Опыт 1. Реакция среды в растворах различных солей
В шесть пробирок до 1/5 их объема налейте дистиллированную воду и добавьте нейтральный раствор лакмуса. Одну пробирку оставьте в качестве контрольной, а во все остальные добавьте по одному микрошпателю кристаллов следующих солей: ацетата натрия, хлорида алюминия, карбоната натрия, ацетата аммония, хлорида калия. Растворы размешайте стеклянной палочкой. Полученные результаты внесите в таблицу 3.
Таблица 3.Определение реакции среды
Номер пробирки | Формула соли | Окраска раствора | Реакция среды | рН раствора |
Контроль | ||||
CH3COONa | ||||
AlCl3 | ||||
Na2CO3 | ||||
CH3COONH4 | ||||
KCl |
Объясните результаты опыта. Составьте уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Сделайте выводы.
Опыт 2. Необратимый (полный) гидролиз соли
В две пробирки внесите по 6 – 8 капель раствора хлорида алюминия. В одну пробирку добавьте такой же объем раствора сульфида аммония, в другую – раствора карбоната натрия. Что наблюдаете?
Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Опыт 3. Изучение факторов, влияющих на степень гидролиза
а) Влияние температуры
Налейте в пробирку 2 мл раствора ацетата натрия и добавьте каплю фенолфталеина. Наблюдаете ли окрашивание? Нагрейте раствор, держа пробирку высоко над пламенем спиртовки, медленно доводя до кипения. Что наблюдаете? Охладите раствор. Как меняется его окраска при этом?
Составьте уравнение реакции. Сделайте вывод.
б) Влияние разбавления
Поместите в пробирку 10 капель раствора хлорида сурьмы (III) и по каплям добавляйте дистиллированную воду до помутнения раствора: состав осадка SbOCl. Он образуется при обезвоживании основного хлорида Sb(OH)2Cl – первоначального продукта гидролиза. Составьте уравнение реакции гидролиза хлорида сурьмы (III) по двум первым ступеням.
Поместите каплю содержимого пробирки на синюю лакмусовую бумажку. Изменяется ли окраска индикатора? Почему? Сделайте вывод.
Опыт 4. Ионные реакции обмена
В две пробирки налейте по 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2 – 3 капли фенолфталеина. В первую пробирку прилейте 1 мл раствора соляной кислоты, а во вторую – 1 мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
В две пробирки налейте по 1 мл раствора карбоната натрия. В первую пробирку прилейте 1 мл раствора соляной кислоты, а во вторую – 1 мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
В две пробирки налейте по 1 мл раствора силиката калия. В первую пробирку прилейте 1 мл раствора соляной кислоты, а во вторую – 1 мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Вопросы
1. Каковы положения теории электролитической диссоциации?
2. Как количественно характеризуется процесс диссоциации? Какие бывают электролиты? Приведите примеры.
3. Составьте молекулярные уравнения, если сокращенные ионные уравнения выглядят так:
а) Ca2+ + CO32- = CaCO3,
б) Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2,
в) 3Cu2+ + 2PO43- = Cu3(PO4)2.
4. Что такое ионное произведение воды?
5. Что называют водородным показателем? Как его определяют?
6. Каково биологическое значение pH среды?
7. Что такое гидролиз вообще? Какое биологическое значение имеет этот процесс?
8. Составьте уравнение реакции гидролиза нитрата железа (III). Каким способом можно довести гидролиз соли до ее полного разложения?
9. Почему в таблице растворимости для некоторых солей значится прочерк?
10. В раствор какой соли нужно бросить гранулу цинка, чтобы выделился водород?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
НЕМЕТАЛЛЫ. СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ ГАЛОГЕНОВ И
ХАЛЬКОГЕНОВ
Цель: Изучить качественные реакции на галогенид – ионы и свободный йод. Познакомиться с лабораторными способами получения соляной, сернистой кислот и кислорода, свойствами серной кислоты.
Теоретические основы
Неметаллы располагаются в главных подгруппах групп: VIII (благородные газы); VII (галогены); VI (Халькогены); V (азот, фосфор, мышьяк); IV (углерод, кремний, германий); III (бор); I (водород).
Все простые вещества – неметаллы при обычных условиях находятся либо в газообразном состоянии в молекулярной форме или в атомарной (благородные газы), либо в твердом виде. Только бром при обычных условиях - жидкость.
Твердые неметаллы образуют либо огромные макромолекулы - кристаллы (C, Si и др.), либо относительно небольшие макромолекулы (B12, S8, P4). Связь между атомами ковалентная.
В периоде Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева с увеличением порядкового номера элемента энергия ионизации атома увеличивается, а радиус – уменьшается. В группе наблюдается обратная зависимость этих величин от порядкового номера элемента. Это обусловливает увеличение окислительной способности элементов в периоде слева направо, а в группе снизу вверх.
Наиболее сильными окислителями являются фтор и кислород, хлор и бром.
Преимущественно восстановительные свойства проявляют водород, бор, углерод, кремний, германий, фосфор, мышьяк и теллур.
Промежуточные окислительно-восстановительные свойства имеют азот, сера, йод.
Кислород и галогены могут образовывать ионные соединения, а бор, углерод, водород, азот и фосфор – преимущественно ковалентные соединения.
Благородные газы имеют мало соединений.
Практическая часть