Часть2 . Мониторинг безопасности промышленных объектов
Цель любого вида мониторинга должна быть сформулирована, в первую очередь, как информационная поддержка подготовки и принятия управленческих решений по изменению в нужном направлении состояния системы, явления или процесса.
Во-вторых, целью мониторинга является выработка аналитической информации, необходимой для проведения исследований в той предметной области, где организуется мониторинг.
В сфере техногенной, природной и экологической безопасности, с учетом сложившихся в России взглядов на координирующую роль и распределение ответственности в этой сфере между определенными государственными структурами, организована три вида мониторинга:
- мониторинг техногенных опасностей и воздействий;
- мониторинг опасных явлений и процессов;
- экологический мониторинг.
Первые два вида мониторинга организуются при координирующей роли Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МЧС) в составе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, третий - Росгидромет.
Экологический мониторинг, как один из основных перечисленных выше видов мониторинга, имеет более широкое целевое назначение.
К числу организаций проводящих мониторинг техногенных опасностей могут быть отнесены:
Единая государственная автоматизированная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ);
Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО); Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО);
Единая система выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения (ЕСВОП);
Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации (СНЛК);
Сеть наблюдения и контроля Росгидрометео;
Автоматизированная система наблюдения и контроля за загрязнением окружающей среды (АНКОС-АГ) на базе автоматизированных станций контроля атмосферных загрязнений (АСКЗА-Г);
Автоматизированная система контроля радиационной обстановки на атомной электростанции (АСК-РО);
Агентство МЧС России по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций , а также другие структуры подобного характера.
Система сбора и обработки информации может включать силы и средства более чем 25 мониторинговых и контрольных систем различных Министерств и ведомств. В настоящее время в процессе мониторинга считается возможным осуществление контроля и прогноза таких явлений, как ядерные взрывы и их последствия, промышленные взрывы, землетрясения, извержения вулканов, аномальные градиенты температур, возникающие при пожарах, засухах и морозах, крупномасштабные атмосферные вихри (ураганы, тайфуны), возмущения в водной среде (цунами), магнитные бури, перемещающие ионосферные возмущения, лазерное зондирование выбросов агрессивно-химических отравляющих веществ (АХОВ), их перемещения в атмосфере и т. д..
Каждая из систем призвана решать комплекс определенных задач либо в масштабе государства, как, например ЕГСЭМ, ЕГАСКРО, СНЛК, или в интересах того или иного министерства (ведомства). Примерами являются: ЕСВОП, АСКЗА-Г, АСК-РО.
Система мониторинга техногенных опасностей и воздействий объединяет в своей структуре на принципах жестких управленческих связей и информационной поддержки комплекс источников информации, который позволяет осуществлять:
- наблюдение, оценку и контроль за состоянием опасных в техногенном отношении объектов, идентификацию опасностей, а также прогноз развития ситуации, с учетом возможных сценариев возникновения аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций;
- оценку и прогноз характера и масштабов последствий техногенных воздействий;
- наблюдение, оценку и прогноз состояния окружающей среды;
- информационно-интеллектуальную поддержку подготовки и принятия управленческих решений в сфере обеспечения техногенной безопасности населения и территорий.
Целевая функция мониторинга техногенных опасностей и воздействий
- наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды, должна реализоваться только в части, касающейся влияния этого состояния на жизнеобеспечение населения. Кроме того, данные о состоянии окружающей среды в рамках ведения данного вида мониторинга необходимы для выявления тенденций развития обстановки и признаков опасности ее перерастания в чрезвычайную ситуацию. Это касается и относительно целевых функций по наблюдению, оценке и прогнозу состояния окружающей среды мониторинга опасных природных явлений и признаков опасности перерастания сложившейся обстановки в чрезвычайную ситуацию. Рассматриваемая целевая функция существенно расширяется в направлении прогноза и оценки динамики развития состояния окружающей среды и выявления признаков возникновения опасных природных явлений и процессов.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ, ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ
В условиях обострения угроз природного и техногенного характера, возрастания вероятности совершения террористических актов вопрос повышения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов приобретает первостепенное значение.
Анализ жизненного цикла и факторов опасности опасного объекта позволяет утверждать о вероятностном характере опасностей, возникающих при обращении с опасными веществами.
Источник опасности по своей сути имеет естественно-природное, космическое, техническое и социально-экономическое происхождение. К наиболее опасным источникам событий чрезвычайного характера относятся: неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы; природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности человека и связанные с накопленным экологическим ущербом; техногенные аварии и катастрофы, а также проявления террористического характера.
В соответствии с действующими ГОСТ Р 12. 3. 047-98 и ГОСТ 12. 1. 004-91 производственные процессы должны разрабатываться так, чтобы вероятность возникновения ЧС на любом участке (объекте) в течение года не превышала 10-6 год-1. Незначительный уровень риска обеспечения указанной вероятности воздействия опасных и вредных факторов аварийных ситуаций на людей не превышала 10-6 год-1 на человека, которым практически можно пренебречь.
Считается, что высокий риск возникновения ЧС (10-3) потребует создать целую программу мероприятий, потребующих особого рассмотрения по вопросам снижения риска возникновения ЧС;
(10 -4)- высокий, но работающий персонал и население, проживающее вблизи санитарно-защитной зоны и в зоне защитных мероприятий опасного объекта, менее серьезно его воспринимают, но в тоже время от руководителей потенциально опасного объекта потребуется выполнение программы работ по уменьшению риска возникновения ЧС.
Низкий уровень (10-5) возникновения ЧС практически считается приемлемым и не потребует разработки специальных защитных мероприятий.
Уровень риска (10-6) не вызывает тревоги со стороны обычного человека: он знает о неблагоприятных последствиях, но предполагает, что специальный комплекс защитных мероприятий выполненных на опасном объекте обеспечит безопасность населения. Данный уровень риска принят в стране в качестве нормативного.
Для оценки вероятностных характеристик возможных аварийных ситуаций на опасном объекте было принято ограничиться нижним пределом вероятности возникновения данных событий с «запасом» на один порядок по сравнению с общепринятым, т. е. равным 10-7 • год'1.
Сценарий аварийных ситуаций представляет собой последовательность возможных случаев, среди которых можно выделить две основные группы инициаторов аварийных ситуаций - внутренние события и внешние события. К внутренним событиям относятся такие, источником которых служат технологическое оборудование в процессе производства и террористические акты (диверсии).
Например, из внутренних событий возникновения аварийных ситуаций на объектах УХХО рассматривались следующие:
а) В зоне хранения и перевозки потенциально опасного вещества в емкостях (АХОВ, взрывчатых веществ (ВВ) и другие):
1) падение емкости (боеприпаса) вследствие ошибки человека или отказа механического оборудования, результатом чего является взрыв, разгерметизация и утечка опасного вещества;
2) удар по емкости (боеприпасу) с нарушением его целостности при проведении погрузочно-разгрузочных работ вследствие ошиб- ки человека или отказа механизмов с возникновением или без возникновения взрыва с пожаром;
3) пожар внутри складского помещения в результате возгорания по техническим причинам;
4) подтекание емкости (боеприпаса) вследствие нарушения герметичности в результате коррозии (заводского брака);
5) авария с транспортным средством, перевозящим емкости (боеприпасы), в результате чего имеют место взрыв, пожар, разгерметизация (пробой) или термическое воздействие на них.
В промышленной зоне, где проводятся работы с химическими веществами:
1) пробой (разрушение) емкости (боеприпаса) до поступления его в цех (участок) расснаряжения или переработки;
2) разрушение (отказ) технических средств расснаряжения или переработки;
3) нарушение целостности емкости и трубопроводов;
4) разрушение емкости детоксикации, накопителя и хранения продукции детоксикации или переработки химических веществ.
Если представить схему возникновения аварийных ситуаций как иерархическую, то можно выделить следующие ее основные ветви.
Ветвь «Ошибка операторов»
Управление технологическими процессами и обеспечение контроля технологических параметров на объекте осуществляется с помощью автоматизированной системы управления технологическим процессом, включая действия операторов, где ошибка операторов оценивается величиной 1 • 10-4 • год-1 .
Ветвь «Отказ технологического оборудования»
Возникновение аварийных ситуаций в случае отказа технологического оборудования имеет место на объекте с вероятностью разрыва жидкостной линии (под давлением, вакуумом) 5 • 10-4 • год"1, разрушение резервуара с емкостью до 50 м3 - 1 • 10-5 • год"1. Аварии такого рода по своим последствиям могут быть охарактеризованы выходом энергии (опасного вещества) из единичной емкости.
Аварии, происходящие по причинам техногенного характера, называются проектными. Для снижения вероятности и возможных масштабов таких аварийных ситуаций нами предлагается установка комплексной многоступенчатой системы экологического мониторинга, сопряженной с дежурно-диспетчерской службой объекта, локальной системой оповещения (объектовым информационным центром), силами реагирования объекта, а также ЕДДС-01, ЦУКС и 28 силами реагирования муниципального образования и субъекта (региона) в системе РСЧС.
Из внешних событий возникновение аварийных ситуаций рассматриваются следующие:
1) пожар внутри помещения, содержащего опасное вещество или его элементы, в результате возгорания от внешнего источника;
2) удар молнии в емкости (боеприпасы), расположенные на открытых площадках;
3) разрушение объектов, зданий, систем, содержащих опасные вещества, в результате урагана, смерча;
4) падение летательного аппарата (космического аппарата, самолета, вертолета, планера, воздушного шара) в результате авиационной катастрофы;
5) разрушение объектов в результате землетрясения, следствием чего является падение или удар с нарушением герметичности или (и) возникновение пожара по емкости (боеприпасам);
6) падение метеорита в зону хранения объекта;
7) террористический акт, в том числе подрыв заряда взрывчатого вещества, обстрел объекта из термобарического (реактивного) зажигательного оружия;
8) катастрофа с выделением энергии, достаточной для разрушения объекта;
9) катастрофа на проходящих вблизи от объекта железнодорожных (автомобильных) магистралях с выделением энергии, достаточной для разрушения объекта.
Ветвь «Ураган, смерч»
Вероятность возникновения урагана, смерча в центральной части России составляет 5,6- 10-7-год"1. Эта вероятность несколько выше граничного уровня (1 • 10-7 • год"1).
Учитывая, что все здания и помещения объекта построены в основном из железобетонных конструкций, можно предположить, что при урагане повреждению могут подлежать только трубопроводы и коммуникации, проходящие между технологическими корпусами .
Ветвь «Землетрясение»
Территория опасного объекта в центральной части России не входит в зону опасных землетрясений и поэтому ветвь «землетрясение» возможна с вероятной частотой события в 10-11-~10-12 • год"1 .
Ветвь «Падение метеорита»
Падение метеорита возможно с частотой события 1, 84 • 10-10 •год"1
Ветвь «Противоправные действия»
Наиболее значимыми по последствиям являются аварии, связанные с факторами опасности ЧС диверсионно-террористического характера.
Прогнозируемые значения частот противоправных действий определяется широким набором факторов в области политики, экономики, социальных отношении и т. д. в этой связи, оценки частот изменяются во времени и они представлены и спрогнозированы экспертами антитеррористического центра
При этом необходимо отметить:
1) представленные частоты действий не соответствуют частотам аварий, так как не каждое противоправное действие инициирует аварию;
2) при определении частот предполагалось, что все объекты равнозначны. В этой связи, данные оценки частот можно рассматривать в качестве верхней границы оценки частоты аварий, предполагая, что социально- экономическая ситуация сохранилась на уровне 1999-2005 года.
Применительно к объекту хранения и/или уничтожения химического оружия необходима оценка частоты гипотетической аварии, связанной с воздушной атакой.
Действительно, в соответствии с ранее проведенными расчетами наиболее значимой по последствиям является авария, инициированная падением на объект специально оборудованного летательного аппарата (или захваченного летательного аппарата). Сценарий аварии должен включать взрыв, разрушение емкостей (боеприпасов) разлив АХОВ и возникновение пожара с интенсивным горением. На основании данных табл. 1 для верхней оценки частоты гипотетической аварии, связанной с воздушной атакой, можно отнести значение 5 • 10~6 год "1. Возможные социально-экономические последствия воздействия внешних факторов на опасный объект и определение масштабов обусловленных ими ЧС могут быть оценены следующим образом.
Во-первых, определяются значения показателей социально-экономических последствий диверсионно-террористического акта на наиболее опасном критическом элементе объекта:
- количество пострадавших людей, N чел.;
- величина ущерба, С млн. руб. (тыс. МРОТ);
- количество людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, О чел.
Во-вторых, определяется масштаб возможной ЧС, возникшей в случае диверсионно-террористической акции на наиболее опасном критическом элементе объекта по нормативам.