Студенты, не прошедшие инструктаж и нарушающие правила работы в лаборатории, не допускаются к выполнению лабораторных работ
Нормативная и учебная литература
1. Г.Е. Рутзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 11 класс (базовый уровень). - М.: Просвещение, 2011 г.
2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 368 с.: ил.
3. Химия. Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/Ю.Д.Третьяков, Н.Н.Олейников, Я.А. Кеслер и др.; Под ред. Ю.Д. Третьякова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2010. – 333, [3] с.: ил. – (Справочные материалы).
4. Химия: Учебник для СПО / Ю. М. Ерохин. - 8-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2010. - 384 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование).
Лабораторная работа № 1
«Ознакомление со свойствами дисперсных систем»
Цель и задачи лабораторной работы
1.1 Цель работы:
-приобретать и совершенствовать навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами;
- учиться работать самостоятельно, организованно, аккуратно;
-учиться наблюдать, описывать и анализировать физико-химические параметры процесса растворения.
1.2 Задачи работы:
- ознакомить студентов с техникой безопасности при подготовке и проведении лабораторных работ;
-ознакомить студентов с оформлением лабораторных работ;
-обобщить знания по теме «Дисперсные системы».
Содержание лабораторной работы
2.1 Теоретическая часть:
- проведение инструктажа и оформление журнала по технике безопасности;
-освоение понятий «растворимое вещество» и «растворитель»;
- освоение сущности процесса «растворение» (30 минут).
2.2 Практическая часть:
- освоение методики определения суспензии, эмульсии, истинного раствора;
-заполнение бланка-отчета и защита лабораторной работы (40 мин.).
Оборудование и реактивы
- штатив с пробирками;
- электролизер для определения электрической проводимости растворов;
- растворы BaCl2 , Na2SO4, CuSO4, FeCl3 , KMnO4 , K2CrO4, K2Cr2O7 , спирт, крахмал, сахар, растительное масло, зубной порошок.
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
Опыт № 1
Приготовление эмульсий
В пробирку налить 1 мл растительного масла и добавить воды, перемешать. Записать наблюдение.
Опыт № 2
Приготовление суспензий
В пробирку № 1 насыпать 1 г зубного порошка и добавить воды, перемешать.
В пробирку № 2 насыпать крахмал и добавить воды, перемешать.
В пробирку № 3 налить 1 мл раствора хлористого бария и добавить раствор сульфата натрия. Записать наблюдения.
Опыт № 3
Проверка веществ на электропроводность
В раствор спирта опустить электроды электролизера и подключить к источнику электрического тока. Записать наблюдения.
Вопросы для самоконтроля.
-Дайте определение растворам.
- Что такое дисперсная фаза и дисперсионная среда?
- Чем отличается суспензия от эмульсии?
- Для получения лаков приготавливают дисперсную систему из красителя и ацетона. Что является при этом дисперсной фазой и что дисперсионной средой?
- Что такое электрический ток?
- Приведите примеры истинного раствора
БЛАНК ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1
«Ознакомление со свойствами дисперсных систем»
Таблица 1.1
Название опыта | Ход работы | Наблюдения | Уравнения реакций | Выводы |
Бланк отчета о лабораторной работе № 1
«Теория электролитической диссоциации»
Ф.И.О. студента_____________________________
Группа______________________________
Дата________________________________
Преподаватель _____________________________
Работу выполнил студент | Работу принял преподаватель |
«___» ____________20__г. | «___» ____________20__г. |
_______________________ | _______________________ |
номер по журналу, подпись | подпись |
Лабораторная работа № 2
«Теория электролитической диссоциации»
Цель и задачи лабораторной работы
1.1 Цель работы:
- сформировать у студентов понятие об электролитической диссоциации как о физико-химическом процессе.
1.2 Задачи работы:
- развивать мотивацию познавательной деятельности, способности к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности;
- закрепить знания по теме: «Теория электролитической диссоциации».
Содержание лабораторной работы
2.1 Теоретическая часть:
- освоение методики составления реакций ионного обмена (10 мин).
2.2 Практическая часть:
- приобретения навыков определения необратимости реакций ионного обмена;
- заполнение бланка-отчета и защита работы (50 мин)
3 Оборудование и реактивы:
- штатив с пробирками;
- держатель для пробирок;
- спиртовка, растворы солей, кислот, щелочей и индикаторов.
Даны растворы: BaCl2, FeCl3, CuSO4, Na2SO4, Na2SO3, KOH, NaOH, HCl, HNO3, H2SO4, H2O.