Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции
Цель: Знать типы химических реакций и закономерности их протекания
Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
Назовите признаки, по которым классифицируют химические реакции.
На какие типы делятся химические реакции по:
- признаку изменения степеней окисления;
- знаку теплового эффекта;
- обратимости?
На какие типы делятся химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции?
Какие реакции называются реакциями соединения? Приведите примеры.
Какие реакции называются реакциями разложения? Приведите примеры. Какие реакции называются реакциями замещения? Приведите примеры.
Какие реакции называются реакциями обмена? Приведите примеры.
Какие реакции называются необратимыми? Приведите примеры.
Какие реакции называются обратимыми? Приведите примеры.
Литература:
1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2014.-256с.
2.Периодические издания.
3.Интернет-ресурсы.
Самостоятельная работа № 8.
Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения
Цель: знать определение гомогенных и гетерогенных, экзотермических и эндотермических реакций, тепловой эффект химических реакций
Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
Какие реакции называются:
- экзотермическими?
- эндотермическим?
Что называется тепловым эффектом реакции? В каких единицах он выражается?
Как называется раздел химии, в котором изучаются тепловые эффекты реакций?
Как называются уравнения реакций, в которых указывается величина теплового эффекта?
К каким количествам веществ относится тепловой эффект, указанный в термохимическом уравнении?
Какое вещество называют катализатором? Какое явление называют катализом? Приведите примеры каталитических реакций.
Как в вашей будущей профессии используется теплота, выделяющаяся при протекании экзотермических реакций?
Литература:
1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2014.-256с.
2.Периодические издания.
3.Интернет-ресурсы.
Самостоятельная работа №9.
Защита металлов от коррозии. Области применения металлов, сплавов
Цель: знать способы защиты металлов от коррозии, применение металлов и сплавов в своей специальности
Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
Какие существуют методы защиты металлов от коррозии?
В каких случаях применяют неметаллические и металлические защитные покрытия?
С какой целью применяют легирование металлов?
В чем заключается сущность электрохимической и химической защите металлов от коррозии?
В каких областях промышленности, связанной с вашей будущей профессиональной деятельностью применяют металлы и сплавы?
Литература:
1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2014.-256с.
2.Периодические издания.
3.Интернет-ресурсы.
Самостоятельная работа №10
Рождающие соли – галогены
Цель: Развитие интереса к предмету.
Форма самостоятельной деятельности: создание презентации по заявленной теме.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций.
Раздел 2 Органическая химия
Самостоятельная работа №11
Классификация органических веществ. Классификация реакций в органической химии
Цель: Знать классификацию органических веществ и реакций в органической химии
Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
Какие признаки положены в основу классификации органических соединений? Какую группу атомов называют функциональной? Какие функциональные группы вам известны? Напишите их формулы и назовите классы соединений, содержащих данные группы.
Назовите основные типы реакций в неорганической и органической химии. Найдите общие черты и различия этих классификаций.
Литература:
1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2014.-256с.
2.Периодические издания.
3.Интернет-ресурсы.
Самостоятельная работа №12
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина
Цель: Знать понятие о диенах, каучуках, резине и химических свойствах алкадиенов
Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
Что общего и в чем различия между реакциями присоединения с участием алкенов и диеновых углеводородов? Ответ подтвердите уравнениями химических реакций.
Как называются продукты полимеризации диенов с сопряженными связями?
Какие мономеры используются для производства синтетических каучуков? Каковы способы получения этих мономеров?
Какие типы каучуков и резин вы будете использовать в своей профессиональной деятельности? Назовите изделия из разных видов резин, с которыми вы сталкивались в процессе учебы.
Литература:
1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2014.-256с.
2.Периодические издания.
3.Интернет-ресурсы.
Самостоятельная работа №13
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты
Цель: Знать природные источники углеводородов
Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
Назовите основные продукты химической переработки природного газа и
укажите процессы, с помощью которых их получают. Напишите уравнения
реакций.
На каких свойствах нефти основана ее перегонка? Укажите продукты
ректификации нефти, области их применения.
Что такое крекинг? Какая химическая реакция лежит в основе этого процесса?
Какие виды крекинга различают?
Какой процесс называют коксованием каменного угля? Какие основные
продукты коксохимического производства и области использования?
Литература:
1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2014.-256с.
2.Периодические издания.
3.Интернет-ресурсы.
Экологические аспекты использования углеводородного сырья. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации. Углеводородное топливо, его виды и назначение. Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.
Цель: Развитие интереса к предмету.
Форма самостоятельной деятельности: создание презентации по заявленной теме.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций
Самостоятельная работа №14
Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой
Цель: Знать понятие высших карбоновых кислот
Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
Какие непредельные высшие карбоновые кислоты вы знаете?
Физические свойства высших карбоновых кислот.
В каких областях промышленности применяют высшие карбоновые кислоты?
Литература:
1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2014.-256с.
2.Периодические издания.
3.Интернет-ресурсы.
Самостоятельная работа №15
Углеводы
Цель: Знать понятие углеводов, их биологическую роль и применение
Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
Какие вещества называют углеводами? На какие группы они делятся? Какой
признак положен в основу этой классификации?
Назовите представителей моносахаридов. Сравните строение глюкозы и
фруктозы.
Какие вещества способны проявлять двойственную функцию?
Какие свойства глюкозы лежат в основе ее применения?
Сравните крахмал и целлюлозу по их происхождению, свойствам и значению
для растительного организма.
Литература:
1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2014.-256с.
2.Периодические издания.
3.Интернет-ресурсы.
Самостоятельная работа №16
Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика. Муравьиная кислота в природе, науке и производстве. История уксуса. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве. Жиры как продукт питания и химическое сырье. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Мыла: прошлое, настоящее, будущее. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки. Углеводы и их роль в живой природе. Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения. Развитие сахарной промышленности в России.
Цель: Развитие интереса к предмету.
Форма самостоятельной деятельности: создание презентации по заявленной теме.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций.
Самостоятельная работа №17
Белки.Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры
Цель: Знать структуры белковых молекул, химические свойства и биологические функции
Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
Что представляют собой белки? Дайте характеристику каждой из трех структур белковых молекул.
Охарактеризуйте биологическую роль белка.
Одним из свойств белка является его способность к пенообразованию. Приведите примеры использования этого свойства в пищевой промышленности и в домашних условиях.
Литература:
1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2014.-256с.
2.Периодические издания.
3.Интернет-ресурсы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2014.-256с.
2.Периодические издания.
3.Интернет-ресурсы.