ЧС техногенного характера
ЧС техногенного характера — это ситуации, которые возникают в результате производственных аварий и катастроф на объектах, транспортных магистралях и продуктопроводах; пожаров, взрывов на объектах; загрязнения местности и атмосферы сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ), отравляющими веществами (ОВ), биологически (бактериологические) опасными и радиоактивными веществами.
· Транспортные аварии (катастрофы):
· Пожары, взрывы, угроза взрывов:
· Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):
· Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:
· Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):
· Внезапное обрушение зданий, сооружений:
· Аварии на электроэнергетических системах:
· Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:
· Аварии на очистных сооружениях:
· Гидродинамические аварии:
ЧС и стадии ее развития
Независимо от классификационной принадлежности, в развитии чрезвычайных ситуаций выделяют четыре стадии.
· Зарождения- возникновение условий или предпосылок для чрезвычайной ситуация (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Установить момент начала стадии зарождения трудно. При этом возможно использование статистики конструкторских отказов и сбоев, анализируются данные сейсмических наблюдений, метеорологические оценки и т.п.
· Инициирования- начало чрезвычайной ситуации. На этой стадии важен человеческий фактор, поскольку статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны с человеческим фактором. Для снижения этих показателей необходима более качественная подготовка персонала. Так, например, в США для подготовки оператора для АЭС затрачивается до 100 тыс. долларов. Необходимо поднимать престиж работы диспетчера и оператора.
· Кульминации- стадия высвобождения энергии или вещества. На этой стадии отмечается наибольшее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации. Одной из особенностей этой стадии является взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов.
· Затухания- локализация чрезвычайной ситуации и ликвидация ее прямых и косвенных последствий. Продолжительность данной стадии различна, возможны дни, месяцы, годы и десятилетия.
6. Потенциально опасные объекты и их классификация.
Потенциально опасный объект - объект, на котором используются, изготовляются, перерабатываются, сохраняются или транспортируются опасные радиоактивные, пожаровзрывоопасные, химические вещества и биологические препараты, гидротехнические и транспортные сооружения, транспортные средства, а также другие объекты, которые создают реальную угрозу возникновения ЧС.
Радиационно-опасные объекты(АЭС, заводы по производству ядерного топлива, урановые рудники, хранилища ядерных боеприпасов);
Химически опасные объекты (Заводы нефтеперерабатывающие, нефтехимические, производству химикатов, медицинских препаратов, хранилища химически опасных веществ);
Взрыво- и пожароопасные объекты(предприятия нефтяной промышленности, газовой промышленности, угольной промышленности, сланцевой промышленности, газовые и нефтяные скважины, угольные шахты, предприятия машиностроения, объекты ядерной энергетики , нефтепроводы, газопроводы, ракетные комплексы);
Опасные транспортные средства(суда морские пассажирские, суда морские грузопассажирские, паромы морские железнодорожные и автомобильно-транспортные, самолеты транспортно-грузовые, мосты железнодорожные, тоннели железнодорожные, тоннели метрополитена, опасные транспортные средства);
Опасные технические сооружения ( плотины гидроэлектростанций, плотины искусственных водохранилищ, водозащитные дамбы, лавинозащитные сооружения, системы централизованного водоснабжения, централизованного газоснабжения, централизованного теплоснабжения, централизованного электроснабжения, системы канализации, стадионы, крупные спортивные сооружения, зрительные, цирки и другие зрелищные сооружения с массовым пребыванием людей, крупные многоэтажные торговые центры);
7. Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях - одна из главных задач гражданской обороны. Объем и характер защитных мероприятий определяются особенностями отдельных районов и объектов, а также вероятной обстановки, которая может сложиться в результате, химического, бактериологического (биологического) и других видов заражения. Защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени организуется и осуществляется в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются:
1. Постоянное руководство проведением мероприятий по защите населения со стороны советских органов, руководителей министерств, ведомств и объектов народного хозяйства.
2. Мероприятия по защите населения заблаговременно планируются и проводятся по всей территории страны во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах народного хозяйства.
3. Защита населения планируется и проводится дифференцирование с учетом политического, экономического и оборонного значения экономических районов, городов и объектов народного хозяйства.
4. Мероприятия по защите населения планируются и проводятся во взаимодействии с мероприятиями, проводимыми Вооруженными Силами РФ.
5. Мероприятия по защите населения планируются и осуществляются в комплексе с планами экономического и социального развития республики, края, области, города и объекта народного хозяйства.
8. Права граждан в области защиты их в чрезвычайных ситуациях.
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
а) в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;
б) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
в) обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
г) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
д) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
е) на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС; ж) на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС; з) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.
и) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания,
полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.
9. Обязанности граждан в области защиты их от чрезвычайных ситуаций
Граждане Российской Федерации обязаны:
а) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
в) изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
г) выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.