Вещества непищевого назначения (4 ч)
Синтетические моющие средства. Мыло. Виды мыла. Назначение мыла разных сортов. Моющая способность мыла в жесткой воде.
Красители и колеры. Пигменты. Классификация красителей. Назначение. Состав. Флуоресценция. Краски разных времен.
Основные компоненты школьного мела. Цветные мелки. Мрамор. Известняк. Применение мрамора и известняка в строительстве.
Золото в природе. Добыча золота. Меры чистоты золота. Проба. Золото сусальное. Самоварное золото. Свойства золота. Амальгамация. Применение золота.
Основные термины: мыло, СМС, краситель, колер, пигмент, флуоресценция, проба, золото сусальное, самоварное золото, амальгамация.
Учащиеся должны знать: состав мыла и СМС, причины жесткости воды и способы умягчения воды; различие между терминами краситель, колер и пигмент, флуоресценция; основные компоненты школьного мела; формулы мела, мрамора, известняка; отличие настоящего золота и самоварного.
Учащиеся должны уметь: получать мыло, умягчать воду, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению; готовить простейшие краски (светящиеся, цветные краски на основе водоэмульсионной краски), подбирать колер по шкале; определять по внешнему виду природные соединения известняка: мрамор, известняк, мел; определять пробу на изделии из золота.
Демонстрации: образцы мыла (жидкого и твердого разных сортов), лаков, красок, мелков, разноцветного мрамора, известняка, изделий из золота (ювелирных, посуды с золотым ободком).
Практические занятия: получение мыла, подбор ткани по показаниям рН мыльного раствора СМС; приготовление люминисцентной краски; опыты с «золотом»: взаимодействие нитрата свинца с иодидом калия, получение «золотого ножа»: взаимодействие насыщенного раствора медного купороса с железным ножом; исследование «золотого ободка» на разбитой тарелке; получение серебра по реакции замещения.
V. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ (5 ч)
Перекись водорода. Пергидроль. Гидроперит. История открытия. Свойства. Применение в медицине (кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство) и быту (пятновыводитель, средство для растений, консервант и т.д.).
Перманганат калия. История открытия. Физические свойства. Окислительные свойства. Применение растворов перманганата калия в химии и медицине. Прекурсор. Правила хранения. Меры первой помощи при отравлении сильно концентрированным раствором перманганата калия.
Йод. История открытия. Физические и химические свойства. Применение. Йод – окислитель. Удаление пятен йода с одежды. Йод – реагент на крахмал (качественная реакция на крахмал).
Нашатырный спирт и нашатырь. Физические свойства. Физиологическое действие. Применение в медицине и быту. Правила хранения. Меры первой помощи при отравлении сильно концентрированным раствором нашатырного спирта.
Активированный уголь. История открытия. Физические свойства. Адсорбция. Десорбция. Применение адсорбции. Разные адсорбенты.
Основные термины: перекись водорода, гидроперит, пергидроль, консервант, прекурсор, качественная реакция на крахмал, нашатырный спирт и нашатырь, активированный уголь, адсорбция, десорбция.
Учащиеся должны знать: свойства, применение и правила использования в домашних условиях йодной настойки, перекиси водорода, перманганата калия, активированного угля и нашатырного спирта, правил их хранения; прекурсор; отличие нашатырного спирта и нашатыря, меры оказания первой доврачебной помощи при отравлении лекарственными веществами, качественная реакция на крахмал, адсорбция и десорбция.
Учащиеся должны уметь: применять лекарственные формы, исходя из знаний об их свойствах, производить расчеты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации, оказывать первую доврачебную помощь при отравлении.
Демонстрации: разложение пероксида водорода (Н2О2 – окислитель и восстановитель; растворение йода в воде и спирте, взаимодействие йода с алюминием; качественная реакция на крахмал; обесцвечивание раствора перманганата калия и раствора йода активированным углем, адсорбция ионов свинца углем.
VI. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ (2 ч)
Спирт. Разные названия спирта: пищевой, медицинский, денатурат и т.д. Метанол и этанол. Физические свойства. Влияние алкоголя на организм человека. Применение спирта в медицине, быту и в промышленности.
Табак. Происхождение табака. Компоненты табачного дыма. Влияние никотина на различные органы человека. Заболевания курильщиков. Способы борьбы с курением. Федеральный закон об ограничении курения табака №87 от 10.07.2001 г.
Основные термины: спирт, табак.
Учащиеся должны знать: влияние никотина и алкоголя на здоровье подростка, заболевания курильщиков, алкоголизм, способы борьбы с курением, включая ФЗ №87 от 10.07.2001 г.
VII. ПРЕДМЕТЫ (5 ч)
Свеча. Виды свечей.Технология изготовления (парафиновые, восковые, гелевые, глицериновые). Применение (источник освещения, декоративный элемент, праздники, измерение времени, медицинские, зажигания). Свечи в религии и искусстве. Свеча как символ.
Зеркало. История открытия. Применение (в быту, в качестве рефлектора, в научных приборах, в военном деле, реакция серебряного зеркала). Зеркала в фольклоре, поверьях, мифах и художественных произведениях, песнях.
Чернила. Требования, предъявляемые к чернилам. Состав чернил. Типы чернил и их классификация. Тайнопись. Стеганография. Симпатические (невидимые) чернила. Химический карандаш.
Спички. История открытия. Виды спичек. Производство спичек в России. Изготовление. Упаковка. Применение. Спички в культуре и искусстве.
Основные термины: свеча, зеркало, чернила, тайнопись, стеганография, симпатические чернила, спички.
Учащиеся должны знать: свойства, применение и правила использования в домашних условиях свечи, чернил, спичек, зеркал; иметь представление об изготовлении зеркал.
Учащиеся должны уметь: отличать свечи (восковые и стеариновые), спички, чернила разного вида, оставлять и расшифровывать простые тайные послания; пользоваться спичками.
Демонстрации:свечи, чернила разных видов, ручка с симпатическими чернилами, химический карандаш, реакция серебряного зеркала.
Практические занятия: изготовление симпатических чернил; изучение строения пламени.
VIII. Учебная экскурсия (химический факультет ЮФУ / аптека / завод «Балтика» / завод «Эмпилс») (1 ч)
IX. ЗАЩИТА ПРОЕКТА: «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИЩЕВОЙ/ НЕПИЩЕВОЙ ПРОДУКТ» (2 Ч)
Учебное планирование
№ | Модуль | Количество часов |
| Введение. | |
| Техника безопасности. | |
| Утилизация бытовых веществ. | |
| «Очумелые ручки химиков» | |
| Вещества: -пищевого назначения -непищевого назначения | |
| Лекарственные препараты | |
| Вредные привычки | |
| Предметы. | |
| Учебная экскурсия | |
| Защита проекта. | 2 (1 ч резерв) |
ИТОГО: |
Учебно-тематическое планирование
№ | Модуль | Кол-во часов | Тема занятия | Планируемые результаты | Формы обучения | Образовательный продукт | |
Знать: | Уметь: | ||||||
Введение. | Занятие 1Введение | цели и задачи элективного курса | Ориентироваться в целях и задачах курса | Лекция с элементами беседы | Сообщения обучающихся | ||
Техника безопасности | Занятие 2 «Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать». | едкие и ядовитые вещества в быту, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи. | оказывать первую медицинскую помощь при острых отравлениях, ожогах, порезах. | Лекция с элементами беседы. Решение практических задач. Демонстрации 1: бытовые химикаты: стиральный порошок, средство для мытья окон, кальцинированная сода, пищевая сода, уксус и т.д. | Презентации/рефераты по теме: «Ошибки журналистов при обзоре техногенных (химических) катастроф». | ||
Утилизация веществ | Занятие 3 «Капли ртутисбежали из колбы стеклянной» | приборы, содержащие ртуть и методы их утилизации, демеркуризация, способы защиты окружающей среды от ртути. | оказывать первую помощь при отравлении ртутью. | Семинар по теме: «Ртуть. Пути утилизации». Решение практических задач. Пример задачи: Как известно, пары ртути ядовиты, работать с металлической ртутью опасно. ТБ требует для работы специального помещения, а также мощной вентиляции. На заводе возникла проблема наполнения ртутью партии электровакуумных приборов. Однако специального помещения нет. Предложите способ заполнения ртутью вакуумных приборов, который можно было бы осуществлять в неприспособленном помещении. Демонстрации 2: приборы, содержащие ртуть: ртутный термометр, манометр, барометр, энергосберегающая и люминесцентная лампа. | Доклады, сообщения по теме: «Биологическое значение ртути», «Безопасность зубной амальгамы», «Ртуть в искусстве» «Красная ртуть: миф или реальность?» | ||
Занятие 4 «Упаковочные материалы» | способы утилизации вторсырья, | упаковывать различные предметы. Читать знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации упаковки | Урок-конференция.Демонстрации 3: виды упаковок. ЛО 1,2: изготовление упаковки своими руками; чтение знаков экомаркировки. | Конспект урока, ответы на вопросы теста | |||
«Очумелые ручки химиков» | Занятие 5. «Дадим бутылкам (пластиковым) вторую жизнь!» Занятие 6 «Ода медицинскому шприцу!» | назначение химического оборудования. | изготавливать простейшее химическое оборудование (мерный цилиндр, пробирку, спиртовку, держатель для пробирки и т.д.) своими руками из пластиковой бутылки, шприца и т.д. | Занятия–практикумы. Практическая работа 1 и 2. «Простейшее химическое оборудование из вторсырья» | Поделки из вторсырья | ||
Вещества Вещества пищевого назначения: | Занятие 7. «Вода благоволила литься…» Л. Мартынов | строение молекулы воды причины аномалий воды | характеризовать аномалии воды, составлять синквейн по заданной теме. | Интегрированный урок. ЛО 3. Устранение жесткости воды в домашних условиях. Решение практических задач на содержание в воде разных примесей. Пример задачи: Предприятие подает на участок водоочистки сточную воду, содержащую 3,31 кг нитрата свинца (II). Осаждение Pb+2 ведут, добавляя к раствору 1,27 кг карбоната натрия. Определите, какой реагент и в каком количестве находится в избытке. | Решение проблемных задач. | ||
Занятие 8. «Я соль поваренную славлю!..» И. Хачатрян | свойства и применение поваренной соли; что такое и где применяется физраствор | применение соли | Семинар. Элементы урока-экскурсии. Решение расчетных задач на вычисление массовой и молярной концентрации растворенного вещества. Примеры задач: 1. Сколько грамм соли необходимо смешать с 450 г воды, чтобы получился 0,9 % р-р соли? 2. Смешали 0,4 г поваренной соли и 200 мл воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе и его молярную концентрацию. 3. Какие массы воды и медного купороса необходимо взять для приготовления 2 л раствора с молярной концентрацией соли 0,9 моль/л и плотностью 1,1 г/мл. | Презентации «Добыча соли», «Экскурсия по Величке» | |||
Занятие 9. «Раз прислал мне барин чая…» | состав и виды чая; как правильно заваривать чай; пользу и вред травяного чая. | готовить и пробовать чай | Урок применения знаний и умений. Демонстрации 4:разные сорта/виды чая. ЛО 4: приготовление и дегустация чая. | Издание электронной и бумажной газеты «О пользе чая», Презентация: «Как заваривать чай». «Чай в искусстве» | |||
Занятие 10. «…Словно как тающий сахарлежит…» Н. Некрасов | состав углеводов и их значение в питании человека | готовить инвертный сахар на водяной бане | Урок-дискуссия. ЛО 5: приготовление инвертного сахара. | Творческий отчет по теме: «Я выбираю… (сахар, подсласти-тели, сахарозамени-тели, стевию)». | |||
Занятие 11. «Золотистого медаструя из бутылки текла…» О. Мандельштам | отличие натурального и искусственного меда; виды меда, продукты пчеловодства; диастазное число | выбирать мед при покупке | Семинар. ЛО 6: приготовление искусственного меда | Сообщение «Как пчелы делают мёд». | |||
Занятие 12. «…Мои стихи, как уксус, много не попьешь…» | отличие между ледяной кислотой и уксусной эссенцией | распознавать бутылку с уксусной эсенцией на ощупь | Ролевая игра «Многоликая уксусная кислота». ЛО 7: приготовление раствора уксусной кислоты заданной концентрации из уксусной эссенции. | Конспект урока, Решение расчетных задач на вычисление массовой концентрации растворенного вещества. | |||
Занятие 13. «… Хватить бы содыот изжоги…» Б. Пастернак | отличие разных видов соды по составу | Применять соду по медицинским назначениям; решать расчетные задачи. | Семинар по решению расчетных и практических задач. Расчетные задачи: Расчеты, связанные с понятием «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Вычисление молярной концентрации раствора. | Решение проблемных задач. | |||
Занятие 14. «…Масло льем на сковородку И морковь туда же, Пассируем на виду…» | состав растительного масла; отличие маргарина от спрэда, состав и назначение олифы; | объяснять разницу между понятиями «спрэд» и «эрзац»; читать этикетку на продукте и определять соответствие ГОСТУ или ТУ на основании состава. | Комбинированный урок – семинар с элементами экскурсии. | Конспект урока. | |||
Занятие 15. Мы жуём жевачкудружно. А всегда ли это нужно? Польза будет или вред? Кто же даст нам всем ответ? | состав жвачки, пользу и вред от данного продукта | читать этикетку на продукте | Лекция с элементами беседы. | Конспект урока. Презентация по теме «Жевательная резинка: польза или вред?» | |||
Занятие 16. «В летний зной я в тень присел, там мороженое съел. Кушал его осторожно, так как простудиться можно…» С. Маршак | отличие ГОСТа и ТУ. | читать этикетку на продукте и определять соответствие ГОСТУ или ТУ на основании состава | Урок дискуссия. | Доклады и презентации обучающихся по теме «Вкусное, вредное и одновременно полезное». | |||
2. Вещества непищевого назначения | Занятие 17. «Да здравствует мылодушистое…!» К.И. Чуковский «Мойдодыр» | состав мыла и СМС, причины жесткости воды и способы умягчения воды | получать мыло, умягчать воду, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению | Комбинированный урок – семинар с включением ЛО. Демонстрации 5: образцы мыла (жидкого и твердого разных сортов) ЛО 8,9: получение мыла, подбор ткани по показаниям рН мыльного раствора СМС | Презентации/фильмы обучающихся: по теме: «Волшебство мыльного пузыря», Рекламный проект: «На что годны остатки мыла?» | ||
Занятие 18. «…Поспорили краски, какая важнее, какая художнику краска нужнее?» Л. Шкилева | различие между терминами краситель, колер и пигмент, флуоресценция. | готовить простейшие краски (светящиеся, цветные краски на основе водоэмульсионной краски), подбирать колер по шкале. | Семинар. Демонстрации 6: образцы лаков, красок. ЛО 10: приготовление люминесцентной краски | Конспект урока. | |||
Занятие 19. «…По формуле как ни смотри они не отличаются никак. Все те же кальций це о три как мел, мрамор, так и известняк…» Федоровский Поэма «О Минералах» | основные компоненты школьного мела; формулы мела, мрамора, известняка. | определять по внешнему виду природные соединения известняка: мрамор, известняк, мел. | Интегрированный урок. Демонстрации 7: образцы мелков, разноцветного мрамора, известняка. | Проект: «Самые известные памятники мира из известняка» | |||
Занятие 20. Мал золотник, да дорог (пословица) | отличие настоящего золота от самоварного. | определять пробу на изделии из золота. | Урок - соревнование Проведение викторины. | Ответы на вопросы викторины. | |||
Лекарственные препараты | Занятие 21. Ничто так не красит женщину, как перекись водорода (народная мудрость). | свойства, применение и правила использования в домашних условиях перекиси водорода | применять лекарственные формы, исходя из знаний об их свойствах, производить расчеты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации, оказывать первую доврачебную помощь при отравлении. | Лекция с элементами беседы. Демонстрации 8: разложение пероксида водорода (Н2О2 – окислитель и восстановитель. | Конспект занятия. | ||
Занятие 22. «Знают люди во всем мире КМnO4…» | свойства, применение и правила использования в домашних условиях перманганата калия, правил хранения; прекурсор; меры оказания первой доврачебной помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия. | применять лекарственные формы, исходя из знаний об их свойствах, готовить растворы разной концентрации, оказывать первую доврачебную помощь при отравлении. | Урок проверки и коррекции знаний и умений. Расчеты, связанные с понятием «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. | Решение расчетных задач на растворы. | |||
Занятие 23. Йод слегка, конечно, жжет, Но быстрее заживет Йодом смазанная ранка. В. Лунин | свойства, применение и правила использования в домашних условиях раствора йода правила хранения; качественная реакция на крахмал; антисептик. | применять лекарственные формы, исходя из знаний об их свойствах, оказывать первую доврачебную помощь при отравлении. | Урок обобщения и систематизации знаний. Демонстрации 9: Растворение йода в воде и спирте. Взаимодействие йода с алюминием. ЛО 11: Качественная реакция на крахмал. | Сообщения по теме: «Биологическая роль йода», «Новые возможности знакомого лекарства». | |||
Занятие 24. «Нашатырь» в хозяйстве пригодится – муравьи не будут досаждать…» Г. Малютина | свойства, применение и правила использования в домашних условиях нашатырного спирта меры оказания первой доврачебной помощи при отравлении концентрированным раствором нашатырного спирта. | разницу между понятиями «нашатырь» и «нашатырный спирт» применять лекарственные формы, исходя из знаний об их свойствах, готовить оказывать первую доврачебную помощь при отравлении. | Урок-соревнование. Урок проходит в виде игры «Брейн-ринг». | Рефераты по теме: «Нашатырный спирт. Есть ли альтернатива?» | |||
Занятие 25. «…Активированный уголь - чёрная пилюля…» Группа Манго-Манго | свойства, применение и правила использования в домашних условиях активированного угля, оказание первой доврачебной помощи при отравлениях. | применять лекарственные формы, исходя из знаний об их свойствах, оказывать первую доврачебную помощь при отравлении. | Лекция с элементами беседы. Демонстрации 10: обесцвечивание раствора перманганата калия и раствора йода активированным углем, адсорбция ионов свинца углем. | Презентация «Возможности активированного угля». | |||
Вредные привычки | Занятие 26. «Ярче солнце светит, веселей пейзаж когда в желудке плещется С2Н5ОН.» | влияние алкоголя на здоровье подростка, алкоголизм | производить критическую оценку последствий принятия алкоголя внутрь. | Урок – деловая игра. | 1 занятие темы: Презентация «Вредные привычки» 2 занятие: 1) создайте рекламу, популяризирующую здоровый образ жизни; 2) проанализируйте фильм (или фильмы), в которых герои курят. Всегда ли курение оправдано сюжетом фильма? Можно ли было заменить курение каким-либо другим действием? Каким? «Перепишите» сценарий этой сцены. | ||
Занятие 27. Говорила дочке мама: «Ты бы не курила!». Но табачная реклама Дочку задурила. А. Чураков | влияние никотина на здоровье подростка, заболевания курильщиков, способы борьбы с курением, включая ФЗ №87 от 10.07.2001 г. | производить критическую оценку последствий курения табака. | Урок – деловая игра. | ||||
Предметы | Занятие 29. «А свечи плачут для людей То тише плачут то сильней…» В.И. Смыкова | свойства, применение и правила использования в домашних условиях свечи, | От различать свечи (восковые и стеариновые), спички, чернила разного вида, оставлять и расшифровывать простые тайные послания; пользоваться спичками. | Урок-семинар. Демонстрации 11: свечи, разных видов. | Пословицы, стихи, поговорки, песни о свече. | ||
Занятие 30. Нет, отражают зеркала Не только наши лица,— И наши мысли и дела В них могут отразиться. Агния Барто | свойства, применение и правила использования в домашних условиях зеркала; иметь представление об изготовлении зеркал; значение зеркала в жизни человека. | ), анализировать виды зеркал | Интегрированный урок. Демонстрация 12: реакция серебряного зеркала. | Презентации «Зеркало». | |||
Занятие 31. "Давно повывелисьв миру чернильницыи нет лиловыхнавзрыдчернил."(А. Вознесенский, "Рукопись") | применение в домашних условиях чернил | ), различать чернила разного вида, писать и расшифровывать простые тайные послания. | Комбинированный урок – семинар с включением ЛО. Демонстрации 13: чернила разных видов. ЛО 12: изготовление симпатических чернил. | Сочинение «Напиши письмо другу симпатическими чернилами». | |||
Занятие 32. Вспыхнувшая спичка, Венчик золотой. Маленькая стычка Света с темнотой. К. Ваншенкин «Спичка» | свойства, применение и правила использования в домашних условиях спичек. | ), пользоваться спичками. | Урок-семинар. | Сообщение «Спички». | |||
Учебная экскурсия | Занятие 33 Экскурсия (аптека, химфак ЮФУ, завод «Балтика», и т.д.) | специфику работы объекта экскурсии. | объяснять, чем занимаются на данном объекте. | Урок-экскурсия. | Отчет об экскурсии. | ||
Защита проекта | Занятие 34-35 Творческий проект «Мой любимый пищевой /непищевой продукт» | Материал исследуемого вопроса. | Применять на практике полученные знания. Докладывать четко, последовательно, грамотно излагая содержание своей работы. | Урок – зачет. | Творческие проекты обучающихся по выбранной проблеме. | ||
ИТОГО | 35 час |
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМАМ:
ТЕМА | Источники информации |
Введение | 1. Пан Н.В. Химия в профессии: интеграция со специальными дисциплинами// «Химия в школе» №1, 2010, с.39 2. Еремеев В.И., Подгайская И.Б. Химия вокруг нас // «Химия в школе» №3, 2002, с.76. 3. Байдалина О.В. О прикладном аспекте химических знаний.// «Химия в школе», №5, 2005 г., с.45. 4. 4. Ситникова Н.А. Химия на службе у туриста. // «Химия в школе», №7, 2000 с. 80. |
I.Техника безопасности | 1. Парменов К.Я., Сафонова И.Н., Тетерин М.Л. Экспериментальные работы учащихся по химии. М.:АПН, 1952, с. 141. 2. Давыдов В.Н., Злотников Э.Г. Техника безопасности при работах по химии: учебное пособие / СПб; М. : САГА: ФОРУМ, 2011. – 112 с. 3. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: сборник инструкций и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2002. 4. Семенов А.С. Охрана труда при обучении химии: Пособие для студентов хим. И биол. Фак. Пед. Ин-тов. – М.: Просвещение, 1986. 5. Быкова З.Н. Тесты для проверки знаний правил безопасности. // Химия в школе, №10, 2009 с.53 6. ТБ в быту http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22561/ 7. http://video.yandex.ru/#search?id=17617383-09-12&where=all&text=% 8. http://znamus.ru/page/bezopasnost_deti |
II. Утилизация веществ | 1. http://mams-club.ru/article/4/81.htm, 2.http://4medical.in/otravlenie-rtutyu-pervaya-pomoshh/, 2. http://www.eco-spas.ru/uslugi/utilizatsiya_rtutnykh_lamp/, 3. http://ntpo.com/patents_waste/waste_2/waste_6.shtml, 4. http://www.bestpravo.ru/federalnoje/bz-normy/m2r.htm.. 5. Скальный А.В., Рудаков И.А. Биоэлементы в медицине. – М.: ОНИКС 21 век, 2004, с.199. 6. http://www.galileo-tv.ru/node/2469 (ртуть с азотной кислотой) 7. http://standartgost.ru/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%2017527-2003 |
III. «Очумелые ручки химиков» | 1. Ризванов А.К. Простейшее химическое оборудование из различных материалов. // «Химия в школе», №7, 2002 г., с. 70. 2. Шабаршин В.М., Земцова Н.А., Понченкова И.А. Оборудование для опытов из пластиковой бутылки. // «Химия в школе», №7, 2000 г., с. 70. 3. Шабаршин В.М. Ода медицинскому шприцу. // «Химия в школе», №1, 2001 г., с. 65. 4. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986. |
IV. Вещества | Вещества пищевого назначения 1. Павловская С.М., Косогорова С.Ю. Интегрированный урок «Вода – основа жизни на земле», №8, 2002, с. 42. 2. Журнал «Химия в школе» № 7, 2001 г. Статьи о воде. 2 ,8, 19, 28, 64, 81, 84. 3. Пацукова Л.В., Семенькова Н.И. Слушается дело об аномалиях воды. // «Химия в школе» №8, 2002 с.82. 4. Золотова Н.А. Известная и неизвестная вода. // «Химия в школе» №8, 2002 с.85. 5. Погорова Л.Б. Еще раз о солях. // «Химия в школе», № 3, 2002 г. с. 26. 6. Филиппова И.А. Целебная сила обыкновенной соли. – СПб, «Тимошка», 1999 г. 7. Авдеев Я.Г., Савиткин Н.И., Толкачева Т.К. Каменная соль в истории человечества.// Химия в школе. №4, 2011 г. с. 75. 8. Игошева Е.В., Трапезникова Н.Н., Чирков Н.В. Как исследовать качество чая. //Химия в школе. №10, 2009 г. с. 64. 9. Харина С.Б., Герцева М.А. Научно-практическавя конференция «Загадки чая. Неизвестное об известном». // Химия в школе. №1, 2010 г., с. 66. 10. Ивашкевич Н.П., Засорина Л.Н. за чашкой чая.- СПб.: Час пик, 1991 г. 11. 11.Яковишин Химические опыты с ферментами и чаем каркаде. // Химия в школе. №6, 2011 г., с. 67. 12. http://evolutsia.com/content/view/1845/90/ (как пчелы делают мед) 13. Мартыненко Б.В., Михалева М.В., Самойлова К.Н. Тематический вечер «Ода меду» // Химия в школе. №8, 2010 г., с. 69 14. Малютина Г.И. «Многоликая уксусная кислота»// «Химия в школе» М., «Центрхимпресс», №1, 2003 с. 35 15. Сахар/ сост. М. Кановская. – М.: АСТ; СПб. : Сова, 2006 16. Майер П. Справочник покупателя: белки, жиры, углеводы / М.: Астрель, 2004 г. 17. Растительные масла / сост. Л.Г. Лебедева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. 18. Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Как определить подлинность оливкового масла // Химия в школе. №10, 2009 г. с. 53. 19. Игошева Е.В., Трапезникова Н.Н. Как исследовать качество мороженого. // Химия в школе. №10, 2011 г. с. 59. 20. http://www.treeland.ru/article/eko/hoz.htm (сода) Вещества непищевого назначения 1.http://luminofor.ru/article_info.php/articles_id/1/article/ Bornyi-lyuminofor 2. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Химия в знакомых предметах и веществах: лакокрасочные материалы.//Химия в школе. №10, 2004 г., с.40. 3. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Химия в знакомых предметах и веществах: Пигменты, или "цветная химия" красок. //Химия в шкое № 7, 2004 г., с. 50; 4. Рыжова О.Н. Древнее искусство крашения. //Химия в школе. №9, 2001 г. с. 76. 5. Мартыненко Б.В., Михалева М.В. Опыты с драгоценными металлами, доступные школьникам. // «Химия в школе» №6, 2009 с. 54. и (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ED6399DA-1979-136C-57DF-884B7430B877/?from=6B7682F5-A3AD-39B0-BE0B-CB4046204C07&interface=electronic). 6. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Химия в знакомых предметах; мыло// Химия в школе 2002 № 10 с. 49. 7. Мыльный шар http://www.galileo-tv.ru/node/9873 8. Коренкова И.Н., Зазыбин А.Г. От мыла к СМС. «Химия в школе» №4, 1998, с.41. 9. Николаева М.В. Что происходит, когда мыло встречается с водой //Химия в школе, 2004, №9, с. 33. или http://him.1september.ru/articlef.php?ID=200501805 |
V. Лекарствен-ные препараты | 1. Филиппова И.А. Йод исцеляющий. – СПб: ИД «Весь», 2001 г. 2. Скальный А.В., Рудаков И.А. Биоэлементы в медицине. – М.: ОНИКС 21 век, 2004, с. 124 3. Перекись водорода http://www.perekis.ru/ispolz_v_bitu.html 4. (видеоопыт) http://chemistry-chemists.com/Video/hydrogen-peroxide.html 5. http://school-collection.edu.ru/catalog/ 6. (нашатырный спирт). http://darina.kiev.ua/domestic_cunning/nashatyrnyj_spirt_pr_9243.html http://www.patlah.ru/etm/etm 8. 05/dom%20hitrost/sol_v_bity/sol_v_bity.htm (нашатырныйспиртвбыту). 10. http://nepropadu.ru/blog/medicine/3923.html (упаковка наш.спирта) 11. http://www.galileo-tv.ru/node/2491 (окислитель KMnO4) 12. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии. // «Химия в школе» № 9, 2008 г., с.64. 13. Харлампович Г.Д. и др. Многоликая химия: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992 г. |
VI. Вредные привычки | 1. Левитский Л.М., Язловецкий В.С. Вред алкоголя никонина: Пособие для учителей. – 2-е издание. К., 1987. 2. Проба на алкоголь http://www.galileo-tv.ru/node/4298 3. Зяблова Е.В. Курить или не курить?// «Химия в школе», №7, 2002 г., с. 83. 4. Хачатрян И.Н. Сценка-миниатюра «Курильщик». // «Химия в школе», №7, 2002 г., с. 86. 5. Абрамова С.И. Тест для учащихся «Что вы знаете о табакокурении?» // «Химия в школе №6, 2009 г. с. 78. 6. Бойко А.Ф. Как бросить курить. М., 2003 г. 7. Файрушина С.М. Проблема курения в ракурсе естественно-научных дисциплин.// «Химия в школе №9, 2011 г. с. 65. 8. Малова Е.М. Вино безумных творит. // «Химия в школе №7, 2011 г. с. 21. 9. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 1998. |
VII.Предме-ты | 1. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Химия в знакомых предметах и веществах: зеркало.//Химия в школе. №6, 2004 г., с.49. 2. http://www.powerwriter.ru/interesno1-80.htm (чернила) 3. http://www.bestreferat.ru/referat-140334.html 4. http://www.galileo-tv.ru/node/2797;http://www.galileo-tv.ru/node/2591 (тайнопись, видео). 5. Красицкий В.А. Приготовление симпатических чернил.//Химия в школе №7, 2008 с.60. 6. Родыгина И. В., Родыгин М. Ю. Химия в знакомых предметах: свеча. // Химия в школе № 2, 2004 г., с. 47; 7. История свечи http://www.acapod.ru 8. Анацко О.Э. Из опыта проведения лабораторной работы «Наблюдения за горящей свечой». // Химия в школе №, 2009 с.63 9. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Химия в знакомых предметах и веществах: спички //Химия в школе. №1, 2003 г., с.66. |
IX.Учебная экскурсия | 1. Грибанова К.Е., Журин А.А., Кирьянова А.Б. Учебные экскурсии: прошлое, настоящее, будущее. // «Химия в школе», №7, 2002 г. с.66. 2. Джибладзе К.М. Производственная экскурсия «Спиртовое брожение». // «Химия в школе», №5,2005 г., с.76. 3. Лунькина В.А., Сидорова Е.В. Компетентностный подход при подготовке и проведении комплексных экскурсий. // Химия в школе №4, 2012 с. 66. 4. Головнер В.Н. Как организовать работу учащихся на экскурсии. // Химия в школе № 8, 2012. С. 77 |
X.Общие вопросы | 1. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2006. 2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: просвещение, 1995. 3. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986. 4. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004, 252 с.; 5. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по органической химии и их решение. Орктоус. Родничок. 1996 г. |