Цель урока: изучение представленных образцов меда и продуктов пчеловодства.
Задачи урока:
Обучающая:
В результате урока ученики:
- познакомятся с продуктами пчеловодства;
- узнают состав натурального меда;
- научатся выполнять экспресс-анализ качества меда в домашних условиях.
Развивающая:
Ученики должны:
- уметь обрабатывать и анализировать экспериментальные данные;
- делать выводы о натуральности меда;
- выяснить взаимосвязь между диастазным числом и качеством меда.
Воспитывающая:
- учащиеся развивают свои коммуникативные умения в ходе парной и коллективной работы; убеждаются в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире; в ходе выполнения практической работы осознают обязательность точного выполнения инструкций для получения результата.
Технология критического мышления.
Методы обучения: поисковый.
Тип урока: семинар.
Форма занятия:
- Беседа, практическая групповая работы и индивидуальный лабораторный опыт.
Оборудование:
- Ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
- Химическое оборудование и реактивы: пробирки, стаканчики пустые и с дистиллированной водой, палочки, раствор йода, 5-10 % раствор нитрата серебра (ляпис), раствор уксуса или соляной кислоты, фильтровальная бумага.
- Памятки покупателю меда (приложение 1).
- Образцы разных видов цветочного меда; а также продуктов пчеловодства: перга, маточное молочко, забрус, подмор, цветочная пыльца, воск, мумие; прополис. Обязательно наличие 2-3 магазинных экземпляров.
Хронометраж занятия:
- Организационный этап – 1 мин.
- Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала. Активация опорных знаний и умений – 7 мин.
- Усвоение новых знаний и способов действий – 12 мин.
- Экспериментальная часть – 20 мин.
- Подведение итогов лабораторной работы -1 мин.
- Самопроверка знаний – 3 мин.
- Подведение итогов занятия и домашнее задание – 2 мин.
Содержание занятия:
Ход занятия | Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников |
1. Организационный этап Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку. | Подготовить учащихся к работе | Готовность класса к работе |
2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала. Активация опорных знаний и умений. На интерактивной доске – тема урока«Золотистого меда струя из бутылки текла…» Задача урока: выяснить, что такое мед. Как отличить натуральный мед от фальсифицированного. В ходе урока мы также познакомимся с продуктами пчеловодства. Затем на практике определим натуральность купленного на рынке меда. | Обеспечить мотивацию и принятие учащимися задачи урока. С этой целью учитель читает отрывок из стихотворения О. Мандельштама Золотистого меда струя из бутылки текла Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела: Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла, Мы совсем не скучаем,— и через плечо поглядела /1/. | Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы урока. |
Вспомним: 1) какие ассоциации у вас возникают при слове «мед»? 2) какие свойства меда были перечислены в стихотворном отрывке? 3) какие продукты пчеловодства известны; 4) перечислите свойства меда; 5) бывает ли мед: а) фальсифицированным; б) искусственным? | На предварительном этапе подготовке к занятию учитель просит принести из дома небольшое количество меда. | Из личного жизненного опыта ученики предлагают свои варианты ответа на заданные вопросы. |
Мини-сценка:Торговка медом предлагает свою продукцию и приглашает всех желающих отведать медку. | Предлагает попробовать и оценить «выставочные экземпляры». | Некоторые учащиеся могут вспомнить, что натуральный мед «першит в горле». По результатам пробы учащиеся убеждаются в справедливости своих высказываний: мед обладает запахом, цветом, першит в горле. |
3 Усвоение новых знаний и способов действий. Обратимся к понятию «мед». Мёд пчелиный – продукт, представляющий собой частично переваренный в зобе медоносной пчелы(Apismellifera) нектар. Мед содержит 13-22 % воды, 75-80 % углеводов (глюкоза, фруктоза, сахароза), витамины В1, В2, В6, Е, К, С провитамин А-каротин, фолиевую кислоту. Многие люди предпочитают мед другим подсластителям из-за его вкуса и аромата. /2/. Далее идет презентация «Мед и продукты пчеловодства». (Текст к презентации представлен в приложении 2) | Обеспечить осмысленное восприятие знаний. | Активные действия учащихся с объектом изучения. В ходе беседы учащиеся приходят к выводу о том, что мед – сложный пищевой продукт; о многообразии продуктов пчеловодства. (Многие образцы представляются только в презентации на картинке.) |
4. Экспериментальная часть. Мёд – сложный пищевой продукт, углеводная часть которого представляет собой смесь продуктов гидролиза сахарозы и саму сахарозу. Зрелый продукт должен содержать фруктозу и глюкозу. Поддельный мёд содержит крахмал, муку, мел, сахар и ряд других веществ. Задача практической части нашего занятия – выявить качественный состав образца меда, приобретенного на рынке и в магазине. (Работа выполняется по инструкции, текст которой представлен в приложении 3.) Сравнить рыночный образец можно с продукцией из магазина. Для проведения всех реакций по исследованию качественного состава исследуемого образца готовят раствор меда, добавив к нему равный объем дистиллированной воды. Готовый раствор перемешивают. Затем работу выполняют только с раствором. Результаты исследований заносят в таблицу (приложение 4). | Проводит инструктаж по технике безопасного эксперимента. Формирует группы для работы с «рыночными» и 1 магазинным образцами. | Формирование исследовательских умений – выполняют эксперимент по определению качества меда. |
5. Подведение итогов лабораторной работы. Приводим в порядок рабочие места. Обсуждаем выводы, к которым пришли, выполняя эксперимент. | Скорректировать самостоятельно сделанные учащимися выводы. | По окончании работы учащиеся делают вывод о натуральности меда (вывод заносят в таблицу, прил. 3). |
6. Самопроверка знаний. На столах учащихся опросник из 5 вопросов, на которые требуется дать ответ (приложение 5). Двух учащихся я попрошу прочитать магазинную этикетку на баночке с медом. Ребята, ваша задача заключается в том, чтобы определить «правильная» ли этикетка наклеена на продукт. | Оценить правильность и осознанность усвоения материала, выявить неверные представления. Выдает образцы баночек меда из магазина. | С помощью теста проходят первичную проверку знаний. Сравнивают с эталонами ответов(на доске). Учащиеся читают этикетку на продукте, делают заключение о формулировках и наличии информации о диастазном числе. |
7. Подведение итогов занятия. Итак, ребята, сегодня мы познакомились продуктами пчеловодства. Узнали из каких основных компонентов состоит мед. Научились выполнять экспресс-анализ меда в домашних условиях. Выяснили, что такое диастазное число и как оно влияет на качество меда | Констатация достижения поставленных целей. | |
8. Домашнее задание. Сообщение (или презентация, видеоролик) «Как пчелы делают мёд», «Как определить натуральность меда». Домашний эксперимент: приготовление искусственного меда (приложение 6) /9/. По окончании урока все желающие получают «Памятку покупателю меда». | Отчет о проделанной работе |
Приложение 1.
Памятка покупателю меда.
Как быстро отличить подделку? В чашку некрепкого теплого чая добавьте немного того, что вы купили под видом меда. Если вас не обманули, чай потемнеет, но на дне не образуется осадок.
Со временем мед темнеет и густеет – верный признак хорошего качественного и зрелого меда. Если мед густеет наполовину (расслаивается) – мед незрелый, долго хранить нельзя.
Где хранить мед.
1. Нельзя хранить мед в холодильнике.
2. Металлическая посуда разрушается под действием меда и продукты разложения загрязняют мед. Хранить надо в стеклянной, деревянной глиняной, фарфоровой, керамической посуде.
Приложение 2.
«Мед и продукты пчеловодства»
Работа по презентации:
1 слайд «Золотистого меда струя из бутылки текла…»учитель подготовливает учащихся к работе.
2 слайд «Мед в литературе» (слайд открыть после работы учащихся). Учитель просит вспомнить пословицы и поговорки, связанные с темой нашей беседы – с медом. Кроме текста самой пословицы вам надо объяснить смысл каждой пословицы, а также в связи с каким контекстом она встречается (При затруднениях учащихся учитель помогает им). Учащиеся вспоминают различные устойчивые выражения, так или иначе связанные с медом. Затем открывается слайд с текстом: как муха на мёд / как мухи на мёд; ложка дёгтю в бочке мёда; мёдом намазано; твоими бы устами да мёд пить; чтоб служба мёдом не казалась; я там был, мёд-пиво пил (по усам текло, в рот не попало).
3 Слайд «Продукты пчеловодства».Учитель демонстрирует образцы продуктов пчеловодства (при отсутствии какого-либо образца - демонстрации картинки). Учащиеся слушают и выполняют записи в тетради.
Слово«прополис»происходит от греческого «propolis» - замазывать, заделывать. Действительно, другое название прополиса - пчелиный клей: именно им пчелы заклеивают щели, скрепляют соты и изолируют в улье посторонние предметы. Это смолистое клейкое, чаще всего сильно и приятно пахнущее вещество, жгуче-горькое на вкус. В теплую погоду оно пластичное и мягкое, в холодную - твердое и хрупкое. При нагревании до 64-69 °C переходит в текучее состояние.
Пчелиный Яд (Апитоксин, от "Apis" - пчела и "toxin" - яд (греческое)) -бесцветная жидкость с запахом, близким запаху меда, и жгучим горьким вкусом. Пчелиный яд это целый комплекс минеральных веществ, аминокислот и белков.
Пчелиный подмор-это погибшие пчелы. Максимум погибших пчел на пасеке бывает во время весенней ревизии пчелиных семей, обычно тогда его и заготавливают впрок. Использовать в лечении стоит только хорошо сохранившийся подмор - сухой и не пахнущий.
Воск (пчелиный воск)вырабатывается восковыми железами рабочих пчел и выделяется через мельчайшее отверстие восковых зеркалец наружу, где и затвердевает в виде прозрачных белых пластинок. На восковых зеркальцах пчелы сразу выделяется около 1,5 мг воска. На постройку одного сота пчелы расходуют примерно 140 г воска. Свежеотстроенные соты имеют белый цвет с несколько кремовым оттенком и содержит почти 100% воска. В более старых желтых сотах имеется около 75% воска, а в коричневых – до 60%.
Споры о происхождении мумиёне утихают до сих пор.По одной из версий мумиё - продукт жизнедеятельности диких пчел. Хотя это и не подтверждено, впрочем как и другие гипотезы. Мумие способствует заживлению переломов костей, язвы и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, колитов, тромбофлебитов, гастритов, парадонтозов, радикулитов, невритов, невралгий, для лечения кожных заболеваний, улучшает иммунитет.
Цветочная пыльца –это порошкообразное субстанция, образуемая пыльцовыми зернами или, так называемыми, мужскими элементами – гаметофитами, цветков растений.
Маточное молочко –высококачественное питательное вещество, которое производится глоточными железами молодых рабочих пчел. Маточное молочко необходимо для питания личинки, которая в последующем должна развиться в матку. Употребляя это вещество, личинка быстро растет и начинает откладывать яйца.
Забрус -это срезанные крышечки запечатанных сотов. Запечатывая соты, пчелы используют вещество, в которое входят секрет восковых и слюнных желез пчел, прополис и цветочная пыльца.
Мед,наиболее известный из продуктов пчеловодства. Еще с давних времен в медицине применялись мед и другие продукты деятельности пчел. Различные исторические факты указывают на то, что человек со времен своего появления на земле знал, что медоносные пчелы – это отменные природные изготовители лекарств, фармацевты.
Учитель. Друзья, а вы знаете КАК пчелы делают мед? Если учащиеся отвечают - отлично, если нет – предлагаем демонстрацию ролика «Как пчелы делают мед» /5/.
Ребята, как вы думаете, из каких компонентов состоит мед? После различных предположений учащихся демонстрируем слайд «Состав меда».
Кроме того мед натуральный обязательно имеет определенное диастазное число.
Диастазное число – это основной показатель натуральности и зрелости мёда. Чем выше этот показатель, тем лучше мёд. Определяется диастазное число только в лаборатории.
Диастаза (амилаза) – фермент, способствующий разложению крахмала.По величине диастазного числа судят о биологической активности меда как лечебного продукта, способствующего обменным процессам в организме. Со временем диастазное число уменьшается, ухудшаются органолептические показатели меда. Диастазное число в РФ определяется по ГОСТ 19792-2001 «Мед натуральный», ГОСТ Р 52451 «Меды монофлорные».
Итак, мы с вами познакомились с продуктами пчеловодства, узнали как пчелы делают мед, выяснили примерный состав меда и параметры натурального мемда. Давайте теперь поговорим, о том как выбрать мед в магазине и на рынке. На что нужно обращать внимание при покупке этого продукта в магазине.
Проанализировав разные этикетки, учащиеся приходят к выводу о том что на этикетке обязательно присутствуют следующие параметры:
1. Название продукта и из какого сырья мед сделан; 2. Полный юридический адрес производителя: населенный пункт, улица, дом, телефон, электронный адрес; 3. Указана пищевая и энергетическая ценность продукта; 3. Дата изготовления и указание гарантии качества продукции; 4. Условия хранения; 5. Натуральность меда регламентируется ГОСТ 19792-2001 «Мед натуральный», ГОСТ Р 52451 «Меды монофлорные». В этом случае производитель гарантирует, что указанный продукт имеет определенное диастазное число, а значит соблюдены ВСЕ условия переработки меда и гарантируется сохранность продукта в течение всего указанного на этикетке срока.
Приложение 3.