Характеристика зачетной работы и инструкция по ее выполнению
На выполнение зачетной работы отводится 1,5 часа (90 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 10 заданий.
Часть 1 включает 5 заданий. К каждому заданию дается 4 варианта ответов, из которых один правильный. Номер выбранного ответа проставляется в матрице ответов в соответствующей клетке (1-5)
Часть 2 включает 3 расчетные задачи, решение которых следует оформить в экзаменационной работе, записать ответ и выбрать из четырех предложенных после каждой задачи. Номер выбранного ответа следует внести в соответствующую клетку (6-8) матрицы ответов.
Часть 3 содержит два теоретических вопроса, которые требуют полного развернутого письменного ответа, оформленного в зачетной работе.
Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны в билете. При выполнении работы Вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей ряда активности металлов, таблицей растворимости солей, кислот и оснований, калькулятором.
Демонстрационный вариант билета зачетной работы
Перед началом работы начертите таблицу
№ зад. | ||||||||
Индекс отв. |
Часть 1
1.Энтропия системы служит мерой...
1. устойчивости системы к распаду
2. тепловой энергии системы
3. неупорядоченности и бесструктурности системы
4. температуры системы
2. Для смещения равновесия в системе
CO(г) + Cl2(г) ↔ COCl2(г) , Δ H 0 < 0 , в сторону образования продуктов необходимо
1. понизить температуру и давление
2. повысить температуру и давление
3. понизить температуру и повысить давление
4. повысить температуру и понизить давление
3. По правилу --------: на твердой кристаллической поверхности адсорбента адсорбируются те ионы, которые входят в состав кристаллической решетки адсорбента
1. Фаянса
2. изоморфизма
3. Гендерсона-Гассельбаха
4. Менделеева-Клайперона
4. Комплексное соединение Ca [ Pt+4 (NO2)4 (Cl)2 ]имеет название
1. дихлоротетранитроплатинат (II) кальция
2. дихлоротетранитроплатинат (IV) кальция
3. дихлоротетранитратоплатинат (II) кальция
4. дихлоротетранитратоплатинат (IV) кальция
5. Щавелевой кислотой в кислой среде восстанавливается ион:
1) Сг3+ → Сг2+; | Е° = –0,51 В; |
2) А13+ → А1; | Е° = –1,66 В; |
3) Mn2+ → Mn; | E° = –1,19B; |
4) MnO4– → Mn2+; | Е° = +1,51 В. |
Часть 2
6. Рассчитайте молярную концентрацию эквивалента раствора пероксида водорода, содержащего 1,5 г Н2О2 в 250 см3 раствора. Какой объём раствора калия перманганата с концентрацией С (1/5 КMnO4) = 0,2 моль·дм-3 израсходуется на титрование 25 см3 этого раствора?
1. 4,8 моль·дм-3 ; 52 см3 2. 0,35 моль·дм-3; 43,8 см3
3. 0,56 моль·дм-3 ; 43 см3 4. 2,5 моль·дм-3; 10 см3
7. Вычислите ∆Н° реакции С6Н12О6 → 2С2Н5ОН + 2СО2,
если : ∆Н° сгорания (С6Н12О6) = -2815,8 кДж·моль-1
∆Н° сгорания (С2Н5ОН) = -1366,9 кДж·моль-1
∆Н° сгорания (СО2) = 0 кДж·моль-1
1. -82 кДж·моль-1 2.+82 кДж·моль-1
3. -164 кДж·моль-1 4.+164 кДж·моль-1
8. Как изменится потенциал марганцевого электрода, если активную концентрацию ионов Mn2+ в жидкой фазе электрода при 298 К повысить от 0,01 моль·дм-3 до 0,05 моль·дм-3?
Е0Mn2+/Mn = -1,18 В.
1. уменьшится на 0,042В
2. уменьшится на 0,021В
3. увеличиться на0,021В
4. увеличиться на 0,042В
Часть 3
9. Высокомолекулярные вещества (ВМВ). Классификация. Структура, форма макромолекул и типы связей между ними. Гибкость макромолекул.
10. Мицелла, её строение. Электрокинетический потенциал как фактор, определяющий поведение мицеллы. Для золя иодида серебра, полученного по реакции
AgNO3(изб.) + KI → AgI + KNO3
а) указать потенциалопределяющие ионы
б) указать противоионы
в) написать формулу мицеллы
г) привести пример ионов, вызывающих коагуляцию золя
Матрица ответов к демонстрационному варианту билета
№ зад. | ||||||||
Индекс ответа |
Выполнение заданий билета оценивается следующей суммой баллов
Часть | № задания | балл оценки | Итого |
I | 1 – 5 | по 1 баллу | 5 баллов |
II | 6 баллов 6 баллов 5 баллов | 17 баллов | |
III | 4 балла 4 балла | 8 баллов | |
Итого максимально: 30 баллов (100%) |
Таблица перевода набранной суммы баллов
в пятибалльную систему оценки зачетной работы
Оценка | Итого (сумма баллов) |
«5» (отлично) | 25 – 30 (83-100%) |
«4» (хорошо) | 19 – 24 (63-82%) |
«3» (удовлетворительно) | 12– 18 (40-62%) |
«2» (неудовлетворительно) | менее 12 (менее 40%) |
Заключение
Важнейшими факторами реализации современных требований к химическому образованию медиков и качественному овладению предметом общей химии являются обновление его содержания и современная организация процесса его усвоения. Наиболее рациональный путь достижения этих требований - не расширение объема и углубления содержания, а более обоснованный отбор учебного материала, улучшение его организации и методики преподавания в рамках сокращающихся часов, не удлинение сроков обучения, а изменение методических подходов к его изучению, активизация и интенсификация учебного процесса, познавательной деятельности и самостоятельной работы студентов.
Курс общей химии в медицинском вузе выполняет целый ряд задач:
- фундаментальная общехимическая подготовка студентов, формирование у них химической картины природы в общем контексте естествознания и медицины в частности;
- развитие у студентов логики и интеллектуальных умений для дальнейшего освоения фундаментальных теоретических и клинических специальных дисциплин, в частности умение прогнозировать основные физические и химические свойства веществ, а также возможность протекания биохимических процессов;
- осознание студентами значимости химических знаний и умений во всей их последующей профессиональной медицинской деятельности.
Учебное пособие дисциплины «Химия» позволяет студентам решать данные задачи и активизирует их самостоятельную работу при подготовке к занятиям.
Содержание всех компонентов структуры пособия позволит студентам – первокурсникам закрепить пройденный программный материал и будет способствовать его более глубокому и прочному усвоению, что очень важно для будущего врача, поскольку химия входит в число наук, составляющих фундамент современной медицины.
Глоссарий
АВОГАДРО ЧИСЛО ( постоянная Авогадро): NA = 6,02.1023 ед./ моль.
АДСОРБЦИЯ - концентрирование какого-либо вещества на поверхности раздела фаз. Например, концентрирование молекул газа (адсорбата) на твердой поверхности (адсорбенте). Адсорбция может быть результатом действия только физических сил между частицами вещества, но может сопровождаться и химическим взаимодействием адсорбата с адсорбентом (хемосорбция).
АКЦЕПТОРНЫЕ (ЭЛЕКТРОНОАКЦЕПТОРНЫЕ) СВОЙСТВА - способность атомов элемента притягивать (удерживать) электроны. Количественной мерой акцепторных свойств атомов, образующих химическую связь, является их электроотрицательность.
АЛЛОТРОПИЯ - явление существования химического элемента в виде двух или нескольких простых веществ, различных по строению и свойствам.
АМФОТЕРНОСТЬ - способность некоторых химических соединений проявлять как кислотные так и основные свойства в зависимости от характера веществ, которые с ними реагируют.
АМФОЛИТЫ – протолиты, способные проявлять свойства как доноров, так и акцепторов Н+ в реакциях кислотно-основного характера.
АНИОНЫ - отрицательно заряженные ионы.
АНОД - электрод, на котором происходит окисление.
АТОМ - наименьшая частица химического элемента, являющаяся носителем его свойств.
БУФЕРНЫЕ СИСТЕМЫ - системы, состоящие из двух сопряженных компонентов, способных до определенного предела противодействовать изменению рН среды при добавлении к ним небольших количеств кислоты и щелочи, а также при разбавлении раствора или концентрировании.
БУФЕРНАЯ ЕМКОСТЬ - величина, характеризующая способность буферной системы противодействовать смещению реакции среды при добавлении кислот или щелочей (B).
ВАЛЕНТНОСТЬ - число электронных пар, с помощью которых атом данного элемента связан с другими атомами.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ (вещества) – процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом.
ВОССТАНОВИТЕЛЬ - вещество, способное отдавать электроны другому веществу (окислителю).
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ ВЕЩЕСТВА (полимеры) – это вещества с молекулярной массой от десяти тысяч до нескольких миллионов единиц.
ГАЗОВАЯ ПОСТОЯННАЯ (R) - 8,314 Дж · моль-1·К –1
ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ - система из двух электродов, которые находятся в средах с проводимостью по соответствующим ионам.
ГЕТЕРОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ - химические реакции между веществами, находящимися в разных фазах (разных агрегатных состояниях вещества).
ГОМОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ - химические реакции, протекающие в однородной фазе.
ДИСПЕРСНАЯ СИСТЕМА - система, в которой одно вещество в более или менее раздробленном (дисперсном) состоянии равномерно распределено в массе другого вещества.
ДИФФУЗИЯ - (от латинского diffusio – распространение) – самопроизвольное выравнивание концентрации веществ в смеси, обусловленное тепловым движением молекул.
ДОНОРНЫЕ (ЭЛЕКТРОНОДОНОРНЫЕ) СВОЙСТВА - способность атомов элемента отдавать свои электроны другим атомам.
ЗАКОН АВОГАДРО. Равные объемы любых газов (при одинаковых температуре и давлении) содержат равное число молекул. 1 МОЛЬ любого газа при нормальных условиях занимает объем 22,4 л.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ. Масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции.
ЗАКОН ЭКВИВАЛЕНТОВ.В момент эквивалентности химической реакции число эквивалентов титранта и анализируемого вещества равны
ЗАРЯД ЯДРА - положительный заряд атомного ядра, равный числу протонов в ядре данного элемента. Порядковый номер химического элемента в Периодической системе Д.И.Менделеева равняется заряду ядра атома этого элемента.
ИЗОТОПЫ - атомные разновидности одного и того же элемента. Изотопы состоят из атомов с одинаковым зарядом ядра(то есть с одинаковым числом протонов), но с разными относительными атомными массами (то есть с разным числом нейтронов в ядре).
ИНГИБИТОРЫ - вещества, снижающие скорость химической реакции.
ИНДИКАТОРЫ (кислотно-основные) – слабые органические кислоты или основания сложного строения, молекулярная и ионная форма которых имеет разную окраску.
ИНИЦИАТОРЫ - вещества, добавление которых к реагентам в ряде случаев необходимо для возбуждения химической реакции, которая далее происходит без посторонней помощи. Инициаторы расходуются в ходе реакции, поэтому их не надо путать с катализаторами.
ИОННАЯ СВЯЗЬ - предельный случай гетерополярной связи. Связь между двумя атомами считается ионной, если разница электроотрицательностей этих атомов больше или равняется 2,1.
ИОНЫ - отрицательно или положительно заряженные частицы, образующиеся при присоединении или отдаче электронов атомами элементов (или группами атомов).
ИЮПАК (IUPAC) - Международный союз теоретической (чистой) и прикладной химии (International Union of Pure and Applied Chemistry). Организация, созданная в 1919 году. Входит в Международный совет научных союзов. Координирует исследования, требующие международного согласования, контроля и стандартизации, рекомендует и утверждает химическую терминологию.
КАТАЛИЗАТОРЫ - вещества, способные ускорять химические реакции, сами оставаясь при этом неизменными.
КАТИОНЫ - положительно заряженные ионы.
КАТОД -электрод, на котором происходит восстановление.
КИСЛОТА – это электролит, в водном растворе которого в качестве катионов присутствуют только ионы Н +
КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ - связывание атомов с помощью общих (поделенных между ними) электронных пар. Неполярная ковалентная связь образуется между атомами одного вида. Полярная ковалентная связь существует между двумя атомами в том случае, если их электроотрицательности не одинаковы.
КОНЦЕНТРАЦИЯ - относительное количество какого-либо вещества в растворе.
КОЛЛИГАТИВНЫЕ СВОЙСТВА - свойства раствора, зависящие только от числа частиц растворённого вещества.
КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ– наука, изучающая физико-химические свойства гетерогенных высокодисперсных систем в твердом состоянии и в растворах
КРИСТАЛЛОГИДРАТЫ - кристаллические гидраты (соединения вещества с водой), имеющие постоянный состав. Выделяются из растворов многих веществ, особенно солей.
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ - химическая связь в кристалле между положительно заряженными ионами металла посредством свободно перемещающихся (по всему объему кристалла) электронов с внешних оболочек атомов металла.
МОЛЕКУЛА - наименьшая частица какого-либо вещества, определяющая его химические свойства и способная к самостоятельному существованию. Молекулы состоят из атомов.
МОЛЬ - количество вещества, равное 6,022.1023 структурных единиц данного вещества: молекул (если вещество состоит из молекул), атомов (если это атомарное вещество), ионов (если вещество является ионным соединением). Число 6,022.1023 называется постоянной Авогадро или числом Авогадро.
МОЛЯРНАЯ МАССА - масса вещества, взятого в количестве 1 моль(размерность г/моль). МОЛЯРНОСТЬ (раствора) - концентрация раствора, выраженная в молях растворенного вещества на 1 литр раствора. Обозначается буквой М. Например, 1М NaOH - это раствор NaOH с концентрацией 1 моль/л.
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ – реакция взаимодействия кислот и оснований, с образованием водного раствора соли.
НОРМАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ (н.у.) называют температуру 0 оС (273 K) и давление 1 атм (760 мм ртутного столба или 101 325 Па).
ОКИСЛЕНИЕ (вещества) – процесс отдачи электронов атомом, молекулой или ионом. ОКИСЛИТЕЛЬ - вещество, принимающее электроны в данной химической реакции. ОКСИДЫ - сложные вещества, состоящее из атомов двух элементов, один из которых – кислород в степени окисления (-2).
ОСНОВАНИЕ - сложное вещество, в котором атом (или атомы) металла связаны с гидрокси-группами (ОН-группами). В растворах оснований в качестве анионов присутствуют только гидроксид-анионы ОН-
РАСТВОРИМОСТЬ - способность вещества растворяться в том или ином растворителе. Мерой растворимости вещества при данных условиях является его содержание в насыщенном растворе.
РАСТВОР НАСЫЩЕННЫЙ – раствор предельной концентрации, в котором данное вещество при данной температуре уже больше не растворяется. Насыщенный раствор находится в динамическом равновесии с нерастворившимся веществом.
РАСТВОРЫ - физико-химические однородные смеси переменного состава, состоящие из двух или нескольких веществ и продуктов их взаимодействия.
РЕАГЕНТЫ - исходные вещества в химической реакции. Формулы реагентов записываются всегда в левой части уравнения химической реакции.
СОЛИ - сложные вещества, в которых атомы металла (или NН4 + )связаны с кислотными остатками.
СОЛЬВАТАЦИЯ - образование химических связей с растворяемого вещества с растворителем (solvent растворитель). Для водных растворов процесс называют гидратацией (hydro вода).
СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ-условный заря, возникающий на атоме в соединении с учетом полярности химической связи.
ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ РЕАКЦИИ - теплота, выделенная или поглощенная при протекании химической реакции. Обычно обозначается символами Q или ΔН. При постоянном давлении ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ РЕАКЦИИ (Q) равен изменению ЭНТАЛЬПИИ (ΔH).
ТИТРОВАНИЕ - процесс постепенного добавления титранта к анализируемому веществу.
происходит. Химические явления называют иначе химическими реакциями.
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ - распад вещества на ионы в расплаве или в результате химического взаимодействия с растворителем в растворе.
Ответы на тестовые задания