Самооценка эффективности программы (личный опыт)

Частично отработав вышеуказанный курс, можно подвести некоторые итоги. Предметная предпрофильная подготовка обучающихся очень важна при дальнейшем выборе профильного класса (физико-математический или химико-биологический). Курсы по выбору обучающегося показывают прикладной характер предмета, развивают интерес к науке, исследовательской работе, делают процесс обучения химии более осознанным, совершенствуют экспериментальные умения и навыки.

Авторский курс «Химия в знакомых предметахи веществах» построен по принципу «позитивного эгоцентризма», т.е. идет от ученика «Я и вещества вокруг меня». Обучающиеся знакомятся с некоторыми современными методами исследования, приборами и оборудованием, используемыми в настоящее время. Так, в нашем лицее сформирована физико-химическая лаборатория немецкой компании PHYWE. С помощью оборудования можно выполнять некоторые опыты данного курса: например, на занятии 17 «Да здравствует мыло душистое…!» прибором кобра 4 можно измерить рН мыльных растворов с целью установления кислотности / щелочности / среды раствора.

Как уже отмечалось в пояснительной записке, отдельные темы настоящего курса изучались ранее и мною было отмечено, что современные школьники, несмотря на увлечение компьютером и работой с ресурсами Интернет, плохо ориентируются в поиске необходимой информации. Следовательно, на первых занятиях курса методически важным я посчитала отработать с обучающимися умение работать с источниками информации: поиск по запросу, компоновка тем, грамотное оформление литературных источников и Интернет-ресурсов.

В качестве домашнего задания обучающимся иногда предлагаются проекты. Ребята с удовольствием участвуют в разработке отдельных тем, предлагают свои презентации Музею Инноваций ЮФУ[1]. Над проектами работают как отдельные ученики, так и группы. Результат всегда обсуждается коллегиально; ребята оценивают работы своих товарищей по критериям, изложенным выше. Я считаю, что такая форма работы стимулирует, т.к. такое образование личностно ориентированное (ребята выбирают тему самостоятельно); интерес к проекту зачастую повышается по мере выполнения работы; продукт труда приносит огромное удовлетворение своим создателям.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. должны быть как-то оформлены: видеофильм, презентация, компьютерная газета, инструкция, рекламный проспект и т.д.

Презентация («презентация» происходит от английского «topresent» - представлять что-то) – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Я приучаю обучающихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод и разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.

Не всегда ребята внимательно слушают докладчика, бывает и шумно во время некоторых выступлений. Тогда приходится вмешиваться в ответ и выяснять, а иногда и объяснять оратору его ошибки, неточности, вызвавшие такую реакцию аудитории.

Совместно с ребятами мы выработали некоторые «правила хорошего тона», которые помогают при проведении занятий:

· доброжелательность при всех обстоятельствах;

· соблюдение сроков выполнения работы;

· тщательность и добросовестность выполнения всех видов заданий;

· равноправие и свобода в выражении мыслей и идей.

«Мы то, что мы едим» так гласит народная мудрость. Благодаря данному элективному курсу обучающиеся познакомились с этикеткой продуктов питания, научились, выбирая продукты, «замечать» их состав. Это помогает ребятам делать осознанный выбор.

В моей работе над реализацией этой программы есть и трудности:

· работа ученика над проектом, видеофильмом и т.д. – это тяжелый кропотливый труд, требующий много времени для поиска необходимой информации, чтения научной литературы. Возникает опасность перегрузки обучающихся. Поэтому я стараюсь строить отношения сотрудничества с ребятами. Нельзя «давить» на ребенка, тогда постепенно он самостоятельно включится в работу;

· иногда учащиеся с желанием, интересом включаются в работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект. В такой ситуации возникает необходимость анализа причин неудач;

· нет современной научной литературы в школьном библиотечном фонде;

· низкая компьютерная компетентность.

Однако, несмотря на трудности, есть над чем работать в перспективе.

Перспектива

Развития опыта:

· усилить гуманитарную направленность обучения химии через презентацию, проектную деятельность, создание рекламных роликов, издание газет;

· разработать элективный курс - продолжение для профильной школы, формой отчетности которого будет защита проекта;

· увеличить долю проектов научно-исследовательского характера;

· привлекать старшеклассников, у которых есть навык работы с презентацией, проектом для консультаций младших школьников.

Использование опыта:

· обучение учащихся работе над созданием презентаций, проектов, подготовка методических рекомендаций;

· проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педколлектива, обмен опытом работы.

Данный опыт может быть использован не только учителями химии, но и учителями других предметов. Считаю, что данная программа может быть использована как полностью, так и частично.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерные темы докладов (презентаций)

Наши рекомендации