синтезом и обменом тироидных гормонов, вырабатывающихся щитовидной железой, это

1. медь

2. фтор

3. бром

4. йод

5. цинк

13. Микроэлементом, увеличивающим прочность зубной эмали человека, является

1. медь

2. свинец

3. бром

4. фтор

5. цинк

14. Является основным катионом внеклеточной среды, составляет более 90% катионов плазмы, выполняет главную роль в поддержании осмотического давления внеклеточных жидкостей элемент

1. литий

2. фосфор

3. натрий

4. железо

5. калий

15. Элементы Ag, Au, Ra, Hg и другие по содержанию в живом организме являются:

1. ультрамикроэлементами

2. микроэлементами

3. макроэлементами

4. S-элементами

5. р-элементами

16. Основоположником биогеохимии является

1.М.В.Ломоносов

2.Д.И.Менделеев

3. В.И.Вернадский

4. Ю.А.Овчинников

5. А.И.Бутлеров

17.Химические элементы, которые в организме выполняют роль строительного материала и создают определенную физико-химическую среду для протекания физиологических и биологических процессов - это

1. микроэлементы

2. только р-элементы

3. ультрамикроэлементы

4. S- и р-элементы

5. макроэлементы

18. Роль организмов в процессах накопления, распределения и миграции элементов на Земле изучает:

1. неорганическая химия

2. физическая химия

3. аналитическая химия

4. геологическая химия

5. биогеохимия

19. Элементы, содержащиеся в живых организмах и принимающие участие в процессах жизнедеятельности, влияющие на них, называются

1.химическими

2.биологическими

3. биогенными

4. физиологическими

5. органическими

20. В организме выполняют роль строительного материала и создают определенную физико-химическую среду для протекания физиологических и биологических процессов:

1. микроэлементы

2. 2. р-элементы

3. 3.ультрамикроэлемнты

4. s- и р-элементы

5.макроэлементы

21. В комплексном соединении К2[Cu(CN)4(H2O)2] лигандами являются

1. ионы CN-

2. молекулы Н2О

3. ионы СN- и Сu2+

4. ионы СN- и молекулы Н2О

5. ионы CN- и Сu2+ и молекулы Н2О

22. Заряд комплексного иона в соединении K4[Fe(CN)6] равен

1. +1

2. +4

3. -4

4. -1

5. нет правильного ответа

23. Только нейтральные молекулы являются лигандами в комплексных соединениях ряда:

1. [Cu(NH3)4]SO4, K4[Fe(CN)6]

2. K[Al(OH)4], K2[Zn(OH)4]

3. [Cr(H2О)2(NH3)3]Cl3, [Cu(NH3)4]SO4

4. K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6]

5. [Cr(NH3)4Cl2], K2[PtCl6]

24. Комплексное соединение K4[Fe(CN)6] называется

1. гексацианоферрат (IV) калия

2. гексацианоферрат (II) калия

3. гексацианоферрат (III) калия

4. тетракалий гексацианожелезо (II)

5. гексацианоферраттетракалия

25. В комплексном соединении лиганд ион SO42- называется

1. серооксид

2. сульфид

3. серокислород

4. сульфат

5. сульфато

26. Константа нестойкости комплексного соединения служит

1. для определения координационного числа комплексообразователя

2. для определения заряда комплексного иона

3. мерой устойчивости комплекса

4. для определения заряда внешней сферы

5. мерой комплексообразующей способности комплексообразователя

27. Донорно-акцепторная связь по направлению всегда является

1. s-(сигма) связью

2. p-связью

3. водородной связью

4. ионной связью

5. нет правильного ответа

28. Только нейтральные комплексы расположены в ряду

1.[Cu(NH3)4]SO4, K[Al(OH)4]

2. [Cu(NH3)4]SO4, [Fe(CO)5]

3. [Cu(NH3)4]SO4, [Ni(NH3)6]Cl3

4. K[Al(OH)4], K3[Fe(CN)6]

5. [Fe(CO)5], [Pt(NH3)4Cl2]

29. В комплексном соединении К[Au(H2O)2Cl4] заряд комплексообразователя равен

1. +1

2. -1

3. +3

4. -3

5. +4

30. В комплексном соединении [Ni(NH3)3(H2O)2Cl]SO4 координационное число комплексообразователя равно

1. 2

2. 3

3. 4

4. 5

5. 6.

1. Тема №6:Электродные потенциалы. Окислительно–восстановительные потенциалы. Потенциометрия в медицинской практике.

2. Цель: Изучить причину возникновения электродных потенциалов. Особенности окислительно-восстановительных потенциалов, применение потенциометрии в медицинской практике.

3. Задачи обучения:Научить рассчитывать значение электродных потенциалов и ЭДС элемента; научить определять потенциометрически рН растворов и концентрацию хлороводородной кислоты методом потенциометрического титрования.

4. Основные вопросы темы:

1. Электродные потенциалы. Механизм возникновения электродного потенциала. Формула Нернста.

2. Классификация электродов: электроды определения, электроды сравнения

3. Окислительно-восстановительные электродные потенциалы, механизм возникновения и их биологическое значение.

4. Биопотенциалы. Мембранный и диффузионный потенциалы, их биологическое значение. Биотоки.

5. Гальванические элементы и их Э.Д.С. Биметаллические и концентрационные (изометаллические) цепи.

6. Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН, потенциометрическое титрование.

5. Методы обучения и преподавания:

Определение входного уровня знаний, беседа по теме занятия, выполнение лабораторной работы и оформление отчета. Итоговый контроль знаний – защита отчета.

Наши рекомендации