Специальность 032300.00 (050101)– Химия с дополнительной

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Специальность 032300.00 (050101)– Химия с дополнительной

Специальностью «Профессиональное обучение

(охрана окружающей среды и природопользование)»

Чебоксары

УДК 543

ББК 24.4

А – 64

Аналитическая химия : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 032300.00 (050101) – Химия с дополнительной специальностью «Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование)» / сост. О. В. Кольцова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 59 с.

Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Рецензенты:

Михайлов В. И., канд. хим. наук, доцент кафедры химии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» ;

Федотова Л. Г., канд. пед. наук, доцент кафедры химии ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия».

© Кольцова О. В., составление, 2007

© ГОУ ВПО «Чувашский

государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева»,

Учебное издание

Аналитическая химия

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Специальность 032300.00 (050101)– Химия с дополнительной специальностью «Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование)»

Составитель:

Кольцова Ольга Васильевна

Подписано в печать 29.06.07. Формат 60×84/16.

Бумага писчая. Печать оперативная.

Усл. печ. л. 3,7. Тираж 25 экз. Заказ №

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Отпечатано на участке оперативной полиграфии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДПП.Ф.04 Аналитическая химия

Метрологические основы химического анализа. Теория и практика пробоотбора. Типы реакций и процессов в аналитической химии. Кислотно-основные реакции. Методы выделения, разделения и концентрирования. Гравиметрические, титриметрические, кинетические, электрохимические и спектроскопические методы анализа. Основные объекты анализа.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель изучения дисциплины

Формирование необходимых теоретических и практических знаний о химических и физико-химических методах качественного и количественного анализа веществ.

1.2. Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

учебно-воспитательную,

социально-педагогическую,

культурно-просветительскую,

научно-методическую,

организационно-управленческую.

1.3. Изучение дисциплины способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

осуществлению процессаобучения химии в соответствии с образовательной программой;

планированию и проведению учебных занятий по химии с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

применению теоретических знаний, полученных в ходе изучения химических дисциплин, для определения качественного и количественного состава анализируемых объектов, для идентификации веществ, а также для организации такой работы со школьниками на уроке и во внеурочное время;

использованию современных средств оценивания результатов обучения;

воспитанию учащихся с целью формирования у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен:

1) знать:

А. Теоретические основы качественного и количественного анализа:

– Цели, задачи аналитической химии, химического анализа; пути и способы их решения.

– Значение аналитической химии в практической деятельности учителя химии.

– Основные этапы развития аналитической химии, ее современное состояние.

– Закон действия масс. Химическое равновесие в гомогенных системах.

– Применение закона действующих масс к обратимым реакциям.

– Теория электролитической диссоциации.

– Теория сильных электролитов.

– Протолитическое равновесие в воде. Ионное произведение воды. Во-дородный показатель.

– Гидролиз. Константа и степень гидролиза.

– Буферные системы и их использование в химическом анализе.

– Химическое равновесие в гетерогенных системах. Произведение растворимости. Солевой эффект.

– Условия образования и растворения осадков.

– Комплексные соединения в химическом анализе. Константы нестойкости и устойчивости комплексных ионов.

– Процессы окисления-восстановления. Редокс-потенциалы и направление окислительно-восстановительных реакций. ЭДС редоксреакции.

– Принципы качественного анализа.

– Системы качественного анализа.

– Аналитические реакции и требования к ним, химические реагенты.

– Кислотно-основная классификация катионов.

– Групповые реагенты на каждую группу катионов и анионов.

– Качественные реакции на катионы и анионы.

– Способы выражения концентрации вещества в растворе.

– Основные литературные источники и справочную литературу по аналитической химии.

Б. Методы количественного анализа:

–Химические:

– Гравиметрический (весовой).

– Титриметрический (объемный):

– нейтрализации (кислотно-основного титрования),

– окислительно-восстановительного титрования,

– осаждения,

– комплексонометрии (трилонометрия).

– Физико-химические:

– Рефрактометрический,

– Поляриметрический,

– Фотоколориметрический,

– Потенциометрический,

– Хроматографический.

В. Правила работы в химической лаборатории:

– с электроприборами,

– с токсичными и агрессивными веществами,

– с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями,

– требования техники безопасности и пожарной безопасности,

– правила работы на аналитических весах,

– правила оказания доврачебной помощи,

– использование средств индивидуальной защиты.

2) уметь:

– Самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой.

– Составлять план анализа.

– Пользоваться химической посудой.

– Получать и распознавать аналитический сигнал при проведении аналитических реакций.

– Проводить анализ растворов или смесей веществ на наличие катионов и анионов, применяя систематический или дробный ход анализа.

– Взвешивать на технохимических и аналитических весах.

– Готовить рабочие и исходные растворы по навеске и из фиксанала и устанавливать титр рабочих растворов.

– Определять водородный показатель (рН) растворов химическим и потенциометрическим методами.

– Рассчитывать рН в процессе титрования и строить кривые титрования.

– Правильно выбрать метод анализа для количественного определения состава анализируемого объекта.

– Пользоваться физическими приборами: рефрактометром, поляриметром, фотоэлектроколориметром, рН-метром (иономером).

– Производить расчеты по полученным данным.

– Оформлять результаты опытов.

3) владеть:

- навыками отбора проб;

- методикой проведения химического анализа;

- методикой осуществления физико-химического анализа на современных приборах.

– техникой и методикой выполнения различных операций анализа:

– взятие навески,

– приготовление фильтра и фильтрование,

– центрифугирование,

– титрование,

– отделение осадка от раствора декантацией,

– калибрование мерной посуды.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

№ п/п Виды учебной деятельности Всего часов Семестры
  Общая трудоемкость 3,4
1. Аудиторные занятия, всего 3,4
В том числе:    
– лекции 3,4
– лабораторные занятия 3,4
2. Самостоятельная работа студентов 3,4
– курсовая работа Х(4)
3. Вид итогового контроля:   3 экзамен; 4 экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п.п.   Тематический план   Число часов
Лекции
1.     2.   3.   4.   5. 6.   7. 8. 9. 10. 11.   12.     Предмет, задачи и методы качественного анализа Системы качественного анализа. Чувствительность аналитических реакций и ее характеристики. Закон действия масс и равновесие химических процессов. Гетерогенные равновесия и их роль в аналитической химии. Кислотно-основные равновесия. Протолитическое равновесие в воде. рН. Буферные системы. Закон действия масс и процессы гидролиза. Окислительно-восстановительные равновесия и их роль в аналитической химии. Коллоидные системы в качественном анализе. Комплексообразование в аналитической химии. Методы разделения и концентрирования веществ. Качественный анализ катионов и анионов. Классификация методов количественного анализа и их характеристика. Инструментальные (физико-химические) методы анали- за. Всего:   Лабораторные занятия                
  1.     2.   Качественный анализ. Качественные реакции на катионы и анионы. Анализ твердого вещества. Количественный анализ: – Гравиметрический анализ – Титриметрический анализ – Физико-химические методы анализа   Всего:          

2.4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс аналитической химии должен в возможно максимальной степени отражать современное состояние и уровень развития качественного и количественного анализа. Будущий учитель химии обязан не только владеть теоретическим материалом, но и уметь определять состав исходных веществ и продуктов их реакций.

Теоретическая часть курса аналитической химии строится на базе общей и неорганической химии, курса строения вещества, физической химии. Однако не должно происходить дублирование тем, изучаемых названными дисциплинами, а следует в полной мере отражать применение общих химических законов в качественном и количественном анализе. К таким темам относятся закон действия масс, теория электролитической диссоциации, равновесие в гетерогенных системах, окислительно-восстановительные реакции, комплексообразование и т.д.

В программу включены важнейшие теоретические основы химических методов анализа и дано представление об инструментальных методах анализа.

При проведении лабораторного практикума студенты должны знать технику безопасности, правильно заполнять лабораторный журнал, знать название и назначение оборудования, уметь обращаться с ними. По ключевым вопросам программы предусмотрены контрольные работы.

ВВЕДЕНИЕ

Аналитическая химия и химический анализ. Краткий исторический очерк развития аналитической химии. Работы М.В. Ломоносова, Н.А. Меншуткина, А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева, Н.С. Курнакова, Л.А. Чугаева. Вклад отечественных ученых в развитие современной аналитической химии. Методологические основы аналитической химии. Место аналитической химии среди других наук, ее роль в профессиональной подготовке учителя химии и биологии. Примеры применения различных методов анализа в проведении исследовательских работ учащихся в городских и сельских школах.

Роль аналитической химии в развитии промышленности, сельского хозяйства, в медицине, научных исследованиях, охране окружающей среды.

В химическом анализе

Окислительно-востановительные системы. Окислительно-восстанови-тельные потенциалы редокс-пар. Потенциал реакции (электродвижущая сила). Влияние различных факторов на величину окислительно-восста-новительных потенциалов.

Использование редокс-потенциалов для определения направления окислительно-восстановительных реакций, выбора наиболее эффективного окислителя или восстановителя и среды. Глубина протекания редокс-реакций.

Выбор окислительно-восстановительных реакций для качественного обнаружения ионов в растворе. Примеры использования редокс-реакций в качественном анализе.

В аналитической химии

Общая характеристика комплексных (координационных) соединений металлов. Равновесия в растворах комплексных соединений. Константы нестойкости и устойчивости комплексных соединений.

Образование комплексных соединений при проведении систематического и дробного анализа. Расчет концентраций продуктов диссоциации комплексных соединений.

Образование внутрикомплексных соединений (хелатов). Органические реагенты в качественном анализе. Избирательность органических реагентов. Маскирование мешающих ионов.

7. Методы разделения и концентрирования веществ

в аналитической химии

Некоторые основные понятия: разделение, концентрирование. Классификация методов разделения и концентрирования: испарение, озоление, осаждение, соосаждение, кристаллизация, экстракция.

Методы осаждения

Характеристика и классификация методов осаждения. Реакции, лежащие в основе методов осаждения. Сходство и отличие методов осаждения от гравиметрического анализа.

Индикаторы метода осадительного титрования: осадительные, металлохромные, адсорбционные.

Аргентометрическое титрование. Сущность метода. Титрант, его приготовление, стандартизация. Разновидности методов аргентометрии: Фольгарда, Мора, Фаянса–Фишера–Ходакова.

Расчеты в методах осаждения, области применения.

Оптические методы анализа

1. Колориметрические и спектрофотометрические методы

Основы колориметрических и спектрофотометрических методов анализа. Закон Бугера – Ламберта – Бера. Молярный коэффициент поглощения. Оптическая плотность растворов. Визуальные и фотоэлектроколориметрические методы анализа. Построение калибровочного графика. Фотоэлектроколориметры и спектрофотометры. Применения колориметрии и спектрофотометрии.

2. Рефрактометрический метод анализа

Основы рефрактометрического метода анализа. Показатель преломления. Зависимость показателя преломления от концентрации. Рефрактометры. Применение рефрактометрии.

3. Поляриметрический метод анализа

Основы поляриметрического метода. Поляризованный луч. Плоскость поляризации. Оптическая активность веществ. Удельное вращение. Определение концентраций веществ по углу вращения плоскости поляризации. Поляриметры. Область применения поляриметрии.

Хроматографические методы анализа

Основы хроматографии на твердой неподвижной фазе. Газоадсорбционная хроматография. Колоночный вариант жидкостно-адсорбционной хроматографии.

Ионообменная хроматография. Иониты. Тонкослойная хроматография. Сорбенты. Растворители.

Принципы хроматографии на жидкой неподвижной фазе. Газожидкостная и жидкостная адсорбционная хроматография (колоночный вариант).

2.4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ПО КАЧЕСТВЕННОМУ ПОЛУМИКРОАНАЛИЗУ

(КИСЛОТНО-ЩЕЛОЧНАЯ СИСТЕМА АНАЛИЗА)

Работа 1. Правила работы и техника безопасности в химических лабораториях. Частные реакции катионов первой аналитической группы (калий, натрий, аммоний) и ход анализа смеси катионов первой группы.

Работа 2.Общая характеристика катионов второй аналитической группы (группы хлороводородной кислоты). Частные реакции и ход анализа сме- си катионов второй группы (серебро, ртуть (I), свинец). Решение расчетных задач.

Работа 3.Общая характеристика катионов третьей аналитической группы (группы серной кислоты). Частные реакции и ход анализа смеси катионов третьей группы (барий, стронций, кальций). Решение расчетных задач.

Работа 4. Тест-контроль 1 (аналитические реакции на катионы первой, второй и третьей групп). УИРС: контрольная задача на анализ смеси катионов этих групп.

Работа 5.Общая характеристика катионов четвертой аналитической группы (группы катионов амфотерных гидроксидов). Частные реакции и ход анализа смеси катионов четвертой группы (алюминий, хром, цинк, олово и мышьяк). Решение расчетных задач.

Работа 6.Общая характеристика катионов пятой аналитической группы (катионов гидроксидов, нерастворимых в щелочах). Частные реакции и ход анализа смеси катионов пятой группы (железо (II) и (III), марганец, висмут, магний и сурьма). Решение расчетных задач.

Работа 7. Контрольная работа 1 (письменная).Общая характеристика катионов шестой аналитической группы (катионов группы комплексообразующих гидроксидов). Частные реакции и ход анализа смеси катионов шестой группы (медь, ртуть (II), кадмий, кобальт, никель).

Работа 8. Тест-контроль 2(аналитические реакции катионов четвертой, пятой и шестой групп).УИРС:анализ смеси катионов четвертой, пятой и шестой аналитических групп.

Работа 9. УИРС:систематический ход анализа смеси катионов шести групп.

Работа 10.Общая характеристика анионов первой группы. Частные ре акции и ход анализа смеси анионов первой аналитической группы (сульфат-, сульфит-, карбонат-, фосфат-, силикат-анионы). Контрольная задача на анализ смеси анионов первой группы. Решение расчетных задач.

Работа 11.Общая характеристика анионов второй и третьей аналитических групп. Частные реакции и ход анализа смеси анионов второй (хлорид-, бромид-, иодид-, сульфид-анионы) и третьей (нитрат-, нитрит-, ацетат-анионы) групп. Контрольная задача на анализ смеси анионов второй и третьей групп.

Работа 12. Контрольная работа 2 (письменная).Анализ смеси анионов трех аналитических групп. УИРС:контрольная задача на анализ смеси трех групп анионов.

Работа 13. Ход анализа твердых веществ, растворимых в воде. Открытие катионов и анионов. Решение расчетных задач.

Работа 14.Ход анализа твердых веществ, нерастворимых в воде, и способы перевода их в раствор. Открытие катионов и анионов. Решение расчетных задач.

Работа 15. УИРС:контрольная задача на анализ солей или смеси неизвестных веществ (индивидуальные объекты анализа).

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО КОЛИЧЕСТВЕННОМУ АНАЛИЗУ

Гравиметрический анализ

Работа 1.Аналитические демпферные весы; их устройство, чувствительность, устойчивость, правильность и точность; правила взвешивания и обращения с аналитическими весами. Решение одной-двух указанных контрольных задач:

1. Определение содержания кристаллизационной воды в кристаллогидрате хлорида бария.

2. Определение содержания бария в хлориде бария.

3. Определение содержания железа в растворе хлорида железа (III).

Титриметрический (объемный) анализ

Работа 2. Методы кислотно-основного титрования. Калибрование мерной посуды. Приготовление титрованных растворов кислот и щелочей. Решение одной-двух указанных контрольных задач:

1. Определение массы щелочи в растворе неизвестной концентрации.

2. Определение массы кислоты в растворе неизвестной концентрации.

3. Определение массы гидроксида натрия и карбоната натрия при совместном присутствии.

4. Определение массы фосфорной кислоты в ее растворе.

5. Определение уксусной кислоты в ее растворе.

Работа 3.Перманганатометрия. Приготовление раствора перманганата калия и установка его титра по щавелевой кислоте. Решение одной-двух указанных контрольных задач:

1. Определение содержания железа (II) в соли Мора.

2. Определение содержания нитрит-ионов в техническом нитрите натрия.

3. Определение содержания пероксида водорода.

Работа 4.Иодометрия. Приготовление раствора йода.Приготовление раствора тиосульфата. Установка титра раствора тиосульфата натрия и йода. Решение одной-двух указанных задач:

1. Определение содержания “активного” хлора в белильной извести.

2. Определение содержания меди в растворе медного купороса.

3. Определение содержания меди в сплавах или руде.

4. Определение содержания сульфида натрия в его техническом образце.

Работа 5.Комплексонометрия. Приготовление раствора трилона Б. Установка титра раствора трилона Б по хлориду кальция. Определение жесткости воды.

Физико-химические (инструментальные) методы анализа

Решение нескольких экспериментальных задач по выбору в зависимости от наличия приборов (4 – 6 работ).

Потенциометрическое титрование

Аппаратура для потенциометрического титрования. Лабораторные рН-метры (рН-121), иономеры (ЭВ-74).

1. Определение содержания иодидов и хлоридов в растворе при их совместном присутствии.

2. Определение содержания хлороводородной и уксусной кислот в растворе при их совместном присутствии.

3. Определение содержания борной и серной кислот при их совместном присутствии.

Фотометрия

Фотоколориметр и фотоэлектроколориметр (ФЭК КФК-2).

1. Определение содержания хрома в виде хромата методом сравнения.

2. Определение содержания железа (III) в виде роданида методом калибровочного графика.

3. Определение содержания меди в виде аммиаката методом фотоэлектроколориметрии.

4. Определение содержания катиона аммония методом фотоэлектроколориметрии.

5. Определение содержания хлорофилла в листьях растительных объектов.

Рефрактометрический анализ

Рефрактометры (ИРФ 454Б).

Определение концентрации спирта и глюкозы в растворе.

Поляриметрический анализ

Поляриметры.

Определение концентрации сахара в растворе.

Хроматографические методы анализа

Оборудование для хроматографических методов анализа (хроматографическая колонка, хроматографическая бумага).

1. Разделение железа (III), кобальта (II), никеля (II) методом бумажной хроматографии.

2. Разделение зеленых пигментов хлорофилла методом адсорбционно-жидкостной хроматографии.

3. Разделение катионов Ag+, Pb2+ и [Hg 2] 2+ методом осадочной хроматографии.

Примерные темы контрольных работ

1. Слабые и сильные электролиты. рН буферных растворов.

2. Образование и растворение осадков (ПР, солевой эффект и др.).

3. Гидролиз солей. Расчет константы, степени гидролиза и рН растворов гидролизуемых солей.

4. Редоксреакции и направление реакций. ЭДС элементов.

5. Комплексообразование (вычисление концентраций продуктов ионизации комплексов, разрушение комплексных ионов).

6. Вычисления в гравиметрическом анализе (количество осадителя, потери (в %) при промывании и др.).

7. Приготовление исходных и рабочих титрованных растворов.

8. Расчеты по результатам титрования.

2.4.4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО ТЕМАМ И ЧАСАМ

СЕМЕСТР

№№ п.п. Виды работ и тематика Кол-во часов Самостоятельная работа Форма контроля
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, II курс, БХФ-ХиПО А. ЛЕКЦИИ
Предмет, задачи и методы качественного анализа. Аналитические реакции и требования к ним. 1. С. 5–32 4. Кн.1. С. 6–22   Семинар; Тестовые задания;
Метрологические основы аналитической химии. 7. Кн.1, с. 21-56.  
  История развития аналитической химии. Системы качественного анализа. Теоретические основы кислотно-основной классификации катионов.   1. С. 10-27. « – «
Теоретические основы аналитической химии. Закон действующих масс. Химическое равновесие. ТЭД. 1. С. 39–54 4. Кн.1. С. 54–83   « – «
Кислотно-основные равновесия. Протолитическая теория кислот и оснований. Протолитические равновесия в воде. 1. С. 54–86 4. Кн.1. С. 110–127; « – «
Буферные системы и их роль в анализе. Гидролиз. Вычисление рН растворов солей. 1. С. 136–166 4. Кн.1. С. 126–145 « – «
Гетерогенные равновесия в системе и их роль в аналитической химии. 1.С. 101–125 4. С. 84–100   « – «
Окислительно-восстановительные равновесия и их роль в аналитической химии. 1.С. 178–192 4. Кн.1.С. 146-176 Семинар; Тестовые задания;
Комплексообразование в аналитической химии. 1. С. 209–219 4. Кн.1.С. 179–205 « – «
Коллоидные системы в качественном анализе. 5. С. 202. « – «
Предмет и методы количественного анализа. Метрологические основы химического анализа. 1. С. 410–442 5. Кн.2. С. 5–197 « – «
ИТОГО:    
Б. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ  
Инструктаж по ТБ и ПБ. Качественные реакции на катионы I-III аналит. групп. 1. С. 64; 94; 126 2. С. 22; зад. № 5-9 3. С. 11: № 13-16; С. 20: № 45-50 Решение задач. Сдача работ
Систематический ход анализа смеси катионов I-III аналит. групп. 2. С. 35-39 3. № 67-77 -«-
Контрольная задача на смесь катионов I-III аналит. групп. 1. С. 132-135 3..№81, 82; 89-93; 104-106 -«-
Качественные реакции на катионы IV-VI аналит. групп. 1. С. 166, 192, 221 2. С. 40-81 3. С.42:№ 127-136 -«-
Систематический ход анализа смеси катионов IV-VI аналит. групп. 2. С. 81-85 3. № 148-150; 159-162 -«-
Семинар по темам 1–5. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.  
Контрольная работа по темам 1-5 3. № 213 (6, 7, 8, 24, 26, 29) -«-    
Контрольная задача на анализ смеси катионов IV-VI аналит. групп. 2. С. 83-85 3. № 181-191 -«-    
Систематический ход анализа смеси катионов 1–6 аналит. групп. 1.С. 235-237. 2. С. 85-88. 3. №202-211.  
Контрольная задача на смесь катионов 1–6 аналит. групп.   Сдача работ
Анализ анионов I-III аналит. групп. 1. С. 251-269 3. 214-217; 230-233 -«-
Анализ сухого вещества. 1. С. 269-273 -«-
Контрольная работа по темам 6–8.    
ИТОГО:    

СЕМЕСТР

Б. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

п.п. Виды работ и тематика Кол-во часов Самостоятельная работа Форма контроля
Инструктаж по ТБ и ПБ. Аналитические весы: устройство, правило работы. Взятие навески. 1.С.273-280; 291-296 3. № 264-275. Упр. по взвешиванию
Гравиметрия. Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах. 1. С. 281–291; 306- 311. 3. № 284-289; 331,333,337,340. Вып. сам. индив. работы. Реш. задач.
Титриметрический анализ. Подготовка и калибрование мерной посуды. Метод нейтрализации. Приготовление исходных и рабочих растворов кислот и щелочей. 1.С. 358-362 3. № 357-360; 386- 390. Опрос. Вып. сам. раб. Реш. задач.
Ацидиметрия. Алкалиметрия. Определение содержания КОН в техническом едком кали.   1.С. 362-363; 3..№ 396-402. Сдача работ
Расчет и построение кривых титрования, выбор индикаторов. Решение задач. 1.С. 346- 353; 3. № 428–432; 454-458. Семинар
Определение гидроксида натрия и карбоната натрия при совместном их присутствии. Решение задач. 1. С. 363–366; 3..№ 476–480, 470, 471, 474 Опрос. Вып. раб.
Решение задач. Контрольная работа по темам 1-5 3. № 508-512. Анализ ошибок.
  Методы редоксиметрии. Перманганатометрия. Построение кривых титрования. Приготовление рабочего раствора КМnО4 и установка его титра.   1.С. 372–382 С. 385, № 3, 5–8 Семинар. Вып. раб.
Определение содержания железа (II) в соли Мора. 1. С. 382–384 3. № 506–512, 520–522 Опрос. Вып. и сдача работ.
Определение нитрита натрия в техническом нитрите. 1.С. 383-384; 3. № 520-525. -«-
Иодометрия. Приготовление раствора тиосульфата натрия, йода и установка их титра.   1.С. 385-390; 3. № 528-534.  
Йодометрия. Определение окислителей. 1.С. 390–392; 3. № 535, 538, 540. -«-
Йодометрия. Определение восстановителей. Обратное титрование. С. 392-393; 3. № 541, 545,547 -«-    
Комплексонометрия. Определение жесткости воды. 1.С. 404-408; 3. № 567-572. -«-  
  Решение расчетных задач. Контрольная работа по темам 8-14.   Подготовка к контрольной работе. Анализ допущенных ошибок.

ИТОГО: 60

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Алексеев, В. Н. Курс качественного химического полумикроанализа. – М. : Химия, 1973.

2. Алексеев В. Н. Количественный анализ. – М. : Химия, 1972.

3. Воскресенский А. Г., Солодкин И. С. Практическое руководство по качественному полумикроанализу. – М. : Просвещение, 1972.

4. Семиколенов Г. Ф., Солодкин И. С. Сборник задач и упражнений по аналитической химии. – М.: Просвещение, 1985.

5. Логинов Н. Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия. – М.: Просвещение, 1979.

6. Харитонов, Ю. Я. Аналитическая химия. В 2 кн. / Ю. Я. Харитонов. – М. : Высш. шк., 2001; 2003. – 615; 559 с.

7. Основы аналитической химии. В 2 кн. / Под ред. Ю. А.Золотова. – М. : Высш. шк., 2002; 2002. – 351; 494 с.

8. Основы аналитической химии. Практич. руководство / Под ред. Ю.А. Золотова. – М. : Высш. шк., 2001. – 463 с.

9. Физико-химические методы анализа : учебное пособие / сост. О. В. Кольцова, В. Г. Скворцов, М. А. Ершов, В. И. Михайлов, Ю. Н. Митрасов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 84 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Аналитическая химия : Учебник для сред. спец. уч. заведений по пищевым спец. / И. А. Попадич и др. – М .: Химия, 1989. – 240 с.

2. Дорохова Е.Н., Прохорова Г.В. Аналитическая химия. Физико-химические методы анализа : Учебник для вузов по спец. “Агрохимия и почвоведение”. – М.: Высшая школа, 1991. – 225 с.

3. Практикум по физико-химическим методам анализа. Учебное пособие для вузов по хим.-техн. спец. /Турецкий и др. Под ред. Петрухина О. М. – М .: Химия, 1986. – 224 с.

4. Ляликов Ю. С. Физико-химические методы анализа. – М. : Химия, 1974.

5. Цитович, И. К. Курс аналитической химии / И. К. Цитович – М. : Высш. шк., 1994. – 495 с.

2.5.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

– программа дисциплины;

– учебно-методический комплекс по дисциплине;

– компьютерные программы по темам дисциплины;

– темы рефератов, контрольные и тестовые задания для промежуточного и итогового контроля.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

1. Оборудованные аудитории (специальная мебель и оргсредства);

2. Технические средства обучения: аудио-, видеоаппаратура;

3. Учебно-наглядные пособия и приборы:

весы лабораторные общего назначения 4-го класса точности не более 1,0 кг, весы аналитические, фотоэлектроколориметр КФК–2, рефрактометр ИРФ-454Б, поляриметр, сушильный шкаф, электроплитка, печь муфельная, центрифуга лабораторная, часы песочные на 2, 3 и 5 мин, водяные бани, термометры, установки для титрования, секундомер, эксикаторы, посуда химическая стеклянная и фарфоровая, реактивы.

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

2.7.1. МЕТОДИКА АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Аттестация студентов проводится по итогам рейтинга, ко­торый определяется как сумма баллов по результатам всех заплани­рованных мероприятий, то есть работы на лабораторных занятиях и выполнения контрольных мероприятий.

Учебным планом предусмотрено … лабораторное занятие в 1 семестре и … - во втором. За посещение каждого занятия сту­дент получает …балла. При пропуске даже одного лабораторно­го занятия студент к экзамену или зачёту не допускается. В случае пропуска занятие должно быть отработано, но и после отра­ботки …балла не начисляются.

Остальное число баллов начисляется студенту по итогам контрольных мероприятий, перечень контрольных точек см. табл. 1,2. В том случае, если студентом получена неудовлетвори­тельная оценка по результатам контрольного мероприятия, то ра­бота должна быть переписана или пересдана устно, в зависимости от формы контроля. Оценивается такая работа на балл ниже вы­полненных в срок.

Если в конце семестра текущий рейтинг студента по дис­циплине менее 40 баллов, то студент не допускается к зачёту - в первом и к экзамену - во втором семестре. В случае если текущий рейтинг (Рт) составляет от 56 до 60 баллов, то студент может быть освобождён от зачёта или экзамена. При рейтинге равном от 55 до 40 баллов студент сдаёт зачёт устно по вопросам, которые заранее может получить у лаборанта. Во время устной сдачи за­чёта студент дополнительно получает от 20 до 40 баллов. Сумма зачётного и текущего рейтингов и формирует общий рейтинг дисциплины за 1 семестр.

Перевод рейтинговой оценки в традиционную шкалу во втором семестре осуществляется следующим образом:

60-56 баллов – «отлично»

55-51 балл – «хорошо»

50-46 баллов – «удовлетворительно».

Если студент не удовлетворен своей оценкой, то он имеет право сдавать экзамен, в ходе которого дополнительно получит от 20 до 40 баллов (РЭ). В этом случае рейтинг по дисциплине определяется по формуле: РД = РТ + РЭ. Перевод рейтинговой оценки в традиционную в этом случае осуществляется следующим образом:

РД =100-90 баллов–«отлично»

89-76 баллов – «хорошо»

75-60 баллов – «удовлетворительно».

Таблица 1

Рейтинг студента по дисциплине

«Аналитическая химия» в I семестре

Рейтинг Виды учебных работ Количество баллов
Минимальное Максимальное
Текущий РТ 1. Инструктаж по ТБ и ПБ
2. Качественные реакции на катионы I-III групп.
3. Систематический ход анализа смеси катионов I-III групп.
4. Контрольная задача на смесь катионов I-III групп.
5. Качественные реакции на катионы IV-VI групп.
6. Сис

Наши рекомендации