Молярная доля компонента в растворе

Если раствор содержит в своем составе k компонентов, то молярная доля i-го вещества Молярная доля компонента в растворе - student2.ru в растворе равна отношению числа молей этого компонента Молярная доля компонента в растворе - student2.ru к общему (суммарному) числу молей всех веществ, составляющих раствор, т.е.

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru (3.10)

Молярная доля – безразмерная величина, а сумма молярных долей всех компонентов раствора всегда равна единице: Молярная доля компонента в растворе - student2.ru .

П р и м е р. Рассчитать молярные доли глюкозы С6Н12О6 и воды в 36%-м водном растворе глюкозы.

Р е ш е н и е. В 100г 36%-гораствора глюкозы содержится 36г глюкозы и 64г воды. Определим число молей глюкозы и воды:

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru моль, Молярная доля компонента в растворе - student2.ru моль.

Раствор содержит два компонента (k=2) и Молярная доля компонента в растворе - student2.ru моль. Тогда молярные доли глюкозы и воды в растворе, соответственно, составляют:

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru и Молярная доля компонента в растворе - student2.ru .

Проверим вычисления: сумма молярных долей компонентов раствора

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru .

3.3 Примеры решения типовых задач

3.3.1 Вычисление процентного содержания веществ в растворе

З а д а ч а 1. В 420г воды растворено 180г нитрата кальция Ca(NO3)2. Определить процентное содержание нитрата кальция в растворе.

Р е ш е н и е. Общая масса раствора составляет: 420+180=600г. Процентное содержание находим из пропорции:

180 г Ca(NO3)2 содержится в 600г раствора

x г Ca(NO3)2 содержится в 100г раствора

Тогда

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г, т .е. 30%-ый раствор.

З а д а ч а 1. В 450г воды растворили 50г CuSO4×5H2O. Вычилить процентное содержание кристаллогидрата и безводной соли растворе.

Р е ш е н и е. Общая масса раствора составляет: 450+50=500г. Процентное содержание кристаллогидрата CuSO4×5H2O находим из пропорции: 50 г CuSO4×5H2O содержится в 500г раствора

x г CuSO4×5H2O содержится в 100г раствора

Тогда Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г, т.е. 10% масс.

Молярная масса кристаллогидрата составляет 63.5+32+4×16+5×18=249.5, а безводной соли 159.5 г×моль-1. Поэтому в 50г кристаллогидрата содержится 51.96г безводной соли. Следовательно, процентное содержание безводной соли CuSO4 составит

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru % масс.

3.3.2 Вычисление массы растворенного вещества или растворителя по данной массе раствора и его концентрации

З а д а ч а 1. Сколько граммов соли и воды содержится в 800г 12%-го раствора NaNO3?

Р е ш е н и е. Поскольку концентрация соли составляет 12%, можно составить пропорцию:

12г соли содержится в 100г раствора

x г содержится в 800 г раствора

Отсюда

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г NaNO3.

Тогда масса растворителя составит 800-96=704г.

3.3.3 Вычисление массы раствора определенной концентрации по данной массе растворенного вещества или растворителя

З а д а ч а 1. Сколько граммов 3%-го раствора сульфита магния MgSO4 можно приготовить из 100г MgSO4×7H2O?

Р е ш е н и е. Молярная масса кристаллогидрата составляет 24+32+4×16+7×18=246, а безводной соли 120 г×моль-1. Поэтому в 100г кристаллогидрата содержится Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г безводной соли.

Поскольку раствор 3%-ый, можно составить пропорцию:

3г содержится в 100г раствора

48.78г содержится в x г раствора

Следовательно, можно приготовить

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г раствора.

З а д а ч а 2. Сколько граммов 5%-го раствора гидроксида калия можно приготовить растворением KOH в 100г воды?

Р е ш е н и е. В 5%-ом растворе 95г воды находится в 100г раствора. Если воды взять 100г, то можно приготовить Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г раствора.

3.3.4 Вычисление массы растворенного вещества или массы растворителя, необходимой для получения раствора определенной концентрации

З а д а ч а 1. Сколько граммов HCl следует растворить в 250г воды для получения 10%-го раствора HCl?

Р е ш е н и е. В 10%-ом растворе 90 г воды и 10г кислоты, следовательно, если взять 250г воды, то потребуется x г кислоты

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г.

З а д а ч а 2. В каком количестве граммов воды следует растворить 100г MgSO4×7H2O для получения раствора, содержащего 5% безводной соли?

Р е ш е н и е. В 100г кристаллогидрата содержится Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г безводной соли (см. задачу 2, раздел 1.3.3) и 51.22 г воды. Так как раствор 5%-ый, то на 5 г безводной соли нужно взять 95г воды. Следовательно, при растворении 48.78г соли потребуется Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г воды. Таким образом, остается добавить 926.82 – 51.22=875.6г H2O.

Можно сначала найти общую массу раствора, которая составит Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г, а затем массу растворителя 975.6 – 100 = 875.6г воды.

3.3.5 Смешение растворов разных концентраций

Задача 1. Сколько граммов 20%-го раствора гидрокси­да калия КОН надо прибавить к 250 г 90%-го раствора, чтобы получить 50%-й раствор КОН?

Решение. Задачи такого типа легко решаются при помощи «диа­гональной схемы» (или «правила креста»). Диагональная схема строится так: точкой пересечения двух отрезков пря­мой обозначают концентрацию смеси (50%). У концов обоих отрезков по одну сторону от точки пересечения указывают концентрации составных частей смеси (90 и 20%),а по другую – разности концентраций смеси и ее составных ча­стей (90—50 = 40% и 50—20 = 30%). «Диагональная схема» для данной задачи имеет вид:

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru

Количества исходных растворов, необходимые для приготовления смеси, обратно пропорциональны разностям между концентрациями заданного и менее концентрированного растворов и более концентрированного и заданного раствора. Массу 20%-го раствора КОН обозначим че­рез х, тогда

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru ,

следовательно, 3x=1000 и х=333,3 г. Таким образом, для получения 50%-го раствора КОН к 250 г 90%-го раствора надо прибавить 333.3 г 20%-го раствора КОН.

Задача 2. Сколько литров 6N раствора гидроксида нат­рия NaОН следует добавить к 4.5 л 0,8N раствора гидрокси­да калия КОН, чтобы смешанный раствор оказался двунор­мальным?

Решение. В 4,5 л 0.8N раствора КОН содержится 4.5×0.8 = 3.6 молей эквивалентов КОН. Если добавить х л 6N раствора КОН,.то общее число молей эквивалентов соста­вит: 3.6 + 6х. Общий объем в литрах составит 4.5 + х. По условию задачи, в каждом литре смешанного раствора долж­но содержаться 2 моля эквивалентов, т. е.:

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru ; x =1.35л.

3.3.6 Расчеты, связанные с использованием плотности растворов

Задача 1. Сколько граммов 10%-го раствора серной кислоты H2SO4 требуется для обменного взаимодействия со 100мл 13.7%-го раствора Na2CO3 (r=1.145 г×см-3)?

Р е ш е н и е. 100 мл раствора массой 114.5 г содержат

114.5×0.137=15.68г Na2CO3.

По уравнению реакции

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 +CO2 + H2O

находим необходимое количество серной кислоты, учитывая, что молярные массы Na2CO3 и H2SO4 соответственно равны 106 и 98 г×моль-1:

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г.

10%-го раствора H2SO4 потребуется Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г.

Задача 2. Сколько миллилитров 35%-го раствора ам­миака (р= 0,94 г×см-3) требуется для образования 33 г (NH4)2S04?

Решение. Молярные массы аммиака и сульфата аммония составляют 17 и 132 г×моль -1, соответственно.

Из уравнения реакции

2NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4

находим массу аммиака, необходимую для получения 33 г (NH4)2S04

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г.

Следовательно, 35%-го раствора потребуется

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г или Молярная доля компонента в растворе - student2.ru мл.

Задача 3. Сколько миллилитров 32,5%-го раствора NН3 (р = 0,888 г/см3) требуется для образования сульфата аммония (NН4)2S04 при взаимодействии с 250 мл 27,3%-го раствора серной кислоты Н2S04 (р = 1,2 г/см3)?

Решение. Масса раствора кислоты составляет 250×1,2 = 300г. Раствор имеет концентрацию 27.3%, следовательно, содержит Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г серной кислоты. По уравнению реакции

2NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4

вычисляем массу аммиака, необходимую для взаимодействия с этим количеством кислоты: Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г. Поскольку раствор аммиака имеет концентрацию 32.5%, рассчитанное количество аммиака будет содержаться в

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г раствора. Этому количеству соответствует объем Молярная доля компонента в растворе - student2.ru мл.

3.3.7 Переход от одних способов выражения концентрации к другим

Задача 1. Определить молярную, эквивалентную и моляльную концентрацию сульфата меди (II) в 10%-м раство­ре СuS04 (р = 1.107 г/см3).

Решение. Определим молярную и эквивалентную массы СuS04:

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г×моль-1, Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г×моль-1.

В 100 г 10%-го раствора сульфата меди содержится 10 г СuS04 и 90 г воды. Отсюда моляльная концентрация СuSO4 в данном растворе

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru моль/кг H2O.

Молярная концентрация показывает количество моль СuSO4 в 1 л раствора. Нам же известно, что в 100г 10%-го рас­твора масса СuSO4 составляет Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г. Объем 10%-го рас­твора массой Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru см3.

Тогда молярная концентрация

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru моль/л»0.7М.

Эквивалентная концентрация характеризует количество молей эквивалентов сульфата меди (II), содержащееся в 1 л раствора.

1 моль СuSO4 содержит 2 моль эквивалентов сульфата меди. Значит,

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru моль/л = 1.4 N.

Задача 2. Определить эквивалентную и молярную кон­центрации 10%-го раствора Na2СО3, плотность которого Молярная доля компонента в растворе - student2.ru 1.202 г/см3.

Решение. Определим молярную и эквивалентную массы Na2СО3:

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г×моль-1, Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г×моль-1

В 100 г 10%-го раствора масса Nа2С03 составляет Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г, а объем 10%-го раствора массой 100 г равен Молярная доля компонента в растворе - student2.ru см3.

Поэтому молярная концентрация этого раствора

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru моль/л = 1.04М.

Поскольку 1 моль Na2С03 содержит 2 моль эквивалентов Na2С03, то

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru моль/л = 2.08N.

3.3.8 Приготовление разбавленных растворов из концентрированных

Задача 1. Сколько литров 30%-го раствора азотной кис­лоты НN03

(р == 1.18 г/см3) требуется для приготовления 20 л 0.5 М раствора этой кислоты?

Решение. Используя формулу (1.8), определяем, сколько граммов азотной кис­лоты содержится в 20 л ее 0.5М раствора:

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru ; Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г.

В 30%-ом растворе HNO3 на 100г раствора приходится 30г HNO3, поэтому 630г HNO3 будет приходиться на Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г раствора азотной кислоты. Зная плотность, найдем объем этого раствора

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru см3 = 1.78л

Следовательно, чтобы приготовить 20 л 0,5М раствора НNО3, надо израсходовать 1.78л 30%-го раствора этой кис­лоты.

Задача 2. Сколько миллилитров 9.5%-го раствора Nа2СО3 Молярная доля компонента в растворе - student2.ru (р = 1,10 г/см3) следует добавить к 100 г воды для получения 3%-го раствора?

Решение. Обозначим искомый объем раствора через х мл. Масса его равна Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г, а масса содержащегося в нем Nа2С03 Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г.

По условию задачи, масса растворенного вещества состав­ляет 3% от массы полученного раствора Молярная доля компонента в растворе - student2.ru г:

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru ,

Откуда Молярная доля компонента в растворе - student2.ru см3(мл).

3.3.9 Отношения между эквивалентными концентрациями и объемами растворов реагирующих веществ

Задача 1. Сколько литров 0.1N раствора нитрата се­ребра необходимо для обменной реакции с 0.5 л 0.3N рас­твора хлорида алюминия?

Решение. Из закона эквивалентов следует, что

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru Молярная доля компонента в растворе - student2.ru

и Молярная доля компонента в растворе - student2.ru л раствора нитрата серебра.

Задача 2. Определить нормальность раствора гидрокси­да калия КОН, если на нейтрализацию 0.035 л 0.3N раствора фосфорной кислоты H3PO4 израсходовано 0,02 л раствора КОН.

Решение. Из закона эквивалентов следует, что число молей эквивалентов всех участвующих в химической реак­ции веществ одинаково. В реакции участвует 0.035×0.03= 0.0105 моль эквивалентов H3PO4 . Для нейтрализации фосфорной кислоты требуется такое же число моль эквивалентов щелочи, т.е. Молярная доля компонента в растворе - student2.ru и

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru N

3.4 Многовариантные задания

3.4.1 Задание 1

Определить количество растворенного вещества А (в граммах и молях), которое содержится в g граммах водного раствора заданной концентрации (%масс.) (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Варианты задания 1

№ варианта Вещество А Масса раствора g, г Концентрация, % масс
  K2CO3 H2SO4 HCl KOH AgNO3 K2Cr2O7 KMnO4 KCl MnSO4 H4P2O7 NaClO4 NaCl HClO4 H2O2 Ba(NO3)2 KI NaOH H3BO3 HNO3 CH3COOH CuSO4 ZnSO4 CdSO4 KNO3 NaPO3 Na2SO3 Na2S2O3 Na2CO3 KOH NH4Cl 8.0 20.0 15.0 17.5 3.5 10.0 5.0 10.0 7.0 6.0 5.0 12.0 7.5 1.0 2.0 6.0 5.0 1.0 25.0 78.0 25.0 33.0 25.0 20.0 17.5 45.0 34.0 15.0 8.0 3.0

3.4.2 Задание 2

Определить количество растворенного вещества А (в граммах и молях), которое содержится в объеме V раствора c плотностью r и заданной концентрацией (% масс.) (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Варианты задания 2

№ варианта Вещество А Объем раствора V, мл Концентрация, % масс Плотность раствора r, г/см3
NH4OH AlCl3 NaOH CaCl3 Na2CO3 CH3COOH KOH HClO4 K2CO3 K2Cr2O7 AgNO3 CuSO4 ZnCl2 H3PO4 Na2SO4 KI Fe2(SO4)3 BaCl2 HNO3 CuSO4 FeCl3 Na2S2O3 CdSO4 HCl KBr ZnCl2 Al2(SO4)3 LiOH K2Cr2O7 NaBO3 20.0 8.0 50.0 40.0 4.0 8.0 5.1 67.0 50.0 8.0 20.0 4.0 60.0 35.5 8.0 50.0 4.0 4.0 27.0 8.0 50.0 40.0 4.0 13.5 40.0 8.0 20.0 4.0 4.0 20.0 0.923 1.071 1.525 1.395 1.039 1.010 1.045 1.635 1.540 1.055 1.194 1.040 1.568 1.220 1.072 1.545 1.033 1.084 1.160 1.084 1.551 1.382 1.547 1.065 1.374 1.071 1.226 1.043 1.026 1.220

3.4.3 Задание 3

Определить массу растворенного вещества А (в граммах), содержащуюся в водном растворе с молярной концентрацией Молярная доля компонента в растворе - student2.ru и объемом V (таблица 3.3).

Таблица 3.3 – Варианты задания 3

№ варианта Вещество А Объем раствора V, мл Молярная концентрация Молярная доля компонента в растворе - student2.ru , моль/л
  HCl AlCl3 Sr(NO3)2 K2Cr2O7 LiOH NaHCO3 H3BO3 KClO3 Na2S CH3COOH Co(NO3)2 KBrO3 KCl HCl HNO3 NaClO4 (NH4)2CO3 Na2SO4 AlCl3 H2S Na2Cr2O7 SnCl2 NaH2PO4 MgSO4 CuBr2 KCN NH4CNS AgNO3 HCl AlCl3 0.15 0.30 0.25 0.18 0.31 0.20 0.10 0.31 0.15 0.50 1.00 0.50 0.20 7.00 11.00 1.50 2.00 0.17 0.20 0.08 0.12 0.14 0.17 0.15 0.20 1.50 0.25 0.15 0.20 0.35

3.4.4 Задание 4

Определить молярную концентрацию водного раствора вещества А, если задана (% масс.) концентрация и плотность раствора r (таблица 3.4).

Таблица 3.4 – Варианты задания 4

№ варианта Вещество А % масс. Плотность r, г/см3
NaOH CuSO4 CdSO4 BaCl2 HCl Na2S2O3 FeCl3 HNO3 Fe2(SO4)3 KI Na2SO4 H3PO4 ZnCl2 CuSO4 AgNO3 K2Cr2O7 K2CO3 HClO4 AlCl3 KBr H2SO4 H3PO4 HNO3 HClO4 LiNO3 KNO3 NaNO3 RbNO3 K2SO4 NaOH 50.0 8.0 40.0 4.0 13.5 40.0 50.0 27.0 4.0 50.0 50.0 35.5 50.0 4.0 20.0 8.0 50.0 67.0 8.0 40.0 70.0 70.0 19.5 25.0 56.0 25.0 10.0 30.0 10.0 30.0 1.525 1.083 1.547 1.034 1.065 1.382 1.551 1.160 1.033 1.545 1.545 1.220 1.568 1.040 1.194 1.055 1.540 1.635 1.071 1.374 1.616 1.513 1.115 1.160 1.427 1.170 1.067 1.257 1.081 1.525

3.5 Контрольные вопросы

1. Какие системы называются раствором?

2. Как можно выразить количество вещества в растворе? Понятия моль и моль эквивалент.

3. На какие группы в зависимости от способа выражения можно разделить концентрации?

4. Какие способы выражения концентраций относятся к массовым концентрациям?

5. Что показывает процентная концентрация по массе? Приведите примеры.

6. Как выражается моляльная концентрация? Приведите примеры.

7. Какие способы выражения концентраций относятся к объемным концентрациям? Приведите примеры.

8. В каких случаях совпадают молярная и нормальная концентрации?

9. Приведите пример выражения безразмерной концентрации.

4 Общие рекомендации к лабораторному практикуму

В лабораторном практикуме бакалавр знакомится с методами физико-химических исследований и получает навыки самостоятельной экспериментальной работы. При прохождении практикума студент должен научиться пользоваться современной аппаратурой и приборами, освоить методы обработки результатов измерений, используя графические и аналитические методы, научиться оформлять результаты работы в виде наглядных цифровых и графических материалов.

Лабораторные занятия требуют строжайшей дисциплины, тщательного соблюдения и техники безопасности и правил работы в лаборатории.

Перед работой студент изучает теоретический материал [3], необходимый для выполнения лабораторной работы. К лабораторной работе допускаются студенты, сдавшие коллоквиум к работе в объеме рекомендованной литературы.

Студент заранее готовит бланк отчета и лист наблюдений. В листе наблюдений заготавливаются таблицы для записи измерений. В бланк отчета по лабораторной работе включают:

· наименование работы, фамилия студента, номер группы и дата работы;

· схему установки;

· расчетные формулы;

· таблицу измерений с указанием единиц измерения;

· обработку экспериментальных данных и расчет определяемой величины;

· график на миллиметровой бумаге (если он предусмотрен по содержанию работы).

Отчет считается принятым, если он содержит удовлетворительные

данные измерений и оформлен в соответствии с перечисленными требованиями. Студент выполняет индивидуально 3 работы из предложенного списка.

4.1 Темы лабораторных работ

1. Определение количества моль кислоты (щелочи) методом титрования с цветным индикатором.

2. Определение количества моль сильной кислоты методом потенциометрического титрования с водородным электродом.

3. Определение количества моль сильной (слабой) кислоты или смеси кислот методом кондуктометрического титрования.

4. Определение константы гидролиза соли.

5. Определение рН раствора с помощью стеклянного электрода.

В приложение приводятся образцы титульных листов отчетов.

Литература

а) основная

1 Глинка, Н. Л. Общая химия: учебное пособие для вузов / Н. Л. Глинка.– 16-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во Юрайт, 2010. - 896 с.

б) вспомогательная

1 Суворов, А. В. Общая химия: учебник для вузов / А. В. Суворов, А. Б. Никольский. - СПб. : Химиздат, 2007. - 624 с.

2 Практические работы по физической химии: учебное пособие для вузов / Ю. П. Акулова [и др.], под ред. К. П. Мищенко, А. А. Равделя, А. М. Пономаревой. - 5-е изд., перераб. - СПб. : Профессия, 2002. - 384 с.

3 Краткий справочник физико-химических величин / Под ред. А. А. Равделя, А. М. Пономаревой. - 11-е изд., испр. и доп. - М. : Аз-book, 2009. - 240 с.

4 Задачи и упражнения по общей химии /Под ред. Н. В. Коровина. - М.: Высшая школа, 2003. – 255 с.

5 Фролов, В. В. Химия: учебное пособие / В. В. Фролов. - М. : Высшая школа, 1986. - 543 с.

6 Коровин, Н. В. Общая химия: учебник для технических направлений и спец. вузов / Н. В. Коровин. - М. : Высшая школа, 2007. - 557 с.

7 Глинка, Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии: учебное пособие для нехим. спец. вузов / Н. Л. Глинка. - М. : Интеграл-Пресс, 2006. - 265 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(Обязательное)

Образцы титульных листов лабораторных работ

Молярная доля компонента в растворе - student2.ru

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет)

Наши рекомендации