На процесс студнеобразования
Выше отмечалось, что студни образуются при ограниченном набухании твердых ВМС. Примером может служить набухание желатина в воде.
Вместе с тем, студнеобразование может происходить в истинных растворах ВМС.
На этот процесс влияют следующие факторы:
• концентрация ВМС в растворе;
• форма и размер молекул ВМС;
• температура;
• время;
• присутствие индифферентных электролитов;
• рН среды.
ВЛИЯНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВМС
Застудневанию растворов ВМС всегда способствует повышение концентрации раствора, так как при этом возрастает частота столкновений между макромолекулами или их участками и увеличивается количество связей, образующихся в единице объема.
ВЛИЯНИЕ ФОРМЫ И РАЗМЕРА МАКРОМОЛЕКУЛ
Макромолекулы не только имеют большие размеры, но, и это очень важно, обладают гибкостью полимерных цепей, которая обеспечивает способность принимать большое число конформаций: от абсолютно растянутого состояния до тугого клубка. Естественно, число связей, которые образует данная макромолекула с другими, зависит от формы молекулы: чем более она распрямлена, тем легче доступ к тем ее частям, которые могут вступать во взаимодействие.
Следовательно, для студнеобразования необходимы условия, при которых макромолекула не свертывается в клубок. Макромолекулы, имеющие вытянутую форму, образуют студни даже в очень разбавленных растворах. Так, агар-агар образует студень при содержании 0,1%, а желатин – 0,5% сухого вещества. В морских медузах, представляющих собой «живой» студень, количество воды доходит до 99%.
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ
Повышение температуры, если только при этом в системе не происходит необратимых химических изменений, обычно препятствует застудневанию из–за возрастания интенсивности теплового движения сегментов и уменьшения вследствие этого числа и длительности существования связей между макромолекулами. При изменении температуры может происходить самопроизвольное застудневание истинного раствора ВМС. Так 30% –й водный раствор желатина застудневает при температуре 30°С, более разбавленный 10%–й раствор требует для застудневания более низкой температуры – 22°С.
Следует заметить, что переход раствора ВМС в студень при изменении температуры происходит непрерывно, т. е. в этом случае нет постоянной температуры перехода, как это имеет место, например, при кристаллизации или плавлении.
ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕНИ
Так как процесс застудневания есть не что иное, как процесс появления и постепенного упрочнения пространственной сетки время, безусловно, играет положительную роль. Однако не следует думать, что процесс застудневания будет происходить в любом растворе и при любых условиях, если его проводить в течение длительного времени – необходимо выполнение и других условий. Однако если студень получают в результате ограниченного набухания сухого ВМС, то в зависимости от природы полимера и растворителя требуется совершенно определенное время. Так, для набухания желатина в холодной воде требуется 35–40 мин.
ВЛИЯНИЕ ИНДИФФЕРЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
Действие электролитов на застудневание растворов белков противоположно
действию этих электролитов на набухание. Ионы, увеличивающие набухание, замедляют застудневание или делают его невозможным. Наоборот, ионы, уменьшающие объем набухшего студня, способствуют застудневанию. Как и на набухание, на застудневание в основном влияют анионы.
ВЛИЯНИЕ РН
Влияние рН особенно заметно, если ВМС является амфотерным, например, белок. Застудневание идет лучше всего при значении рН, отвечающем изоэлектрической точке, так как при этом по всей длине молекулярной цепи расположено одинаковое число противоположно заряженных ионизированных групп, что способствует возникновению связей между отдельными макромоле–кулами. С изменением рН (в обоих направлениях от изоэлектрической точки) макромолекулы приобретают одноименные заряды, что препятствует образованию связей. При добавлении больших количеств кислоты или основания степень ионизации уменьшается и тенденция к застудневанию снова увеличивается.
СВОЙСТВА СТУДНЕЙ
Студни и гели обладают свойствами, как твердых тел, так и жидкостей.
Как твердым телам, им присуще такие механические свойства, как упругость, прочность, эластичность, способность сохранять определенную форму.
В отличие от гелей большинство студней не тиксотропны. Это связано с тем, что в студнях пространственная сетка образована прочными химическими или водородными связями. Если эти связи окажутся разорванными в результате механического воздействия, то они не восстановятся, так как в местах разрыва изменится состав вследствие взаимодействия с растворителем. В некоторой степени тиксотропия может наблюдаться только у тех студией, для которых характерна малая прочность связей между макромолекулами.
В студнях содержится большое количество воды, поэтому они проявляют некоторые свойства жидкостей, в частности, низкомолекулярные вещества, высокодисперсные золи, а также растворы ВМС с небольшими молекулами способны диффундировать в студни.
Для студней характерен синерезис – постепенное сжатие пространственной сетки с выделением жидкости. Жидкость, заполняющую сетку студня, часто называют интермицеллярной, ее можно разделить на свободную, которая механически включена в каркас студня и не входит в сольватную оболочку, и связанную. Количество связанной воды в студне зависит от степени гидрофильности макромолекулы: чем больше количество гидрофильных групп, тем больше связанной воды в студне.
Связанная вода обладает особыми свойствами: большой плотностью, пониженной температурой замерзания и т. д. Связанная вода студней играет большую роль: ее присутствие в почве, растениях, во всех живых организмах обеспечивает морозоустойчивость, поддерживает «водные запасы», определяет морфологические структуры клеток и тканей. В человеческом организме доля связанной воды у младенцев составляет примерно 70%, а у пожилых людей – до 40% , что обусловливает появление морщин, дряблость кожи и т. д. Синерезис, таким образом, в человеческом организме идет достаточно медленно и его скорость индивидуальна. Следует отметить, что при синерезисе вначале выделяется свободная вода, а затем, частично, связанная.
Электрическая проводимость студней близка к проводимости растворов, из которых они получены.
Студни, подобно золям и растворам ВМС, рассеивают падающий свет.
Студни обладают таким удивительным свойством, как «память». Если высушить при низкой температуре до одного и того же содержания влаги два студня, один из которых был получен из разбавленного, а другой из кон–центрированного раствора желатина, а затем дать им снова набухнуть в воде, то первый студень набухнет гораздо больше,чем второй. Причина этого явления состоит в том, что при высушивании до известной степени в студнях сохраняется внутренняя структура, возникшая при их образовании.
Изучив главу 14, вы должны знать:
• факторы, от которых зависит процесс застудневания;
• свойства студней.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
МИКРО – ГЕТЕРОГЕННЫЕ
СИСТЕМЫ
ГЛАВА 15
СУСПЕНЗИИ
Суспензии – это дисперсные системы, в которых дисперсной фазой являются частицы твердого вещества размером более 10 5 cm, а дисперсионной средой – жидкость.
Условно суспензии обозначают в виде дроби: Т/Ж, в числителе которой указывается агрегатное состояние фазы, а в знаменателе–агрегатное состояние среды. Можно дать суспензиям и другое определение: суспензии – это взвеси порошков в жидкостях.
Данное определение, являясь менее формальным, чем первое, ближе к реальной жизни уже потому, что сам термин «суспензия» (suspensio) в переводе с позднелатинского означает «подвешивание».
Формально суспензии от лиозолей (коллоидных растворов) отличаются только размерами частиц дисперсной фазы. Размеры твердых частиц в суспензиях (более 10 5 см) могут быть на несколько порядков больше, чем в лиозолях (10 7–10 5 см). Это количественное различие обусловливает чрезвычайно важную особенность суспензий: в большинстве суспензий частички твердой фазы не участвуют в броуновском движении. Поэтому свойства суспензий существенно отличаются от свойств коллоидных растворов; их рассматривают как самостоятельный вид дисперсных систем.
Рассматривая в дальнейшем конкретные свойства суспензий, полезно сопоставлять их с аналогичными свойствами коллоидных растворов, которые изучались в предыдущих разделах коллоидной химии.
КЛАССИФИКАЦИЯ СУСПЕНЗИЙ
Суспензии разделяются по нескольким признакам.
1. По природе дисперсионной среды: органосуспензии (дисперсионная среда–органическая жидкость) и водные суспензии.
2. По размерам частиц дисперсной фазы: грубые суспензии (d > 10 2 см), тонкие суспензии (–5 • 10 5 < d < 10 2 см), мути (1 • 10 5 < d < 5 • 10 5см).
3. По концентрации частиц дисперсной фазы: разбавленные суспензии (взвеси) и концентрированные суспензии (пасты).
В разбавленных суспензиях частицы свободно перемещаются в жидкости, сцепление между частицами отсутствует и каждая частица кинетически независима. Разбавленные суспензии – это свободнодисперсные бесструктурные системы.
В концентрированных суспензиях (пастах) между частицами действуют силы, приводящие к образованию определенной структуры (пространственной сетки). Таким образом, концентрированные суспензии – это связнодисперсные структурированные системы.
Конкретные значения концентрационного интервала, в котором начинается структурообразование, индивидуальны и зависят, в первую очередь, от природы фаз, формы частиц дисперсной фазы, температуры, механических воздействий. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в разделе, посвященном свойствам концентрированных суспензий. Здесь же мы только отметим, что механические свойства разбавленных суспензий определяются, главным образом, свойствами дисперсионной среды, а механические свойства связнодисперсных систем определяются, кроме того, свойствами дисперсной фазы и числом контактов между частицами.
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ
РАЗБАВЛЕННЫХ СУСПЕНЗИЙ
Суспензии, так же как и любую другую дисперсную систему, можно получить двумя группами методов: со стороны грубодисперсных систем – диспергационными методами, со стороны истинных растворов – конденса–ционными методами.
Рассматривая конкретные методы получения суспензий, полезно вспомнить, что суспензии – это взвеси порошков в жидкости. Следовательно, наиболее простым и широко распространенным как в промышленности, так и в быту методом получения разбавленных суспензий является взбалтывание соответствующего порошка в подходящей жидкости с использованием различных перемешивающих устройств (мешалок, миксеров и т. д.). Для получения концентрированных суспензий (паст) соответствующие порошки растирают с небольшим количеством жидкости.
Так как суспензии отличаются от лиозолей только тем, что частицы в них на несколько порядков больше, все методы, которые используются для получения лиозолей, можно применять и для получения суспензий. При этом необходимо, чтобы степень измельчения диспергационными методами была меньше, чем при получении лиозолей. При конденсационных методах конденсацию необходимо проводить так, чтобы образовывались частицы, имеющие размеры 10 5–10 2 см. Размер образующихся частиц зависит от соотношения скоростей образования зародышей кристаллов и их роста. При небольших степенях пересыщения обычно образуются крупные частицы, при больших – мелкие. Предварительное введение в систему зародышей кристаллизации приводит к образованию практически монодисперсных суспензий. Уменьшение дисперсности может быть достигнуто в результате изотермической перегонки при нагревании, когда мелкие кристаллы растворяются, а за их счет растут крупные.
При этом должны соблюдаться условия, ограничивающие возможности значительного разрастания и сцепления частиц дисперсной фазы. Дисперсность образующихся суспензий можно регулировать также введением ПАВ.
Суспензии очищают от примесей растворенных веществ диализом, электродиализом, фильтрованием, центрифугированием.
Суспензии образуются также в результате коагуляции лиозолей. Следовательно, способы осуществления коагуляции – это одновременно и методы получения суспензий.
Все вышесказанное касалось промышленных и бытовых суспензий. Природные суспензии (а ими являются практически все водоемы Земли) образуются вследствие попадания в воду твердых частиц в результате разрушения аэрозолей, а также при диспергировании почв, грунтов и скальных пород под воздействием сил прибоя, приливно–отливных явлений, при движении ледников.