ТЕМА: «АМИНЫ. АЗО – ДИАЗОСОЕДИНЕНИЯ»
1. Работа по конспекту лекций и учебнику (выберите правильные ответы):
1) Укажите формулу вторичного амина:
А - CH3 - NH2
Б - CH3 - NH - СН2 - CH3
В - CH3 - СН2 - NH2
Г - CH3 - N - СН2 - CH3
|
CH3
2) По реакции Зинина получают
А - толуол
Б - анилин
В - фенол
Г - нитробензол
3) Назовите вещество в реакции, если последняя стадия – реакция Зинина:
бензол → Х → анилин
А - нитробензол
Б - хлорбензол
В – хлорводородная кислота
Г - анилин
4) Как называется амин, имеющий следующую формулу:
NH2
А - нитробензол
Б - этиламин
В - анилин
Г - метиламин
5) При бромировании анилина избытком реактива получится:
А - 2,4,6 – триброманилин
Б - 2,4,5 – триброманилин
В - 2 – броманилин
Г – 1,3.5 – трибромбензол
6) Какие химические свойства характерны для аминов жирного ряда:
А - кислотные
Б - окислительные
В – основные
Г - восстановительные
7) Назовите вещество Х в реакции:
нитробензол ® Х ® анилиний хлорид
А - бензол
Б - хлорбензол
В - анилин
Г – бромбензол
8) Максимальное количество молекул брома (водного), вступающих в реакцию с анилином:
А - 2
Б - 4
В - 3
Г - 6
ЗАДАНИЕ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ:
1) Осуществите цепочки превращений:
а)
+ NaNO2, HC1 ?
? пара- карбоксибензолдиазония 4-карбокси-41-
хлорид гидроксиазобензол
б) +NaNO2
+HCl + N,N-диметиланилин
? пара- cульфобензолдиазония ?
хлорид
2) Cинтезируйте 4 – амино – 3” –бром – 5” – метил – 2 – нитроазобензол.
Выберите диазосоставляющую и азосоставляющую для данного красителя:
CH3 NO2
1. Br 2. H2N
NH2
CH3
3. 4.
NO2
Br
ТЕМА: «АМИНОКИСЛОТЫ. БЕЛКИ»
1. Работа по учебнику (выберите правильные ответы):
1) Амфотерные свойства характерны для:
а) фенола
б) аминов
в) аминокислот
2) Амфотерными свойствами обладает:
а) уксусная кислота
б) аминоуксусная кислота
в) щавелевая кислота
3) С хлороводородной кислотой аминоуксусная кислота взаимодействует:
а) по СООН группе
б) по СН2 – группе
в) по NH2 – группе
4) Выберите формулу аминокислоты:
О O
// //
а) СН3 – СН2 – С б) СН3 – СН2 – С
\ \
NH2 ОNH4
O
//
в) СН3 – СН – С
\
NH2 OH
5) При какой реакции аминокислот образуются полипептиды:
а) нейтрализации
б) окисления
в) поликонденсации
6) С гидроксидом натрия глютаминовая кислота взаимодействует:
а) по СООН группе
б) по СН2 – группе
в) по NH2 – группе
7) С гидроксидом натрия аминоуксусная кислота взаимодействует:
а) по СООН группе
б) по СН2 – группе
в) по NH2 – группе
8) Какие вещества легко обнаружить с помощью биуретовой реакции?
а) углеводы
б) жиры
в) сложные эфиры
г) белки
Работа по обучающему тексту
1)Заполните таблицу:
ФОРМУЛА АМИНОКИСЛОТЫ | ТРИВИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ | ПО ЗАМЕСТИТЕЛЬНОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ | |
1. H2N CH2 COOH 2. H3C CH COOH NH2 3. CH2 CH2 COOH CH3 NH2 4. H3C CH CH COOH NH2 | Глицин, гликокол α аланин β аланин валин | ||
2) Напишите структурные изомеры для 2-аминопропановой кислоты.
3) Из предложенных аминокислот выберите те, которые способны существовать в виде энантиомеров; составьте проекционные формулы Фишера для выбранных соединений, дайте им название
а) 2-аминопропановая кислота
б) 2-амино-2-метилпропановая кислота
в) 4-аминобутановая кислота
4) Заполните схему
NaOH C2H5OH (H2SO4)
CH3 - CH – COOH
NH2
NH3 изб. CH3CH (NH2) COOH
(P2O5)
PC15
5)Заполните схему:
CH3I HC1
CH3 - CH – COOH
NH2
R - CОН
(CH3CO)2 O HNO2
ТЕМА: «ГИДРОКСИКИСЛОТЫ»
1. Заполните схемы для молочной кислоты:
CH3OH NaOH
CH3 - CH – COOH
OH
PCl3 NH3 P2O5
CH3I Na
CH3 - CH – COOH
OH
HCl (газ) [O]
(CH3CO)2 O
ЗАДАНИЕ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ:
1. Из β - гидроксимасляной кислоты получите этиловый эфир ацетоуксусной кислоты (ацетоуксусный эфир).
2. Получите из пропионовой кислоты молочную кислоту. Напишите уравнение реакции.
3. Напишите уравнения щелочного гидролиза:
- для лактида молочной кислоты.
- для лактона γ – гидроксивалериановой кислоты.
ТЕМА: «ФЕНОЛОКИСЛОТЫ»
1.Напишите уравнение гидролиза ацетилсалициловой кислоты (салицилового эфира уксусной кислоты) в кислой среде. Назовите продукты реакции.
2.Напишите уравнение гидролиза фенилсалицилата (фенилового эфира салициловой кислоты) в щелочной среде. Назовите продукты реакции.
3. Напишите реакцию декарбоксилирование 3,4,5 – тригидроксибензойной кислоты. Назовите продукты реакции.
4.Получение салициламида из метилсалицилата. Напишите уравнение реакции.
ТЕМА: «УГЛЕВОДЫ»
1. Работа по конспекту лекций и учебнику (выберите правильные ответы):
1) Формула глюкозы:
а) С12Н12О11
б) С6Н12О6
в) (С6Н10О5)n
2) Глюкоза превращается в глюконовую кислоту при действии:
а) бромной воды
б) водорода
в) гидроксида меди (+2)
3) Формула сахарозы:
а) С5Н10О5
б) (С6Н10О5)n
в) С12Н22О11
4) Какие функциональные группы содержатся в молекуле глюкозы:
O O
а) - C и - Cl б) – C и - OH
OH OH
O
в) C = O и - OH г) - NH2 и - C
OH
O
д) - C и - OH
Н
5) Какие вещества являются углеводами?
1. целлюлоза а) 1,2,3,4,5
2. крахмал б) 1,2,3,4
3. сахароза в) 1,2,3
4. глюкоза г) 2,3,4
5. тристеарин
6) Какой углевод является дисахаридом:
а) фруктоза б) глюкоза в)сахароза
7) Глюкоза относится
а) к альдегидоспиртам
б) к альдегидокислотам
в) к фенолокислотам
8) Каким реактивом можно доказать, что глюкоза многоатомный спирт:
а) аммиачным раствором оксида серебра
б) гидроксидом меди (II)
в) бромной водой
9) Укажите формулу целлюлозы:
а) С12Н22О11
б) (С6Н10О5) n
в) C6H10O5
10) При гидролизе, какого вещества, образуется глюкоза:
а) крахмал
б) белок
в) триглицерид
11) Формула крахмала:
а) (С6Н10О5)n
б) С2Н4О2
в) С6Н12О6
12) Какой углевод образуется при кислотном гидролизе крахмала:
а) фруктоза
б) глюкоза
в) сахароза
ТЕМА: «ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. КОНДЕНСИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ».
1. Заполните таблицу по свойствам гетероциклических соединений: напишите продукты реакций и названия веществ:
Типы реакций Формулы соединений | Кислотные свойства | Основные свойства | Реакция электрофильного замещения - нитрование | Реакция электрофильного замещения - бромирование |
Пиррол | ||||
Фуран | ||||
Тиофен | ||||
Имидазол | ||||
Пиразол | ||||
Пиридин | ||||
Пиримидин |
2.Заполните таблицу по свойствам гетероциклических соединений, напишите продукты реакций и названия веществ:
Типы реакций Формулы соед -ий | Реакция электрофильн. замещения сульфирование | Реакции нуклеофильн. замещения | Реакция окисления | Реакция восстанов - ления |
Пиррол | ||||
Фуран | ||||
Тиофен | ||||
Имидазол | ||||
Пиразол | ||||
Пиридин | ||||
Пиримидин |
.
3. Заполните таблицу и укажите возможные свойства и продукты реакций, дайте им названия, укажите аналитические эффекты
Свойства Формулы соед. | Хим. названия | Другая таутомерная форма | Кислотные свойства | Основные свойства | Качественные реакции |
Пурин | |||||
Ксантин | |||||
Кофеин | |||||
Теофиллин | |||||
Теобромин |
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»
(2015 – 2016 уч. г.)
Виды учебной деятельности | Кол-во занятий | Оценка учебной деятельности «5» «4» «3» | Min | Max | ||
1. Теоретические занятия | ||||||
2. Семинары | 2,0 | 1,5 | 1,0 | |||
3. Выходной контроль | 1,0 | 0,75 | 0,5 | |||
4. Практическая и лабораторная работа | 2,0 | 1,5 | 1,0 | |||
5. Срез знаний | 5,0 | 4,0 | 3,0 | |||
6. Домашнее задание | 1,0 | 0,75 | 0,5 | |||
7.Домашнее задание повышенного уровня | 1,0 | 0,75 | 0,5 | |||
7. Подготовка презентаций или рефератов | 5,0 | 4,0 | 3,0 | |||
ИТОГО: |
При рейтинге менее 32 баллов студенты к экзамену не допускаются.
При рейтинге 120 и более баллов студент освобождается от экзамена с оценкой «5» (отлично).
При рейтинге 110-119 баллов – с оценкой «4» (хорошо).
Штраф (несвоевременная сдача, опоздание, и т.д.) – (минус) 0,1 балла, отказ отвечать у доски – (минус) 1 балл.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. С. Э. Зубарян, А.П. Лузин «Органическая химия», под редакцией профессора Н.А. Тюкавкиной, Москва, издательская группа «ГЭОТАР –Медиа», 2011г., 384 с.
Дополнительная:
2. Опорные конспекты по органической химии, Т.В. Главатских, - учебное пособие для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Органическая химия», Фарм. филиал ГБОУ СПО «СОМК», – Екатеринбург, 2013.
3. Обучающий текст «Аминокислоты». Т.В. Главатских – учебное пособие для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Органическая химия», Фарм. филиал ГБОУ СПО «СОМК», - Екатеринбург, 2013.
4. Методическое пособие «Качественные реакции органических соединений». Т.В. Главатских – учебное пособие для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Органическая химия», Фарм. филиал ГБОУ СПО «СОМК», - Екатеринбург, 2013.
5. Методическое пособие «Номенклатура органических соединений». Т.В. Главатских – учебное пособие для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Органическая химия», Фарм. филиал ГБОУ СПО «СОМК», - Екатеринбург, 2013.