Биология с дополнительной специальностью химия

Институт им. А.П. Гайдара»

А.П. Киндеров

Методические рекомендации к практикуму

по дисциплине

«ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ»

(часть II)

Для cпециальности 032400.00

Биология с дополнительной специальностью химия

Арзамас

АГПИ

2009

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»

Киндеров A.П.

Методические рекомендации к практикуму по дисциплине «Физической и коллоидная химия»: - Арзамас: АГПИ, 2009.- с. 28

Методические рекомендации содержат вопросы для самоподготовки студентов к лабораторным работам и сдаче теоретического минимума, а так же описание опытов и методику их проведения. Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 032400.00-биология с дополнительной специальностью химия.

© Киндеров А.П. , 2009.

© Арзамасский государственный

педагогический институт

им. А.П. Гайдара, 2009.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3

Работа 1. Определение поверхностного натяжения по методу

отрывающейся капли…………………………………………………….. ..4

Работа 2. Осмотическое давление растворов…………………………......................7

Работа 3. Буферные растворы………………………………………………………..11

Работа 4. Измерение адсорбции уксусной кислоты из растворов

активированным углем……………………………………………………..14

Работа 5. Определение константы скорости реакции окисления

иодоводородной кислоты пероксидом водорода…………………………18

Работа 6. Криоскопия…………………………………………………………………21

Работа 7. Влияние катализаторов на скорость химических реакций……………...25

Введение

Лабораторный практикум предназначен для обеспечения квалифицированной подготовки современного учителя биологии и химии. Практикум позволяет закрепить теоретические знания, выработать у студентов практические умения и навыки в работе с современным оборудованием и приборами. Полученные умения и навыки могут быть использованы учителями химии при организации кружковых и факультативных занятий в современной средней школе.

Работа 1

Определение поверхностного натяжения по методу отрывающейся капли

4 часа

Цель работы:

1.Освоить методику определения поверхностного натяжения.

2.Выявить зависимость поверхностной активности карбоновых кислот от строения их молекул.

План занятия

1. Сдача теоретического минимума (допуска) к лабораторной работе.

2. Ознакомление с оборудованием и методикой экспериментальной работы.

3. Определение поверхностного натяжения карбоновых кислот.

4. Составление отчета о работе.

Основная литература

1. Зимон А.Д. Физическая химия. Изд. 3-е. М.: Агар, 2006. – с. 33-45.

2. Зимон А.Д. Коллоидная химия. Изд. 5-е. М.: Агар, 2007. – с. 76-89.

Дополнительная литература

1. Болдырев А.И. Физическая и коллоидная химия, - М.: Высшая школа, 2003.

2. Чанг Р. Физическая химия с приложениями к биологическим системам. - М.: Мир, 1991.

Вопросы для самоподготовки

1.Что называется поверхностным натяжением? Как оно возникает? В каких единицах измеряется?

2. От каких факторов зависит поверхностное натяжение? Поясните действие этих факторов

3. Почему вода имеет более высокое поверхностное натяжение, чем другие жидкости?

4. Почему капли жидкости стремятся иметь форму шара?

5. Почему маленькая капля ртути круглая, а большая сплюснутая?

6. Какие вещества называются поверхностно-активными? Примеры. Каков механизм их действия?

7. Какие вещества называются поверхностно-неактивными? Примеры. Каков механизм их действия?

8. Чем объясняется вогнутость и выпуклость мениска в капиллярных трубках? Подъем жидкости в тонких капиллярах?

9. Сформулируйте правило Траубе-Дюкло. Для каких условий оно применимо?

10. Как зависит поверхностная активность веществ от длины углеводородного радикала и наличия функциональных групп?

11. Какие методы измерения поверхностного натяжения Вам известны? В чем их суть?

Принадлежности для работы

Сталагмометр (вместо сталагмометра можно использовать аналитическую бюретку с краном или стеклянном шариком). Штатив с лапкой, стеклянная воронка, четыре стакана на 100 мл, 1,0 М растворы муравьиной, уксусной, пропионовой и масляной кислот, дистиллированная вода.

Ход работы

Бюретку укрепляют вертикально в лапке штатива, 2-3 раза промывают дистиллированной водой и заполняют до верхней нулевой отметки, предварительно удалив пузырек воздуха из носика бюретки. Если бюретка с краном, то ее заполняют жидкостью выше нулевой отметки. Осторожно приоткрывают кран таким образом, чтобы жидкость вытекала медленно. В этом случае капли, отрывающиеся от конца бюретки, будут одинаковыми по объему и массе. Для получения достоверных результатов достаточно 4-5 определений числа капель в 2 мл жидкости. Частота отрыва капель должна составлять примерно 1 каплю за 2 секунды. Отсчет капель начинают в момент касания мениска нулевой отметки, а заканчивают при касании мениска отметки в 2 мл. Ток жидкости можно не останавливать и продолжать отсчет далее, начиная его сначала с отметки 2, 4, 6 и т.д. миллилитров.

Отсчет числа капель воды продолжают до тех пор, пока два последних отсчета дадут полное совпадение числа капель или их число будет отличаться не более чем на одну каплю. Полученное число капель дистиллированной воды в определенном объеме (2 мл) обозначают, как n0 и используют для подстановки в соответствующую формулу. После окончания отсчета остаток воды из бюретки полностью сливают.

Если бюретка со стеклянной бусинкой, а не с краном, то в этом случае ток жидкости вызывают, надавливая двумя пальцами на бусинку заключенную в отрезок резинового шланга укрепленного на конце бюретки. Бусинку сжимают медленно и плавно, стараясь, чтобы капли отрывались равномерно - одна капля за 2 секунды. Число отсчетов капель не менее 3-4-х, до полного совпадения числа капель.

Таким же образом определяют число капель в 2 мл выданных исследуемых 1 М растворах карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, молочной и масляной. После опыта с каждым из растворов бюретку 2-3 раза промывают дистиллированной водой от остатков соответствующей кислоты.

Начинать опыты (после воды) следует с кислотой имеющей самый короткий радикал, то есть с муравьиной и далее в порядке удлинения углеводородного радикала. Поверхностное натяжение исследуемых растворов вычисляют по формуле:

Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru

Где σ - поверхностное натяжение исследуемого раствора в Дж/м2

σ0 -поверхностное натяжение воды при температуре опыта, (берется из справочной таблицы).

ρ и ρ0 -плотность исследуемого раствора и плотность воды при температуре опыта(берется из справочной таблицы)

n0 -число капель воды в исследуемом объеме(2 мл)

n -число капель раствора в том же объеме(2 мл)

Результаты расчетов вносят в следующую таблицу.

Таблица 1.

Карбоновая кислота Концентрация раствора, м/литр Поверхностное натяжение, Дж/ м2
Муравьиная Уксусная Пропионовая Молочная Масляная 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0  

Отчет о работе.

1. Сделать расчеты для значений поверхностного натяжения исследованных растворов.

2. Сделать вывод о влиянии длины углеводородного радикала на поверхностную активность в ряду карбоновых кислот.

3. Сделать вывод о влиянии числа функциональных групп в молекулах карбоновых кислот на их поверхностную активность.

Справочные данные:

Поверхностное натяжение воды (18°С) 0,0731 Дж/ м2

Плотность воды (18°С) 0,9991 г/мл

Плотность одномолярных растворов (18°С)

муравьиная- 0,9996 г/мл

уксусная- 0,9998 г/мл

пропионовая- 1,003 г/мл

молочная- 1,007 г/мл

масляная- 1,009 г/мл

План занятия

1. Сдача теоретического минимума (допуска) к работе.

2. Экспериментальное измерение осмотического давления растворов различной концентрации.

3. Изучение явления осмоса в различных процессах.

4. Составление отчета о работе.

Рекомендуемая литература.

1. Болдырев А. И. Физическая и коллоидная химия, - М.: Высшая школа, 1983.

2. Физическая химия. К. С. Краснов, М. К. Воробьёв, И. Н. Годлеев и др.; Под ред. К. С. Краснова. – М.: Высшая школа, 1995.

3. Чанг Р. Физическая химия с приложениями к биологическим системам. – М.: Мир, 1990.

Основная литература

1. Зимон А.Д. Физическая химия. Изд. 3-е. М.: Агар, 2006. – с. 52-76.

2. Зимон А.Д. Коллоидная химия. Изд. 5-е. М.: Агар, 2007. – с. 94-101.

Дополнительная литература

1. Болдырев А.И. Физическая и коллоидная химия, - М.: Высшая

школа, 2003.

2. Физическая химия. / К.С. Краснов, Н.К. Воробьев, И.Н. Годнев и др.; Под ред. К.С. Краснова. – М.: Высшая школа, 1995.

3. Чанг Р. Физическая химия с приложениями к биологическим системам. – М.: Мир, 1990.

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое осмос? Осмотическое давление? Как они обнаруживаются?

2. Какие мембраны называются полупроницаемыми? Примеры. Каков механизм действия различных полупроницаемых мембран?

3. Как можно измерить осмотическое давление? Как рассчитать его по формулам?

4. Как ведёт себя вещество в растворённом состоянии? В чём его свойства аналогичны свойствам газов?

5. Каким законам подчиняется осмотическое давление? Приведите формулировки и математическое выражение этих законов.

6. Перечислите методы определения молекулярной массы растворённых веществ. В каких случаях могут быть использованы методы? Какие формулы для этого используются?

7. Какие свойства растворов зависят от природы компонентов, и какие не зависят от природы растворённого вещества, а определяются лишь его концентрацией?

8. Что такое обратный осмос? Где он находит практическое применение?

Краткие методические рекомендации

Приступая к выполнению опытов необходимо иметь чёткое теоретическое представление об осмосе и механизме его возникновения, а также об осмотическом давлении как результате осмоса. Знать свойства полупроницаемых мембран. Необходимо уметь объяснять наблюдаемые в опытах явления с точки зрения законов осмоса. Ответить на вопросы: "Можно ли использовать часть проведённых вами опытов на внеклассных занятиях на химии в школе? При изучении какой темы следует провести внеклассное занятие по выращиванию "Сад химика"?

Принадлежности для работы. Простейший осмометр, 5% раствор медного купороса, 0,2%, 0,9%? 4% растворы NaCl; C2H5OH-96%; игла медицинская для прокалывания кожи; кристаллические соли: K4[Fe(CN)6]; Ca(NO3)2; Mg(NO3)2; Cu(NO3)2; Ba(NO3)2; 10% раствор Na2SiO3, 10% раствор сахарозы, микроскоп с предметными стёклами и покровными стёклами.

Ход работы

Опыт 1. Измерение осмотического давления 10% раствора сахарозы. Для измерения осмотического давления раствора необходим осмометр (готовится лаборантом), который представляет собой сосуд, одна из стенок которого (дно) обладает свойствами полупроницаемой мембраны. Чтобы измерить осмотическое давление какого-либо раствора, поступают так: исследуемым раствором, подкрашенным эозином, заполняют осмометр почти до верхнего края. Затем осмометр плотно закрывают резиновой пробкой с тонкой стеклянной трубкой, следя за тем, чтобы под пробкой не остался пузырёк воздуха. (Смотреть табл. " схема осмометра").

Подготовленный т.о. осмометр погружают в сосуд с дистиллированной водой и наблюдают за подъёмом жидкости в стеклянной трубке. После прекращения подъёма жидкости измеряют высоту столба жидкости в трубке с помощью миллиметровой линейки, и рассчитываю приближённое значение осмотического давления по формуле:

Pосм= ρsh,

где Pосм – осмотическое давление в мм. рт. столба

ρ – плотность исследуемого раствора

s – площадь поперечного сечения стеклянной трубки осмометра

h – высота подъёма жидкости в трубке в мм.

Для перевода осмотического давления из мм. рт. столба в Паскали, необходимо помнить, что 1 мм. рт. столба равен 133,3 Па.

Точное значение осмотического давления (теоретическое) вычисляют по формуле: Pосм=CRT. Сравнить теоретическое значение (вычисляемое0 с осмотическим давлением, найденным в опытах и объяснить несовпадение результатов.

Опыт 2. Рост искусственной "клетки Траубе". Пробирку на 1/2 заполняют 5% раствором CuSO4 и опускают в неё кристаллик жёлтой кровяной соли. Наблюдают рост "клетки Траубе". Через 20-30 минут зарисовывают получившееся образование. Чтобы "клетка Траубе" получалась красивой, необходимо выбрать наиболее крупные кристаллы жёлтой кровяной соли. Записать уравнение реакции между раствором CuSO4 и жёлтой кровяной солью. Объяснить наблюдаемое явление.

Опыт 3. "Химические водоросли". (Сад химика). 5-6 пробирок на 1/3 заполняют 10% раствором Na2SiO3. Этот раствор легко готовится путём разбавления "жидкого стекла" в 2-3 раза. "Жидкое стекло" имеется в продаже в магазинах канцелярских товаров под названием "силикатный клей".

в каждую из пробирок опускают по1-2 кристалла имеющихся азотистых солей. Через час зарисовывают "химические водоросли", получившиеся в пробирках. Записывают все возможные уравнения реакций, протекающие в растворах в молекулярном и ионном виде. "Химические водоросли" часто называют "Садом химика", т.к. многие соли имеют характерную окраску (какие?), поэтому полученные "водоросли" могут быть разного цвета.

Однако работать с силикатом натрия неудобно, т.к. его растворы разрушают стекло, делая его мутным, и посуда становится непригодной для использования. Растворы силиката натрия трудно фильтруются, а в мутном растворе химические водоросли выглядят не так эффектно, как в прозрачном.

Кроме силиката натрия, в качестве среды для химических водорослей, можно использовать и другие растворы. Ниже приводится таблица 2, в которой указаны растворы, их концентрация и формулы кристаллических солей, необходимые для приготовления "сада химика".

В отличие от "клетки Траубе", "химические водоросли" могут сохраняться по нескольку дней, что даёт возможность использовать их для организации внекалссных занятий по химии в школе. Для демонстрации "сада химика" можно использовать вместо пробирок другие ёмкости, например, химические стаканчики на 50-1000мл.

Сад химика

Таблица 2

Раствор Конц. (в %) Кристаллы
K4[Fe(CN)6] 3-5 CdCl2, ZnCl2, MnCl2, FeCl2 CoCl2, NiCl2,FeCl3
K3[Fe(CN)6] 3-5 ZnCl2, FeCl2
CdCl2, CuSO4 3-5 K3[Fe(CN)6]
CuSO4 10-15 K3[Fe(CN)6]
Pb(No3)2, NiCl2 3-5 K4[Fe(CN)6]
K2CrO4 3-5 BaCl2
Na2B4O7 3-5 AlCl3, Pb(No3)2
Na2CO3 3-5 BaCl2, CaCl2
Na2CO3 5-20 Sr(NO3), Ba(NO3)
Na2CO3 10-20 MnCl2
Pb(No3)2 10-20 KI, BaI2, CdI2
Pb(CH3COO)2 KI, CdI2
CdI2 Насыщ. Pb(No3)2
NaI 3-5 Pb(CH3COO)2
NaI Pb(No3)2
Na3PO4 2-4 MgCl2
Na3PO4 7-15 CoCl2, ZnCl2, Sr(NO3), Ba(NO3)
Pb(No3)2 5-20 Na3PO4
Pb(No3)2 (NH4)2Cr2O7
Na2ClO4 5-20 Pb(CH3COO)2
Pb(CH3COO)2 10-20 K2CrO4, K2Cr2O7
K2Cr2O7 3-20 Pb(CH3COO)2, Pb(No3)2
K2HPO4 3-4 CdCl2, BaCl2, ZnCl2, FeCl2, MnCl2, CaCl2  
NaOH CoCl2
Na2CrO4, MnCl2, Cd(NO3)2, Sr(NO3), BaCl2,
Na2SiO3 10-15 Fe(NO3)2, Cu(NO3)2, Zn(NO3)2, Mn(NO3)2, Ca(NO3)2, Ni(NO3)2, Co(NO3)2, CaCl2

Опыт 4. Гемолиз эритроцитов крови человека.

В три пробирки беру: в первую 2 мл 0,2% раствора NaCl, во вторую 1 мл 0,9% раствора NaCl, в третью 2 мл 0,9% раствора NaCl. в каждую из пробирок вносят по одной капле крови, полученной из пальца с помощью стерильной медицинской иглы и соблюдения всех мер стерилизации пальца.

После добавления крови все три пробирки встряхивают и оставляют на 30 мин. Через полчаса из каждой пробирки, с помощью стеклянной палочки, отбирают на предметные стёкла по одной капле крови. Закрывают капли покровными стёклышками и рассматривают в биологический микроскоп эритроциты крови сначала под малым увеличением, а затем под большим. Зарисовывают результаты наблюдения и дают пояснения в виде чёткого вывода.

Отчёт о работе

1. Зарисовать схему осмометра.

2. Вычислить с помощью осмометра и рассчитать осмотическое давление по формуле для исследованного раствора. Объяснить разницу в результатах.

3. Записать все химические реакции, которые имели место в опытах 2 и 3. Объяснить наблюдаемые явления.

4. Зарисовать форму эритроцитов крови человека в изотоническом и гипертоническом растворах. Объяснить наблюдаемые явления.

Работа 3

Буферные растворы

4 часа

Цель работы:

1. Научиться составлять буферные смеси с заданным рН.

2. Изучить некоторые свойства буферных систем.

План занятия

1. Сдача теоретического минимума (допуска) к работе.

2. Изучение свойств буферных растворов.

3. Составление отчета о работе.

Основная литература

1. Зимон А.Д. Физическая химия. Изд. 3-е. М.: Агар, 2006. – с. 92-95.

2. Зимон А.Д. Коллоидная химия. Изд. 5-е. М.: Агар, 2007. – с. 124-130.

Дополнительная литература

1.Болдырев А.И. Физическая и коллоидная химия, - М.: Высшая школа,2003.

2.Климов И.,И., Филько А. И. Сб. вопросов и задач по физической и коллоидной химии.- М.: Просвещение,2003.

3.Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию.- М.: Высшая школа, 1989.

4. Чанг Р. Физическая химия с приложениями к биологическим системам. - М.: Мир, 1990.

Вопросы для самоподготовки:

1. Применим ли ЗДМ к сильным электролитам? Как это подтверждается экспериментально? Напишите уравнения диссоциации уксусной, бензойной, серной и азотной кислот. Дайте необходимые пояснения.

2. Что называется степенью электролитической диссоциации? Истинная и кажущаяся степени диссоциации. К каким электролитам применимы эти понятия?

3. Что такое рН? Какие значения он принимает в кислой, нейтральной и щелочной средах?

4. Как изменится рН раствора, если к нему добавить раствор щелочи? Как нужно изменить концентрацию ионов водорода в растворе, чтобы рН его уменьшился?

5. Как изменится степень диссоциации слабого электролита при добавлении к его раствору сильного электролита с одноименным ионом? Приведите примеры и обоснуйте ответ использовав ЗДМ.

6. Какие растворы (смеси) называются буферными? Из каких веществ они могут быть составлены? Ответ подтвердите примерами.

7. Какими свойствами обладают буферные смеси? Почему разбавление и добавление к буферному раствору небольших количеств сильной кислоты или сильной щелочи ( в пределах буферной емкости) почти не изменяет его рН? Ответ подтвердить примерами и уравнениями реакций.

8. Что такое буферная емкость? От чего она зависит? Как она определяется опытным путем?

9. Как изменится рН и буферная емкость раствора при увеличении в одинаковой мере концентрации соли и кислоты?

10. Рассчитать рН буферного раствора составленного из 10 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты и 5 мл 0,2 М раствора ацетата натрия.

11. Определить количество 0,2 М раствора уксусной кислоты, которое следует прибавить к 40 мл 0,1 М раствора ацетата натрия, чтобы получить буферный раствор со значением рН=4,4.

Краткие методические рекомендации

Приступая к выполнению опытов по изучению свойств буферных смесей необходимо иметь четкие теоретические понятия о составе буферных растворов и механизме их действия. Каждый опыт должен завершатся четко сформулированным выводом подтверждающим свойства буферных смесей. Там, где это возможно, необходимо написать соответствующие уравнения химических реакций или привести формулу, которая подтверждает ваш вывод.

Принадлежности для работы: Штатив для пробирок; семь пробирок две градуированные пробирки на 2 мл; 0,1 и 1 М растворы уксусной кислоты и ацетата натрия; 0,1 М растворы HCl и NaOH; физиологический раствор (0,9% р-р NaCl); универсальный индикатор с цветной шкалой для него; растворы метилового оранжевого и фенолфталеина.

Ход работы:

Опыт 1. Приготовление буферных смесей.

В семь одинаковых пробирок наливают при помощи градуированной пипетки или бюретки растворы 0,1 М растворы уксусной кислоты и ацетата натрия в объемах, указанных в таблице3

Таблица 3

    № пробирки
Объем кислоты, мл Объем раствора соли, мл Значение рН, найденное в опыте Значение рН вычисленное 9,8   0,2   1,0       1,5   8,5 0,2   9,8

Размешав растворы в пробирках, добавляют к каждому из них по 3 капли универсального индикатора или опускают и смачивают универсальную индикаторную полоску и снова взбалтывают. Растворы или полоски универсальной бумаги окрашиваются в различные цвета. Сравнивая цвета полосок с цветной шкалой определяют примерное значение рН приготовленных буферных смесей. Точную концентрацию ионов водорода, а затем и рН рассчитывают по формулам:

Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru

Величину К (константу диссоциации уксусной кислоты) принимают равной 1,85·10-5. Сравнивают значение рН найденное в опыте и рассчитанное по формулам. Делают вывод о точности определения рН с помощью универсального индикатора или индикаторной бумаги.

Опыт 2. Разбавление буферных смесей.

Приготавливают в трех колбах по 10 мл буферного раствора, взяв растворы кислоты и соли в тех состояниях, какие в пятой пробирке описанного выше опыта.

Раствор в первой колбе разбавляют дистиллированной водой в два раза, во второй - в три раза. Раствор в третьей колбе не разбавляют. Берут по 10 мл каждого раствора и прибавляют к каждому из них по 3 капли универсального индикатора. Окраска трех растворов будет одинакова, следовательно, рН от разбавления не изменяется.

Опыт 3. Действие кислот и щелочей.

В пробирку, содержащую раствор с наибольшим значением рН (из опыта «Приготовление буферных смесей»), приливают по каплям 0,1 М раствор хлороводородной кислоты. Цвет раствора практически не изменяется.

В пробирку с раствором, имеющим наименьшее значение рН, приливают по каплям 0,1 М раствор гидроксида. Цвет раствора практически не изменяется.

Опыт 4. Наливают в пробирку 12,5 мл 1 М раствора уксусной кислоты, 0,5 мл 1 М раствора ацетата натрия и 2-3 капли индикатора (метиловый оранжевый).

В другую пробирку наливают 13 мл физиологического раствора(0,9%) хлорида натрия и 2-3 капли того же индикатора, затем по каплям добавляют к данному раствору 0,01 М раствора хлороводородной кислоты до тех пор, пока характер окраски не станет таким же, как ацетатной смеси. После этого в каждую пробирку (с ацетатной смесью и физиологическим раствором) добавляют по 2-5 капель 0,1 М раствора гидроксида натрия и наблюдают изменение окраски буферной смеси и физиологического раствора.

Опыт 5. Буферная емкость.

В конической колбе приготавливают буферную смесь из 7 мл 0,1 М раствора CH3COOH и 3 мл 0,1 М раствора CH3COONa,прибавляют три капли универсального индикатора и при помощи цветной таблицы для универсального индикатора определяют значение рН приготовленной буферной смеси. Затем титруют буферный раствор 0,1 М раствором NaOH до едва заметного изменения окраски и записывают объем в миллилитрах NaOH, затраченных на титрование.

Опыт 6. Точно так же приготавливают другую буферную смесь на 3 мл 0,1 М раствора CH3COOH и 7 мл 0,1 М раствора CH3COONa.К смеси прибавляют три капли универсального индикатора и, как в первом случае, титруют тем же раствором NaOH до едва заметного изменения окраски. Записывают объем щелочи, затраченный на титрование.

Сравнивают результаты первого и второго титрования. Делают вывод о величине буферной емкости.

Опыт 7.Определение буферной емкости почвенной вытяжки. Важной характеристикой почв является их буферная емкость (буферность), о чем в некоторой степени можно судить по буферности почвенных вытяжек. В водных почвенных вытяжках содержатся карбонаты, фосфаты и частично белки(растворимая часть почв),наличие которых определяет буферность водных почвенных вытяжек.

Опыт 8. 20 г сухой почвы и 100 мл дистиллированной воды вносят в коническую колбу и встряхивают содержимое колбы в течение 3 минут. Затем фильтруют через складчатый фильтр и определяют рН фильтрата полоской универсальной лакмусовой бумаги. В две сухие плоскодонные колбы отмеривают по 20 мл почвенной вытяжки. В первую колбу добавляют две капли фенолфталеина и титруют 0,1 М раствором NaOH до появления слабо-малинового окрашивания. Во вторую колбочку с фильтратом добавляют 2-3 капли метилового оранжевого и титруют 0,1 М раствором HCl до появления слабо-розового окрашивания. Буферную емкость вычисляют по формуле:

Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru

Для сравнения выполняют такой же опыт с безбуферным раствором, приготовленным из воды с добавлением к нему щелочи или кислоты до достижения такой же величины рН, как и у почвенной вытяжки.

Примечание. Рассчитать количество эквивалентных масс щелочи и кислоты, израсходованных на титрование 1 л. Буферного раствора можно по формуле:

Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru ; где

Nщ -нормальность щелочи (или кислоты)

Vщ -объем раствора щелочи (или кислоты)израсходованный на титрование буферного раствора, в мл.(почвенной вытяжки)

Vбр- объем буферного раствора взятого для титрования(20 мл)

Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru считать равной единице

Отчет о работе

Сформулировать и записать выводы по каждому проделанному опыту.

План занятия

1. Сдача теоретического минимума (допуска) к работе.

2. Приготовление растворов уксусной кислоты заданной концентрации.

3. Изучение зависимости адсорбции от концентрации растворенного вещества.

4. Составление отчета о работе.

Основная литература

1. Зимон А.Д. Физическая химия. Изд. 3-е. М.: Агар, 2006. – с. 100-104.

2. Зимон А.Д. Коллоидная химия. Изд. 5-е. М.: Агар, 2007. – с. 148-101.

Дополнительная литература

1. Болдырев А. И. Физическая и коллоидная химия. – М.: Высшая школа, 2003

2. Физическая химия. / К.С. Краснов, Н. К. Воробьев, И. Н. Годнев и др.; Под. Ред. К. С. Краснова. – М.: Высшая школа, 1995

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение понятиям: сорбция, адсорбция, абсорбция, десорбция. Приведите примеры.

2. Объясните причины и механизмы адсорбции и капиллярная конденсация? Покажите на примерах.

3. Что такое активная адсорбция и капиллярная конденсация? Покажите на примерах.

4. Какие факторы влияют на адсорбцию? В чем выражается их действие?

5. Пользуясь принципом Ле Шателье, определите, как будет изменяться величина адсорбции с повышением температуры. Изобразите график, показывающий эту зависимость.

6. Приведите уравнения, выражающие зависимость адсорбции от давления. При всяких ли давлениях справедливы эти уравнения?

7. Изобразите график, показывающий зависимость адсорбции газа твердым телом от давления. Покажите, какой вид будет иметь уравнение Фрейндлиха для каждой из трех областей графика: области Генри, переходной области и области насыщения.

8. Покажите, есть ли связь между эмпирическим уравнением Фрейндлиха и уравнением Лэнгмюра.

9. В чем состоит сущность графического метода определения констант в уравнении Фрейндлиха и в уравнении Лэнгмюра?

10. Что такое обменная адсорбция? Каково её практическое значение?

11. В чем отличие физической адсорбции от хемосорбции?

12. Уголь А адсорбирует из водных растворов хлорид хинина при малых концентрациях хуже, а при больших лучше, чем уголь В. Начертите изотермы адсорбции для угля А и угля В.

13. Что такое поверхностное натяжение и как оно возникает?

14. Какие существуют методы измерения поверхностного натяжения?

15. Какие вещества называются поверхностно-активными? Приведите примеры.

16. Какая существует связь между длиной углеводородной цепи вещества, его растворимостью и адсорбируемостью в растворе?

17. Напишите уравнение количественного соотношения между величиной адсорбции и изменением поверхностного натяжения с концентрацией раствора. В чем состоит практическое значение этого уравнения?

Краткие методические рекомендации

Точная концентрация растворов уксусной кислоты в колбах находится методом титрования рабочим раствором гидроксида натрия. Титрование уксусной кислоты из каждой колбы проводится в двух – трехкратной повторности с соблюдением всех приемов титрИметрии освоенных Вами в курсе аналитической химии. В качестве индикатора используют раствор фенолфталеина. Титрование, проведенное с высокой точностью, позволит построить изотерму адсорбции в обычных координатах, а изотерма адсорбции в логарифмических координатах дает правильные значения постоянных a и n для уравнения Фрейндлиха.

Принадлежности для работы

Шесть колб на 250 мл с корковыми пробками; шесть конических колб на 150 мл; пипетки на 5, 10, 25 и 50 мл; бюретка на 25 мл с делениями для титрования; шесть воронок для фильтрования; фильтровальная бумага; активированный уголь; весы технические с разновесами; 2 М раствор уксусной кислоты; 0,1 М раствор гидроксида натрия (рабочий раствор).

Ход работы:

Разбавлением 2М раствора уксусной кислоты приготовляют в шести колбах растворы примерно следующих концентраций и в количествах, указанных в таблице 1. Для расчета необходимого количества 2 М уксусной кислоты, для каждой из шести колб, можно использовать правило пропорциональности. Для уксусной кислоты молярность и нормальность совпадают, поэтому Nисх × Vисх = Nкон ×Vкон

Nисх и Vисх – нормальность (молярность) и объем исходного раствора

уксусной кислоты.

Nкон и Vкон - нормальность (молярность) и объем конечного раствора

уксусной кислоты.

Таблица 4

  номера колб
 
Объем раствора уксусной кислоты, который необходимо приготовить, мл.              
Концентрация кислоты в колбе, моль/л.   0,012   0,025   0,05   0,1   0,2   0,4
               

Точное содержание уксусной кислоты определяют титрованием 0,1 м раствором NaOH (индикатор – фенолфталеин), причем из колб № 1, 2 и 3 пипеткой отбирают по 50 мл, из колбы № 4 – 25 мл, из колбы № 5 – 10 мл и из колбы № 6 – 5 мл раствора. Таким образом во всех колбах остается по 100 мл раствора. В каждую колбу вносят по 3 г активированного угля. Затем тщательно взбалтывают все колбы в течении 10 мин. Отфильтровывают отдельно содержимое каждой колбы через бумажные фильтры. Отобрав из фильтров пробы пипеткой в таких же количествах, какие были взяты для первоначального титрования, определяют титрованием концентрацию уксусной кислоты. Разность между результатами первого титрования и второго (после пересчета на 100 мл) дает количество уксусной кислоты x, поглощение 3 г угля из 100 мл раствора.

Титрованием раствора уксусной кислоты до добавления угля определяют ее первоначальную концентрацию C в пересчете на миллилитры 0,1 М раствора гидроксида натрия, а титрованием фильтрата – ее концентрацию Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru после адсорбции:

x = Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru

Результаты наносят на график, причем на оси абсцисс наносят значение Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru , а на оси ординат – значение Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru , где – масса поглотителя. Полученная кривая есть изотерма адсорбции. Для графического определения значения a и n , как было указано выше, откладывают на оси абсцисс, значение lg Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru – на оси ординат Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru . Найденные точки должны лежать на прямой линии. Измеряют величину тангенса угла наклона прямой к оси абсцисс, что дает величину n. Расстояние точки пересечения прямой с осью ординат от начала координат соответствует значению величины Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru a .

Таблица 5

№ колбы Приблизительная концентрация C Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru C- Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru = x Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru lg Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru lg Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru
               

Отчет о работе

1. Вычислить по полученным данным график изотермы адсорбции.

2. Вычертить логарифмический график и пот нему определить значение n и Биология с дополнительной специальностью химия - student2.ru a.

Работа 5.

Часа

Цель работы: Научиться определять константу скорости химической реакции по изменению концентрации реагирующего вещества.

План занятия

1. Сдача теоретического минимума (допуска) к работе.

2. Экспериментальное определение константы скорости химической реакции.

3. Составление отчета о работе.

Основная литература

1. Зимон А.Д. Физическая химия. Изд. 3-е. М.: Агар, 2006. – с. 36-44.

2. Зимон А.Д. Коллоидная химия. Изд. 5-е. М.: Агар, 2007. – с. 170-178.

Дополнительная литература

1. Болдырев А. И. Физическая и коллоидная химия. – М.: Высшая школа, 2003

2. Чанг Р. Физическая химия с приложениями к биологическим системам.-

М.: Мир, 1990

Вопросы для самоподготовки

1. Приведите примеры гомогенных и гетерогенных химических реакций.

2. Сформулируйте ЗДМ и приведите его математическое выражение для необратимых и обратимых химических реакций.

Наши рекомендации