Раздел 5. комплексные соединения
1. Дайте определение понятию "комплексные соединения". Объясните структуру этих соединений на примере [Pt(NH3)4Cl2]Cl2, Na2[Cr(OH)4]. Дайте названия данным соединениям. Определите, чему равны заряд комплексного иона, степень окисления и координационное число комплексообразователя в соединениях. Hапишите уравнения их диссоциации в водных растворах и выражение константы нестойкости.
2. Назовите основные классы комплексных соединений (приведите примеры).
Определите, чему равны заряд комплексного иона, степень окисления и координационное число комплексообразователя в соединениях: K2[PtCl6], [Cr(H2O)4Cl2]Cl. Дайте названия данным соединениям. Напишите уравнения диссоциации этих соединений в водных растворах и выражение константы нестойкости.
3. Дайте определение понятию "комплексные соединения". Напишите формулы следующих комплексных соединений:
- тетрагидроксоалюминат натрия,
- гексацианоферрат (III) калия,
Определите, чему равны заряд комплексного иона, степень окисления и координационное число комплексообразователя в соединениях. Hапишите уравнения их диссоциации в водных растворах и выражение константы нестойкости.
4. Назовите основные классы комплексных соединений (приведите примеры). Составьте координационные формулы следующих комплексных соединений кобальта:
CoBr3·4NH3·2H2O
CoBr3·4NH3·H2O
Координационное число Co+3 равно шести. Дайте названия данным соединениям. Определите, чему равны заряд комплексного иона и степень окисления комплексообразователя в соединениях. Напишите уравнения диссоциации этих соединений в водных растворах и выражение константы нестойкости.
5. Назовите следующие комплексные соединения:
[Co(NH3)6]2(SO4)3
[Cu(NH3)4]Cl2
Определите, чему равны заряд комплексного иона, степень окисления и координационное число комплексообразователя в соединениях. Напишите уравнения диссоциации этих соединений в водных растворах и выражение константы нестойкости.
6. Дайте определения понятиям: "внешняя и внутренняя сферы комплексного соединения", "координационное число комплексообразователя. Назовите комплексные соли: K2[Co(NH3)2(NO2)4]
K2[Pt(OH)5Cl]
Определите, чему равны заряд комплексного иона, степень окисления и координационное число комплексообразователя в соединениях. Напишите уравнения диссоциации этих соединений в водных растворах и выражение константы нестойкости.
7. Дать определение понятию "комплексные соединения". Дайте определения понятиям: "внешняя и внутренняя сферы комплексного соединения", "координационное число комплексообразователя. Назовите комплексные соли:
[Cг (NH3)4]NO3
K2[Pt(OH)5Cl]
Определите, чему равны заряд комплексного иона, степень окисления и координационное число комплексообразователя в соединениях. Напишите уравнения диссоциации этих соединений в водных растворах и выражение константы нестойкости.
8. Дайте определение понятию "константа нестойкости комплексного иона". Назовите основные классы комплексных соединений (приведите примеры). Определите, чему равны заряд комплексного иона, степень окисления и координационное число комплексообразователя в соединениях: K2[Pt(OH)5Cl], [Cu(NH3)4Cl]Cl. Дайте названия данным соединениям. Напишите уравнения диссоциации этих соединений в водных растворах и выражение константы нестойкости.
9. Дайте определения понятиям: «внешняя и внутренняя сферы комплексного соединения", "координационное число комплексообразователя"; приведите примеры.
Определите, чему равен заряд следующих комплексных ионов: [Cr(H2O)4Cl2], [HgBr4], [Fe(CN)6], если комплексообразователями являются Cr3+, Hg2+, Fe3+. Чему равно координационное число комплексообразователя в этих ионах?
Назовите эти соединения.
10. Какие комплексные соединения называют двойными солями?
Определите, чему равны заряд комплексного иона, степень окисления и координационное число комплексообразователя в соединениях: K4[Fe(CN)6] и (NH4)2[Fe(SO4)2]. Дайте названия данным соединениям. Напишите уравнения диссоциации этих соединений в водных растворах и выражение константы нестойкости.
ЧАСТЬ 2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
РАЗДЕЛ 6. ХИМИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
S- элементы
1. Как получают водород в лаборатории и промышленности? Привести соответствующие уравнения реакций. Какие валентности и степени окисления характерны для водорода? Приведите примеры соединений.
Задача. Какой объем водорода требуется для реакций с 1,12 л азота, в результате которой образуется аммиак?
2. В чем причины полярности молекул воды? Какие особенности физических свойств воды обусловлены наличием в этом веществе межмолекулярных водородных связей? Приведите уравнения, отражающие взаимодействие воды с активными металлами, галогенами, кислотными и основными оксидами.
Задача. При окислении 2.25 г щелочноземельного металла образуется 6,25 г оксида. Определите металл.
3. Дайте сравнительную характеристику элементов A подгруппы в свете теории электронного строения атомов. Как щелочные металлы реагируют с кислородом, галогенами, серой. Приведите уравнения реакций.
Задача. При растворении в воде 1,75 г щелочного металла выделилось 2,8 л водорода (н.у.). Определите металл.
4. Приведите формулы и названия важнейших минералов натрия и калия; кальция и магния. Основные способы получения щелочных и щелочноземельных металлов, а также их оксидов и гидроксидов.
Задача. При прокаливании образца карбоната кальция было получено 33,6 л (н.у) углекислого газа. Рассчитайте массу полученной при этом негашёной извести.
5. С какими из перечисленных веществ вступает в реакции гидроксид натрия: магний, алюминий, углерод, кремний, хлор, оксид хрома (II), оксид хрома (III), оксид хрома (VI), оксид азота (II), оксид азота (IV), оксид азота (V), оксид серы (IV), гидроксид железа (II), гидроксид цинка, оксид цинка, хлороводород, фосфорная кислота, сульфат бария, нитрат меди, карбонат калия, дигидрофосфат натрия. Напишите уравнения возможных реакций. В окислительно-восстановительных реакциях расставьте коэффициенты методом электронного баланса или полуреакций.
ЗадачаСколько молей негашёной извести образуется при обжиге 1 кг известняка, содержащего 80% карбоната кальция?
6. Дайте краткую сравнительную характеристику металлов главной подгруппы II группы периодической системы. Как эти металлы реагируют с кислородом, галогенами, серой, водой?
Задача. В 150 г воды растворили 11,2 г лития. Рассчитайте концентрацию полученного раствора.
7. Приведите электронные формулы атомов кальция и магния. Какую валентность проявляют эти металлы в соединения? Химические свойства их оксидов и гидроксидов. Природные соединения магния и кальция.
ЗадачаКакая масса воды образуется при взрыве 2 г водородаи 12 г кислорода?
8. Какой характер химической связи в соединениях щелочных и щелочноземельных металлов? Приведите примеры соединений. Как изменяется степень электролитической диссоциации гидроксидов щелочных и щелочноземельных металлов с увеличением порядкового номера? Каковы причины такой закономерности?
Задача Сколько литров водорода ( н.у.) выделится при взаимодействии 6,12 г бария с избытком воды?
9. Как изменяются основные свойства в ряду: оксид бериллия- оксид магния- оксид кальция. Каковы причины? Приведите наиболее характерные реакции для этих оксидов. Почему бериллий и магний не относятся к семейству щелочно-земельных металлов?
Задача. Найдите массу осадка, образовавшегося при взаимодействии избытка гидроксида бария с 73,5 г серной кислоты.
10. Чем обусловлена жесткость воды? Какие проблемы возникают в промышленности и быту при использовании жесткой воды? Перечислите способы устранения жесткости воды, приведите уравнения соответствующих реакций.
ЗадачаКакой объем газа ( н.у.) получится при растворении в воде сплава, содержащего 4,6 г натрия и 3,9 г калия?
Р-элементы
1.Почему символ элемента водорода помещают в ПСЭ и в I, и в VII группах? Ответ аргументируйте уравнениями реакций, характеризующих свойства водорода.
Задача Определите массу серной кислоты, расходуемой на растворение 50 г меди. Какой концентрации серную кислоту нужно использовать?
2.Как ведет себя алюминий по отношению к серной, соляной и азотной кислотам различной концентрации? Напишите уравнения реакций.
Задача При взаимодействии 35%-ой соляной кислоты с перманганатом калия образовалось 1,26 г хлорида марганца (II). Вычислите массу соляной кислоты, вступившей в реакцию.
3.Докажите амфотерность оксида и гидроксида алюминия, написав уравнения реакций.
Задача. При пропускании сероводорода через бромную воду окраска, присущая брому, исчезла, одновременно образовалось 0,64 г серы. Какая масса брома вступила в реакцию?
4.Как получают азот в промышленности и в лаборатории?
Задача Сколько килограммов хлорной извести можно получить из 1 кг хлора?
5.Как получают аммиак в промышленности и в лаборатории?
Задача Сколько граммов перхлората калия можно получить при нагревании без
катализатора 245 г бертолетовой соли?
6.Как получают соли аммония и каковы их свойства?
Задача. Сколько граммов бертолетовой соли можно получить из 11,2 л хлора (н.у.)?
7.Какие типы связей в молекуле хлорида аммония? Каково строение иона аммония?
Задача Сколько литров газа (н.у.) образуется при взаимодействии 0.7 г кремния с избытком раствора гидроксида калия?
8.В какой таре можно хранить и перевозить концентрированную и разбавленную азотную кислоту? Почему?
Задача Какой объем ( н.у.) кислорода может быть получен из 100 г нитрата калия?
9. К какому типу оксидов относится оксид кремния (IV)? В чем его химическая особенность?
Задача. Какую массу сернистого газа можно получить при полном сгорании 3,36 л сероводорода (н.у.) ?
10. Укажите способы получения ортофосфорной кислоты.
Задача. Найдите массу меди, образовавшейся при взаимодействии 3 г оксида меди (II)
с алюминием.
D-элементы
1. Что общего у всех d-элементов B-подгрупп в строении атомов? Приведите орбитальную диаграмму и электронную формулу атома цинка. Какие оксиды и гидроксиды образует цинк? Напишите уравнения реакций взаимодействия оксида и гидроксида цинка с кислотами и щелочами.
Задача. В результате реакции между железом массой 22,4 г и хлором объемом 15,68 л ( н.у.) получили соль, которую растворили в 500 мл воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
2. Приведите орбитальную диаграмму и электронную формулу атома хрома. Какие валентные возможности и степени окисления проявляет хром в соединениях? Напишите формулы оксидов, гидроксидов, кислот, солей хрома. Приведите реакции, подтверждающие амфотерность оксида и гидрооксида хрома (III).
Задача. Сколько грамм оксида хрома (III) можно получить из 20 г технического дихромата аммония, содержащего 5 % посторонних примесей?
3. Приведите орбитальную диаграмму и электронную формулу атома марганца. Какие валентные возможности и степени окисления проявляет марганец в соединениях? Напишите формулы оксидов, гидроксидов, кислот, солей марганца. Какими свойствами обладает оксид марганца (ll) и оксид марганца (Vll)?. Напишите уравнения реакций, подтверждающие эти свойства.
Задача. Найти массу осадка, образовавшегося при пропускании 2,8 л сероводорода ( н.у.) через избыток раствора сульфата меди (II).
4. В какой среде – кислой или щелочной – окислительные свойства KMnO4 проявляются в наибольшей степени и чем это объясняется? Приведите уравнения реакций (молекулярные, ионные и сокращенные молекулярно-ионные) взаимодействия KMnO4 с восстановителем в различных средах.
Задача. Сколько пирита нужно переработать для получения 1 т серной кислоты, если потери при переработке составляют 8 %?
5. Приведите орбитальную диаграмму и электронную формулу атома железа. Какие валентные возможности и степени окисления проявляет железо в соединениях? Приведите примеры формул оксидов, гидроксидов железа. Напишите уравнения реакций, характерных для оксидов и гидроксидов железа (II) и железа (III). Какими окислительно-восстановительными свойствами обладают соединения железа (II) и железа (III)?
Задача К 200 г 10%-ного раствора сульфата меди (II) прилили избыток гидроксида натрия. Выпавший осадок прокалили. Определите массу сухого остатка.
6.В какой форме хром (III) существует в кислом и щелочном растворах? Приведите уравнения реакций, иллюстрирующих кислотно-основные свойства гидроксида хрома (III).
ЗадачаПри растворении 12,9 г сплава меди и цинка в соляной кислоте получили 2,24 л водорода ( н.у.) . Вычислите массу и массовую долю меди в сплаве.
7. Какие степени окисления проявляет медь в своих соединениях? Соединения с какой степенью окисления меди наиболее устойчивы? Каковы физические и химические свойства оксида и гидроксида меди (II)? Способы получения оксида и гидроксида меди (II).
Задача 3 г оксида хрома (VI) растворили в 120 л воды. Определите массовую долю хромовой кислоты в полученном растворе.
8. Приведите электронную формулу и орбитальную диаграмму атома меди. Почему гидроксид меди (II), будучи нерастворим в воде, растворяется в концентрированном растворе гидроксида натрия и в водном растворе аммиака? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Почему растворы большинства солей меди (II) имеют сине-голубой цвет?
Задача. Технический цинк массой 1,32 г обработали избытком раствора серной кислоты. При этом выделилось 448 мл газа (н.у.) . Определите массовую долю цинка в техническом металле.
9. Кислородные соединения марганца. Получение, свойства. Составьте электронные и молекулярные уравнения реакций, подтверждающие окислительные свойства диоксида марганца и перманганата калия.
Задача Сколько литров (н.у.) газа выделится при действии избытка концентрированной соляной кислоты на 261 г чистого оксида марганца (IV) ?
10.В каком виде хром встречается в природе? Способы получения хрома. Физические и химические свойства хрома. Напишите уравнения реакций и назовите их продукты. Как взаимодействует хром с кислотами? Каковы окислительно-восстановительные свойства соединений хрома?
Задача. Сколько граммов соли можно получить при растворении 140 г железа в разбавленной серной кислоте?
Содержание
Оформление работы.
Рекомендуемая литература
Часть 1. Общая химия.
Раздел 1.Фундаментальные концепции химии
Законы и теории
Строение атома. Химическая связь
Периодическая система элементов
Раздел 2. Основные теории химических процессов
Энергетика химических реакций
Кинетика химических реакций. Химическое равновесие
Раздел 3. Растворы
Способы выражения состава раствора
Растворы неэлектролитов
Растворы электролитов
Ионное произведение воды. Водородный показатель рН
Гидролиз солей
Буферные растворы
Раздел 4. Окислительно-восстановительные реакции
Раздел 5. Комплексные соединения