Для синтеза белков из аминокислот в качестве источников энергии используются

А. ГТФ

Б. ЦТФ

В. ТТФ

Г. АТФ

Д. УТФ

11. В инициации трансляции участвуют:

А. метионил-тРНК

Б. белковые факторы EF

В. кодон АУГ матричной РНК

Г. АТФ

Д. белковые факторы IF

12. В состав инициирующего комплекса входят:

А. ассоциированные субъединицы рибосомы

Б. матричная РНК

В. формилметионил-тРНК

Г. белковые факторы инициации

Д. ГТФ

В терминации трансляции участвуют

А. аминоацил-тРНК

Б. кодон АУГ матричной РНК

В. белковые факторы EF

Г. кодон УГА матричной РНК

Д. белковые факторы RF

14. Примерами посттрансляционной модификации белка могут служить:

А. частичный протеолиз пепсиногена

Б. гидроксилирование пролина в коллагене

В. метилирование аргинина в гистоне

Г. иодирование тирозина в тиреоглобулине

Д. фосфорилирование серина в казеиногене

15. При поступлении в клетку большого количества лактозы:

А. репрессор лактозного оперона активируется

Б. сродство репрессора к гену-оператору повышается

В. происходит синтез мРНК и ферментов утилизации лактозы

Г. сродство репрессора к гену-оператору понижается

Д. прекращается синтез мРНК и ферментов утилизации лактозы

16. При значительном снижении содержания гистидина в клетке:

А. репрессор гистидинового оперона инактивируется

Б. сродство репрессора к гену-оператору повышается

В. происходит синтез мРНК и ферментов биосинтеза гистидина

Г. прекращается синтез мРНК и ферментов биосинтеза гистидина

Д. сродство репрессора к гену-оператору понижается

Итоговое занятие «СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ»

Структура билета

№№ заданий Тип задания Оценка выполнения
1 – 5 Ответы на задания открытого типа. до 7 баллов за каждое задание
6 – 20 Выбор одного правильного ответа из 5 предложенных 1 балл за каждый правильный ответ
21, 22, 23 Выбор всех правильных ответов 1 балл за полный правильный ответ
24, 25   Установление соответствия 1 балл за полный правильный ответ

Вопросы открытого типа:

1. Напишите формулу пептида вал-гис-лей-тре и укажите его полное название. В какой среде (кислой, щелочной, нейтральной) находится его изоэлектрическая точка? Ответ обоснуйте.

2. Напишите формулу пептида гли-иле-глу-цис и укажите его полное название. В каком направлении (к катоду, к аноду, останется на линии старта) он будет двигаться в электрическом поле? Ответ обоснуйте.

3. Напишите формулу пептида лиз-тир-вал-цис и укажите его полное название. Какие типы связей могут образовывать радикалы аминокислот данного пептида при формировании третичной структуры белка?

4. Напишите формулу пептида ала-асп-иле-сер и укажите его полное название. В какой среде (кислой, щелочной, нейтральной) находится его изоэлектрическая точка? Ответ обоснуйте.

5. Напишите формулу пептида асп-тре-гли-тир и укажите его полное название. В каком направлении (к катоду, к аноду, останется на линии старта) он будет двигаться в электрическом поле? Ответ обоснуйте.

6. Напишите формулу пептида тре-цис-глу-мет и укажите его полное название. Какие типы связей могут образовывать радикалы аминокислот данного пептида при формировании третичной структуры белка?

7. Напишите формулу пептида лиз-фен-глу-арг и укажите его полное название. В какой среде (кислой, щелочной, нейтральной) находится его изоэлектрическая точка? Ответ обоснуйте.

8. Напишите формулу пептида арг-цис-гли-лей и укажите его полное название. В каком направлении (к катоду, к аноду, останется на линии старта) он будет двигаться в электрическом поле? Ответ обоснуйте.

9. Напишите формулу пептида асп-сер-фен-арг и укажите его полное название. Какие типы связей могут образовывать радикалы аминокислот данного пептида при формировании третичной структуры белка?

10. Напишите формулу пептида асп-иле-глу-гис и укажите его полное название. В какой среде (кислой, щелочной, нейтральной) находится его изоэлектрическая точка? Ответ обоснуйте.

11. Дайте определение первичной структуры белка, укажите связи, её формирующие. Как влияет изменение первичной структуры гемоглобина на его свойства и функциональные возможности?

12. Дайте определение вторичной структуры белка, назовите связи, её формирующие. Укажите основные типы вторичной структуры, их различия. Присутствие каких аминокислотных остатков способствует деспирализации полипептидной цепи?

13. Дайте определение третичной структуры белка, назовите связи, её формирующие. Какие типы связей возможны при формировании третичной структуры белка между радикалами аминокислот приведённого выше пептида? Приведите примеры глобулярных и фибриллярных белков.

14. Дайте определение четвертичной структуры белка, назовите связи, её формирующие. Какие белки называются аллостерическими? Приведите не менее двух примеров аллостерических белков.

15. Дайте определение понятия «изоэлектрическая точка белка». От чего она зависит? В каких пределах лежит pI большинства белков организма? Перечислите методы, используемые для разделения смеси белков по электрическому заряду.

16. Что понимают под денатурацией белков, действием каких факторов она может быть вызвана? Почему при денатурации белки теряют способность выполнять свои функции? Приведите примеры использования процесса денатурации белков в медицине.

17. Перечислите белковые фракции плазмы крови. Перечислите факторы, определяющие стабильность коллоидных растворов белка. Укажите методы, которые могут быть использованы для фракционирования белков плазмы крови.

18. Укажите особенности аминокислотного состава, пространственной структуры, физико-химических свойств и биологическую роль альбуминов и глобулинов. Какая фракция белков плазмы крови высаливается при меньшем насыщении раствора (NH4)2SO4 и почему?

19. Укажите особенности аминокислотного состава, пространственной структуры, физико-химических свойств и биологическую роль гистонов. В состав каких сложных белков они входят, какие связи образуют с апопротеином?

20. Укажите особенности аминокислотного состава, пространственной структуры, физико-химических свойств и биологическую роль коллагена и кератина. Почему коллаген связывает большое количество воды, но не растворяется?

21. Какие два компонента входят в состав сложных белков, и какой признак положен в основу их классификации? Перечислите основные классы сложных белков, дайте их характеристику, приведите примеры представителей каждого класса.

22. К какому классу сложных белков относятся гемоглобин и чем представлена его простетическая группа? Охарактеризуйте особенности структуры и свойств гемоглобина и укажите его роль в организме. Назовите регуляторные молекулы, влияющие на сродство гемоглобина к кислороду, и укажите характер их влияния.

23. К какому классу сложных белков относится миоглобин и чем представлена его простетическая группа? Дайте сравнительную характеристику миоглобина и гемоглобина по структуре, свойствам и функции.

24. К какому классу сложных белков относится гемоглобин и чем представлена его простетическая группа? Дайте сравнительную характеристику гемоглобина F и гемоглобина А по структуре и свойствам. Какова физиологическая роль гемоглобина F?

25. К какому классу сложных белков относится гемоглобин и чем представлена его простетическая группа? Дайте сравнительную характеристику гемоглобина S и гемоглобина А по структуре и свойствам. Какие заболевания называют гемоглобинопатиями (гемоглобинозами)?

26. К какому классу сложных белков относится гемоглобин и чем представлена его простетическая группа? Перечислите производные гемоглобина. Чем отличается метгемоглобин от гемоглобина? Какие факторы вызывают образование метгемоглобина, и каковы последствия его накопления в крови?

27. Какие белки называют гликопротеинами? Какие соединения могут выступать в качестве простетической группы гликопротеинов и с помощью каких связей она соединяется с апопротеином? Функциональные группы каких аминокислот в этом участвуют? Приведите примеры гликопротеинов, укажите их роль в организме.

28. К какому классу сложных белков относятся иммуноглобулины? Опишите особенности их строения, укажите назначение вариабельной и константной части иммуноглобулина. Перечислите классы иммуноглобулинов, укажите их роль в организме.

29. Какие белки называют фосфопротеинами? Приведите примеры. С помощью каких связей простетическая группа соединяется с апопротеином? Функциональные группы каких аминокислот в этом участвуют? На каком этапе синтеза белков происходит присоединение простетической группы?

30. Какие белки называют металлопротеинами? Приведите примеры этих белков. Чем представлена простетическая группа в каждом из них? Какую роль в организме выполняют эти белки?

31. Напишите формулу аденозин-5'-монофосфата (АМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные АМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Дайте определение понятий "нуклеозид" и "нуклеотид".

32. Напишите формулу гуанозин-5'-монофосфата (ГМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные ГМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Как различаются ДНК и РНК по молекулярной массе?

33. Напишите формулу цитидин-5'-монофосфата (ЦМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные ЦМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Какие соединения называют нуклеиновыми кислотами? Укажите особенности распределения в клетке различных типов нуклеиновых кислот.

34. Напишите формулу уридин-5'-монофосфата (УМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные УМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Может ли УМФ образоваться при частичном гидролизе ДНК? Ответ обоснуйте.

35. Напишите формулу дезокситимидин-5'-монофосфата (дТМФ), назовите азотистые основания, комплементарные дТМФ и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Может ли дТМФ образоваться при частичном гидролизе РНК? Ответ обоснуйте.

36. Напишите формулу дезоксиаденозин-5'-монофосфата (дАМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные дАМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Укажите особенности нуклеотидного состава ДНК (правила Чаргаффа).

37. Напишите формулу гуанозин-5'-монофосфата (ГМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные ГМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Что понимают под вторичной структурой ДНК, какие химические связи её формируют?

38. Напишите формулу цитидин-5'-монофосфата (ЦМФ), назовите нуклеотиды, комплементарные ЦМФ, и сколько водородных связей стабилизирует эти комплементарные пары. Укажите различия ДНК и РНК по химическому составу и пространственной организации молекулы.

39. Дайте определение первичной структуры нуклеиновых кислот, назовите связи, ее формирующие. Напишите схематично строение фрагмента молекулы РНК, состоящего из четырёх различных нуклеотидов. Перечислите виды РНК, укажите их функции в клетке.

40. Дайте определение первичной структуры нуклеиновых кислот, назовите связи, ее формирующие. Представьте в виде схемы строение фрагмента ДНК, состоящего из четырёх различных нуклеотидов. Что представляют собой белковая и простетическая части дезоксирибонуклеопротеинов, какими связями они соединены между собой?

41. Дайте определение понятия «репликация ДНК» и укажите особенности процесса (матрица, субстраты, источники энергии, ферменты, локализация в клетке, направление полимеризации полинуклеотидной цепи).

42. Дайте определение понятия «репликация ДНК» и охарактеризуйте основные принципы, на которых основан этот матричный синтез. В чём заключается биологическая роль процесса репликации ДНК?

43. Дайте определение понятия «транскрипция» и укажите особенности процесса (матрица, субстраты, источники энергии, фермент, локализация в клетке, направление полимеризации полинуклеотидной цепи).

44. Дайте определение понятия «транскрипция» и охарактеризуйте основные принципы, на которых основан этот матричный синтез. В чём заключается биологическая роль процесса транскрипции?

45. Дайте определение понятия «процессинг матричной РНК», укажите его локализацию в клетке и опишите основные операции, которые он включает. Что понимают под интронами и экзонами?

46. Дайте определение понятия «генетический код» и охарактеризуйте его основные свойства. Перечислите важнейшие условия, необходимые для биосинтеза белка.

47. Представьте в виде схемы строение транспортной РНК, укажите её функциональные участки. В чём заключается адапторная функция тРНК? Напишите схему активации аминокислот, назовите фермент.

48. Изобразите схематично структуру рибосомы, укажите её важнейшие участки и их назначение. Что называют инициирующим комплексом, какие условия необходимы для его формирования?

49. Дайте определение понятия «трансляция» и назовите её основные стадии. Представьте схематично процесс элонгации полипептидной цепи на рибосоме, укажите условия и факторы, способствующие терминации синтеза белка.

50. Перечислите варианты посттрансляционной модификации молекул белков. Приведите примеры полиморфизма белков.

51. Дайте определение понятия «оперон». Что входит в его состав? Опишите или представьте в виде схемы процессы регуляции биосинтеза белка путём индукции.

52. Дайте определение понятия «оперон». Что входит в его состав? Опишите или представьте в виде схемы процессы регуляции биосинтеза белка путём репрессии.

Типовые варианты заданий в тестовой форме

(см. также задания в тестовой форме по отдельным занятиям раздела)

Выберите ОДИН правильный ответ:

1. Радикал аминокислоты Для синтеза белков из аминокислот в качестве источников энергии используются - student2.ru при pH 7.0 является:

А. неполярным

Б. полярным незаряженным

В. полярным отрицательно заряженным

Г. полярным положительно заряженным

2. Смесь аминокислот разделяли при помощи хроматографии на бумаге. Вблизи точки старта из перечисленных аминокислот окажется:

А. валин

Б. глутамат

В. изолейцин

Г. метионин

Д. триптофан

3. Водородная связь, стабилизирующая α-спиральную конформацию фрагмента полипептидной цепи:

Для синтеза белков из аминокислот в качестве источников энергии используются - student2.ru

может образоваться между:

А. СО-группой остатка серина и NH-группой ос­татка гистидина

Б. СО-группой остатка серина и NH-группой остатка валина

В. СО-группой остатка серина и NH-группой остатка тирозина

Г. СО-группой остатка метионина и NH-группой остатка изолейцина

Д. СО-группой остатка метионина и NH-группой остатка треонина

Наши рекомендации