Режимы функционирования РСЧС
При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях и акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.
При возможности возникновения и возникновении ЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
– режим повышенной готовности – при возникновении угрозы ЧС;
– режим ЧС – при возникновении и ликвидации ЧС.
При установлении двух последних режимов определяются:
– обстоятельства, послужившие основанием для введения соответствующего режима;
– границы территории, на которой могла возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;
– силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
– перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС и организации работ по ее ликвидации;
– должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ликвидации ЧС.
Основные мероприятия в режиме повседневной деятельности:
– изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
– сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
– разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожаробезопасности;
– планирование работ;
– подготовка населения к действиям в ЧС;
– пропаганда знаний в области защиты населения и территорий;
– руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов;
– осуществление необходимых видов страхования;
– проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
– ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф.
Основные мероприятия в режиме повышенной готовности:
– усиление контроля за состоянием окружающей среды;
– введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления на стационарных пунктах управления;
– непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой государственной системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
– принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь, а также по повышению устойчивости функционирования объектов;
– уточнение планов действий и других документов;
– приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию по ЧС;
– восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов;
– проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
Основные мероприятия в режиме ЧС:
– непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникшей ЧС и ее последствий;
– оповещение руководства и населения о возникшей ЧС;
– проведение мероприятий по защите населения и территорий;
– организация работ по ликвидации ЧС, по поддержанию общественного порядка и привлечению общественных организаций и населения к ликвидации последствий ЧС;
– непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС;
– организация и поддержание непрерывного взаимодействия органов власти и организаций;
– проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
Подготовка населения в области защиты
От чрезвычайных ситуаций
Вопросы подготовки населения в области защиты от ЧС рассмотрены в Постановлении Правительства РФ № 547 от 4.09.2003 г. Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от ЧС, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в ЧС.
Подготовку проходят:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС – работающее население;
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания – не работающее население;
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования – обучающиеся;
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи в области ЧС – уполномоченные работники;
е) председатели комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
Основными задачами при подготовке населения являются:
– обучение правилам поведения, основным способам защиты и действиям в ЧС, приемам оказания первой помощи, правилам пользования СИЗ и СКЗ;
– выработка у руководителей навыков управления силами и средствами РСЧС;
– совершенствование практических навыков руководителей в организации и проведении мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий;
– практическое усвоение уполномоченными работниками порядка действий при различных режимах функционирования РСЧС, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Подготовка в области защиты от ЧС предусматривает:
– для работающего населения – проведение занятий по месту работы и самостоятельное изучение порядка действий с последующим закреплением на учениях и тренировках;
– для неработающего населения – беседы, лекции, просмотр фильмов, самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок;
– для обучающихся – проведение занятий в рамках курса «ОБЖ» и дисциплины «БЖД»;
– для руководителей органов государственной власти – повышение квалификации в Российской академии государственной службы, самостоятельное изучение нормативных документов, участие в ежегодных сборах, учениях, тренировках;
– для председателей КЧС, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников – повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, участие в сборах, учениях и тренировках.
В муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек, комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводят один раз в три года. В других организациях один раз в три года проводят тренировки продолжительностью до 8 часов. В образовательных учреждениях тренировки проводятся ежегодно.
Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от ЧС, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.