Лекция 3 . газообразные топлива
Расширить сырьевую базу автомобильных топлив и одновременно уменьшить вредное воздействие на окружающую среду позволяет использование альтернативных топлив на основе газообразных углеводородов.
Стоимость производства газообразного топлива в 2-3 раза ниже стоимости производства бензина и дизельного топлива, а запасы его сырья превосходят нефтяные.
Наибольших успехов в решении задач снижения вредного воздействия на окружающую среду от использования автомобильного транспорта достигли Австралия, Австрия, Аргентина, Италия, Канада, Новая Зеландия, США, Швеция и Япония.
Для работы на газообразных топливах автотранспортные средства переоборудуются в газобаллонные автомобили (ГБА).
Преимуществами газообразных топлив являются:
· экономия нефтепродуктов, из которых изготавливаются бензины и дизельные топлива;
· улучшение топливной экономичности автомобиля за счет работы двигателя на более бедной горючей смеси;
· снижение токсичности отработавших газов двигателей внутреннего сгорания;
· снижение изнашивания цилиндро-поршневой группы и увеличение срока службы моторного масла (газовоздушная смесь не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, не образует нагара на деталях цилиндро-поршневой группы и не разжижает масло в картере двигателя);
· высокая детонационная стойкость газообразных топлив (позволяет повысить степень сжатия двигателя и, следовательно, его мощность и топливную экономичность);
· исключение необходимости подогрева впускного трубопровода, что улучшает наполнение цилиндров и повышает таким образом мощность двигателя;
· улучшение равномерности распределения горючей смеси по цилиндрам.
В зависимости от физического состояния горючие газы делятся на сжатые и сжиженные.
Наиболее широко применяются и имеют перспективы расширения использования следующие газообразные углеводородные топлива:
• компримированный (сжатый) природный газ (КПГ) (метан);
• газ сжиженный нефтяной (ГСН) (пропан-бутановая смесь).
К качеству топлив предъявляют такие основные эксплуатационные требования:
· хорошая смешиваемость с воздухом для образования однородной горючей смеси;
· высокая калорийность горючей смеси;
· отсутствие детонации при сгорании в цилиндрах двигателя;
· минимальное содержание смолистых веществ и механических примесей,
· минимальное содержание веществ, вызывающих коррозию поверхностей деталей, окисление и разжижение масла в картере двигателя;
· минимальное образование токсичных и канцерогенных веществ в продуктах сгорания;
· сохранение стабильного состава и свойств по времени и объему;
· сохранение избыточного давления насыщенных паров 0,1-1,6 МПа в интервале температур от -30 до +45 °С (для ГСН);
· хорошая испаряемость без образования жидкого осадка при понижении давления в газовой системе питания двигателя (для ГСН).
Свойства сжиженных газов
Газ сжиженный нефтяной в качестве топлива для автомобилей представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов. Его получают как продукт переработки нефти, а также при добыче нефти или природного газа в виде отдельной жидкой фракции.
Основные компоненты сжиженных газов, как современного топлива для двигателей — это пропан С3Н8, бутан С4Н10 и их смеси. Так как каждый из компонентов имеет определенную температуру кипения, давление паровой фазы смеси сжиженных газов зависит как от температуры, так и от компонентного состава. Давление смеси газов можно определить по значению составляющих (парциальных) давлений углеводородных газов, входящих в состав смеси, пропорционально концентрациям.
Ввиду того, что пропан и бутан имеют при атмосферном давлении соответственно температуры кипения -42,1 °С и -0,5 °С и критические температуры +96,8 °С и +126 °С, это позволяет хранить их в сжиженном состоянии в диапазоне эксплуатационных температур от -40 до +45 °С при относительно низком давлении (до 1,6 МПа).
Повышение температуры на 1 °С увеличивает давление в газовом баллоне на 0,6-0,7 МПа, что может привести к его разрушению. Степень заполнения (полезная емкость) автомобильных газовых баллонов должна быть в пределах 80-85%.
В зимнее время года, когда плотность газовоздушной смеси достигает максимальных значений, двигатель имеет наилучшие эксплуатационные показатели. Некоторые зарубежные двигатели имеют устройство для отключения подогрева впускного коллектора для увеличения плотности газа.
Компоненты газового топлива имеют пределы воспламенения, значительно смещенные в сторону бедных смесей, что дает дополнительные возможности повышения топливной экономичности.
Топливо из сжиженных газов обладает плохими пусковыми свойствами.
Все компоненты газообразных сжиженных топлив первоначально не имеют цвета и запаха, поэтому для обнаружения утечек и обеспечения безопасности при использовании этих видов топлива на автомобилях их одорируют, т.е. придают особый запах. В качестве такого одоранта используют этилмеркаптан C2H5SH (температура кипения 37 'С), обладающий специфическим резким неприятным запахом в количестве 0,2-0,3 г на 1000 м3 газа.
Сжиженные газы пожаро- и взрывоопасны, но меньше, чем пары бензина. По степени воздействия на организм человека они относятся к 4 классу.
Эксплуатационные свойства автомобилей с газовыми двигателями, в сравнении с бензиновыми оцениваются следующим образом:
· пусковые качества до температуры окружающего воздуха до -5 °С равноценны. При более низких температурах пуск двигателя, работающего на сжиженном газе, затруднен;
· ухудшаются на 5-8% динамические качества автомобиля;
· увеличивается мощность и топливная экономичность газовых двигателей, так как в связи с высокими антидетонационными свойствами сжиженных газов (их ОЧ превышает 100 единиц) в газовых двигателях можно применять более высокие степени сжатия, хотя теплотворная способность сжатого газа на единицу объема и меньше, чем у бензина;
· при правильной регулировке и нормальном оптимальном режиме работы системы подачи газового топлива значительно снижается токсичность отработавших газов: по окиси углерода — в 3-4 раза, по окислам азота в 1,2-2 раза, по углеводородам в 1,2-1,4 раза и более;
· увеличивается в 2-2,5 раза продолжительность работы масла между заменами, из-за улучшения процессов испарения и смесеобразования жидкого топлива, исключения смывания смазки с зеркала цилиндров двигателя, уменьшения разжижения и загрязнения масла различными примесями;
· повышается надежность и ресурс двигателей до ремонта в 1,4-2 раза, за счет снижения износов деталей цилиндро-поршневой группы, улучшения условий работы свечей зажигания и уменьшения нагарообразования;
· автомобили, работающие на сжиженном газе, имеют такой же запас хода, как и автомобили, работающие на бензине;
· увеличивается на 3-5% трудоемкость работ по обслуживанию и ремонту газобаллонных автомобилей.
Свойства сжатых газов
Основные компоненты сжатых газов — метан СН4, окись углерода СО и водород Н2 — получают из горючих газов различного происхождения (природных, попутных, нефтяных, коксовых и др.). В попутных газах в зависимости от месторождения нефти содержание метана может находиться в пределах 40-82%.
По опасности воспламенения сжатые газы значительно безопаснее бензина.
В качестве преимуществ использования сжатого природного газа как автомобильного топлива при сравнении с бензином следует отметить следующие:
· увеличивается в 2-3 раза продолжительность работы масла между заменами из-за отсутствия его разжижения и уменьшения загрязнения и, как следствие этого, расход масла снижается на 30-40%;
· увеличивается в среднем на 35-40% ресурс двигателя вследствие отсутствия нагара на деталях цилиндро-поршневой группы;
· увеличивается на 40% срок службы свечей зажигания;
· увеличивается в 1,5 раза межремонтный ресурс двигателей;
· снижается до 90% выброс с отработавшими газами вредных веществ, особенно окиси углерода СО.
Наряду с преимуществами использования сжатого природного газа как автомобильного топлива следует отметить следующие его недостатки:
· увеличивается на 7-8% трудоемкость обслуживания и ремонта, а также в среднем на 27% цена автомобиля из-за наличия дополнительной газобаллонной аппаратуры;
· снижается на 18-20% мощность двигателя и, как следствие этого, ухудшаются тягово-динамические и эксплуатационные характеристики автомобилей: увеличивается время разгона на 24-30%; уменьшается максимальная скорость автомобиля на 5-6%; уменьшаются предельные углы преодолеваемых подъемов на 30-40%; затрудняется эксплуатация автомобиля с прицепом; уменьшается дальность ездки на одной заправке газом, которая не превышает 200-250 км;
· снижается на 9-14% грузоподъемность автомобилей в связи с применением тяжелых стальных баллонов высокого давления.