Основные этапы художественного проектирования

Процесс проектирования представляет собой последовательное выполнение операций от исходной (получения заказа на разработку) до дизайнерского проекта.

Основным фактором, который определяет процесс проектирования, является цель проекта. От нее зависит содержание и направление работы художника-конструктора, применяемые в процессе работы методы и средства. В качестве цели проекта выступают свойства и функции изделий, необходимые обществу. Художнику-конструктору необходимо спроектировать вещь та­кой, чтобы по полезности она превосходила свои аналоги. Процесс проектирования име­ет организационные формы. Он расчленяется на этапы, для каж­дого из которых ставятся свои задачи. Результаты этапов оформляются соответствующей нормативной документацией и материалами.

В соответствии с ГОСТ 2.103—68 «ЕСКД. Стадии раз­работки» установлено пять ос­новных стадий проектирования промышленных изделий. Всем стадиям инженерного проекти­рования соответствуют определенные этапы художественного конструирования, которые вме­сте образуют единый процесс создания промышленных изделий.

При инженерном или техническом проектировании разрабатывается материальная основа изделия, а при художественном конструировании эта основа наделяется удобством пользования и красотой. Имея другие за­дачи, оно, таким образом, отличается от инженерного проектирования. Участие художника-конструктора в проектировании особенно важно в начале работы — на этапах предпроектного анализа и разработки художественно-конструкторских предложений, т. е. когда рождаются идея и замысел будущего изделия. На по­следующих этапах замысел раз­вивается и реально воплощается в проекте.

1-й этап. Предварительный анализ и разработка технического задания.Особенностью метода художественного конструирования является системный поиск реше­ния, когда процесс проектирования начинается задолго до по­явления чертежей. На первом этапе определяются требования, связанные с функционировани­ем изделия, и устанавливаются общие требования технической эстетики, которые всегда обес­печивают комплексный подход к проектируемому изделию.

Разработка технического задания включает предварительный анализ, при котором ведется сбор информации о целях проекта, устанавливаются материаль­но-технические возможности предприятий, которые будут выпускать проектируемое изделие, определяется потребность в нем и сфера потребления, характер спроса и сбыта, комплекс техно­логических требований, место изделия в коплексе функцио­нально связанных с ним вещей, перспективы развития техники и технологии производства и другие вопросы социально-эко­номического характера.

При разработке технического задания в процессе проектирования объектов техники определя­ются общие эргономические требования и дальнейшие спе­циальные исследования, которые необходимо провести. Принципы, методы и требования эрго­номики находят отражение и на всех последующих этапах художественного конструирования.

На первом этапе анализа со­циальных потребностей и тех­нико-экономических возможнос­тей учитываются характерные черты формы, стилевая направ­ленность и формируется систе­ма ограничений, которая вместе с установленными общими зада­чами проектирования служит основой для предварительной оценки проектной ситуации и определения желаемых свойств проектируемого изделия. Пониманию и формированию общей задачи проектирования в значи­тельной мере способствует знакомство художника-конструкто­ра с прототипами изделия.

Предварительный анализ на первом этапе способствует ква­лифицированному участию ху­дожника-конструктора в разработке технического задания на проектирование и позволяет на­метить проектную стратегию.

Техническое задание на художественное конструирование представляет собой документ (составляется только заказчиком или совместно с исполнителем, утверждается заказчиком и ис­полнителем) , в котором устанавливаются назначение, технические и экономические характери­стики объекта проектирования, потребительские и другие требования к нему, а также стадии разработки. При этом на любой стадии допускается при взаимном согласовании и утвержде­нии внесение изменений в задание.

2-й этап. Разработка художественно-конструкторских предложений.После получения задания художник-конструктор приступает к разработке предварительных ва­риантов художественно-конструкторских предложений. Этот процесс ведется параллельно с углубленным анализом исходной проектной ситуации и прототипов.

В начальной стадии проектирования художник-конструктор, анализируя исходную ситуацию, выясняет, чем она не удовлетворяет человека и что в ней должно быть изменено. При этом он изучает потребности в конкретном изделии, выявляет тенденции в развитии его формы и функции, технические характеристики, особенности эксплуата­ции и пути оптимизации функ­ционального процесса и т. д. Важную роль в этом анализе играют сведения об аналогах, т. е. лучших и близких к проектируемому изделию образцах, и прототипах. Необходимо иметь в виду, что аналоги — это те изделия, которые уже существуют. Но в процессе проектирования могут быть созданы (например, в другой стране) более совершенные, поэтому требования к разрабатываемому изделию могут существенно измениться. Изучение динамики развития изделий (построенных в цепочку прототипов) позволяет выявить культурно-историческую тенден­цию в смене их различных свойсгв, а также факторы, обу­словившие эти смены. Такой анализ способствует форми­рованию проектного замыс­ла и выявлению возможного дальнейшего развития из­делия. В практике нередки слу­чаи, когда созданию качественных изделий способствовало изучение отдаленных прототи­пов.

Важным моментом в процессе анализа исходной ситуации, аналогов и прототипов является установление объективных функциональных, конструктивных и других условий формооб­разования.

Художник-конструктор должен знать технические возможности и условия формообразо­вания изделий, поэтому при анализе аналогов изучаются особенности их конструктивного решения, технологии производства, свойства материалов. Такое исследование позволяет не только точнее разрабатывать требования к будущему изде­лию, но и успешнее реализовывать их в проекте.

На основании анализа анало­гов и прототипов делается также вывод о строении формы изделия. Композиционный анализ формы позволяет выявить систему функциональных и кон­структивных связей и комплексно оценить достоинства и недостатки формы, функции и конструкции изделия. Поэтому анализы функции, конструкции и формы взаимно дополняют друг друга.

Кроме анализа аналогов и прототипов объекта — так называ­емого ретроспективного модели­рования и установления совокупности требований к нему — конструктивного моделирования, важным средством в поиске проектного замысла является прогнозирование — перспектив­ное моделирование. Прогнозиро­вание основывается на правиль­ном построении идеала будуще­го предмета и основных направлениях движения к нему с учетом закономерных изменений социальных, технико-экономических и других условий. Каждая последующая перспективная модель должна органически вырастать из предыдущей, устраняя присущие ей недостатки. Такое исследование способствует более правильному определению задач в настоящем.

В целом «проектное исследо­вание призвано упорядочить познавательную деятельность дизайнера, направить ее в русло реализации проектного замысла, наполнения его конкретным со­держанием. В свою очередь проектный замысел дает воз­можность устанавливать связи между далеко отстоящими друг от друга научными данными, ви­деть за частными решениями цели проектирования».

Итак, выполнив анализ и исследования, художник-конструктор определяет комплекс требований к проектируемому объекту. Устанавливаются действующие нормы, оптимальный ассортимент изделий (если требуется), функциональные, формообразующие и другие требо­вания, разрабатываются методические указания и т. д. На основе выявленных требований определяются условия наилучшего функционирования изде­лия с участием человека, т. е. связи в системе ЧМС. Требования располагаются в зависимо­сти от их важности, что затем учитывается при решении поставленной задачи.

На основании установленных требований, а также нормативных материалов, художник-кон­структор разрабатывает варианты художественно-конструкторских предложений проектируе­мого объекта, которые еще не являются проектами изделия, но уже включают данные, необ­ходимые для формирования замысла и реализации его в проекте. После согласования с заказчиком один из вариантов художественно-конструкторских предложений принимается для дальнейшей разработки.

3-й этап. Разработка эскизного художественно-конструкторского проекта. На этом этапе, тесно связанном с инженерным про­ектированием, определяются общая структура, кинематиче­ская, электрическая и другие схемы технических объектов, конструкционные и отделочные материалы, покупные изделия или детали, габариты узлов и изделий, применяемые конст­руктивные решения, ведется поиск и отработка формы. Художник-конструктор осущест­вляет эскизный поиск будущего изделия на основе принятых ре­шений по его конструкции и технологии изготовления, данных эргономических исследова­ний и других, что отвечает ком­плексу требований технической эстетики. При проектировании технических объектов взаимо­действие конструктивных и композиционных факторов — основной момент поиска.

На этапе разработки эскизного художественно-конструкторского проекта рождается, как правило, большое количество решений. Эскизы изделий выполняются в виде рисунков л чер­тежей, что позволяет оперативно вносить различные изменения. Помимо изготовления эскизов, художник-конструктор ведет поиск и отработку форм изделия с помощью моделирования и макетирования. Модель отражает объемно-пространственное решение проектируемого изделия, а макет, кроме того, и его цвет, фактуру материала и графические элементы. Моде­ли и макеты всего изделия или отдельных узлов выполняются, как правило, в условном мате­риале (дереве, гипсе, бумаге, картоне, пластилине и т. д.).

Эскизные проекты подвергаются всестороннему анализу, в результате которого выбирается один или несколько лучших вариантов. В соответствии с СХКД ВНИИТЭ, эскизный художест­венно-конструкторский проект представляет собой совокуп­ность документов, которые содержат основные принципиальные художественно-конструкторские решения и обоснования выбранного варианта. После согласования с заказчиком и утверждения эскизный проект служит основанием для дальней­шей разработки.

4-й этап. Разработка технического художественно - конструкторского проекта. Этот этап соответствует разработке технического проек­та. Ранее принятый эскизный проект отрабатывается оконча­тельно. Разрабатываются узлы и элементы конструкций, прове­ряется осуществимость и целе­сообразность предложенных ре­шений, анализируется с инже­нерных позиций схема компо­новки. Художник-конструктор должен учесть в форме изделия все изменения, которые могут произойти в процессе инженер­ного проектирования, поэтому он должен хорошо знать конструкцию изделия, технологию его производства.

На данном этапе проектирования решают также вопросы выбора рациональных конструкци­онных материалов, оптимальной технологии изготовления изделий, унификации узлов и деталей. Важное значение имеет эргономический анализ проектируемого изделия и дальнейшая разработка его с учетом эргономических требований.

Когда вопросы формы изделия в целом уже решены, художник-конструктор более тщательно отрабатывает форму отдельных деталей, и особенно тех, которые связаны с удобством пользо­вания изделием. Окончательно отрабатываются цветовое решение изделия и фактура поверх­ности. Вместе с технологом, физиологом и другими специалистами художник-конструктор подбирает необходимые облицовочные и отделочные материалы, так как, кроме эстетических требований, цвет и фактура поверхности должны удовлетворять требованиям физиологии.

При разработке технического (художественно-конструкторского проекта отдельные техничес­кие параметры изделия, технологические возможности производ­тва, эргономические требования, композиционный замысел и другие параметры могут оказаться в некотором противоречии. Поэтому для художника-конструктора важной задачей на данном этапе является координация работы многих специалистов и увязка различных параметров будущего изделия. Он должен отдать предпочтение той или иной группе формообразующих факторов в зависимости от назначения изделия и главных задач проектирования. Оценка совместимости факторов может привести к уточнению и изменению, но уже на более высоком уровне, отдельных параметров изделия. Это, как правило, связано с уточнением комплекса исходных данных, а иногда с новым истолкованием проблемы и изменением технического задания, так как процесс художественного конструирования сложный и обратимый. Лишь после многократных поисков художник-конструктор находит вариант, который удовлетворяет всем требованиям. Но после этого он еще анализирует и оценивает потребительские свойства изделия, его социальную роль. После этого результаты представляются на утверждение.

На этапе разработки техниче­ского художественно-конструкторского проекта, кроме черте­жей общего вида, компоновочных, декоративно-графических элементов и технического рисунка изделия (перспективного изображения), выполняют модели и макеты в условном материале (или используют утвержденные на предыдущем этапе и доработанные с учетом замечаний). При разработке сложных и новых изделий иногда изго­товляют действующие модели в натуральную величину, которые наиболее полно характери­зуют их реальные потребитель­ские свойства. Особенно необходимы такие модели при про­ектировании сложных объектов, имеющих криволинейное очертание поверхности. Они служат не только для отработки формы, но и для разработки точных конструктивных чертежей криволи­нейных элементов и шаблонов.

Художественное конструирование изделий со сложной фор­мой может вестись с применени­ем электронных устройств. Автоматизированное проектирова­ние, например, широко приме­няется при разработке кузовов автомобилей. Оно обеспечивает точную информацию о поверх­ности и основных образующих линиях макета кузова, дает возможность точно воспроизве­сти форму опытных и серийных образцов, освобождает художников-конструкторов и макетчи­ков от работ, связанных с построением перспективных изображений, замерами, и значительно сокращает процесс художественного конструирования в целом. Наличие единого носителя информации (например, перфоленты), сохраняемой на всех этапах проектирования, избав­ляет от недостатков обычного проектирования, а именно отклонений и наслоения ошибок на каждом из последующих эта­пов и при изготовлении опытного образца. Однако приоритет в решении творческих задач оста­ется за человеком.

При проектировании большинства изделий для серийного производства необходимо изго­товлять макетный образец — действующее изделие, которое, кроме формы изделия, отражает его цвет, фактуру материала, графические элементы.

В технический художественно-конструкторский проект, кроме чертежей и макетов, входят также пояснительная записка, схемы и расчеты. Пояснительная записка включает обоснование и описание художественно-конструкторского решения и перечень требований и замечаний к последующей разработке или изготовлению. На схемах, номенклатура которых определяется в зависимости от сложности проектируемого изделия, показываются его составные части и связи между ними в условных изображениях или обозначениях. В расчетах, произведенных исполнителем, по согласованию с заказчиком приводятся данные, необходимые для обоснования принятых решений.

Таким образом, технический художественно-конструкторский проект представляет совокуп­ность документов, которые содержат полные и окончательные решения художественного кон­струирования проектируемого изделия, его технико-экономиче­ские показатели.

Рабочее проектирование. На этом этапе разрабатываются рабочие чертежи изделия. Вопро­сы формообразования уже решены на предыдущих этапах, и объем работы художника-кон­структора резко уменьшается.

При выполнении рабочих чертежей он выступает в роли консультанта. Художник-конструк­тор контролирует или непосредственно участвует в разработке шаблонов и сложных чертежей, связанных с формой поверхности изделий (плазовые чертежи), а также в выполнении различных надписей.

Определенные трудности, связанные с технологическими возможностями предприятия-изго­товителя, могут обнаружиться уже при разработке чертежей технологической оснастки. Воз­никает необходимость внесения некоторых корректив в форму изделия. Эти вопросы должны решаться только художником-конструктором или при его участии.

По выполненным рабочим чертежам изготавливают один или несколько опытных образцов, которые предназначены для художественно-конструкторской оценки нового изделия, а также для испытаний на соответствие функциональному назначению, прочность, долговечность и т. д.

13-14

Наши рекомендации