Опыт 1. Перманганат калия как окислитель. Роль среды

В три пробирки налить по 1-2 мл раствора перманганата калия, затем в первую пробирку добавить 0,5-1 мл разбавленной серной кислоты, во вторую – воды, в третью – раствора щелочи. После этого во все пробирки прилить раствор сульфита натрия. Что наблюдаете?

Написать соответствующие уравнения реакций, если в первой пробирке получилась соль Mn2+, во второй – MnO2, в третьей – манганат. Указать цвета получившихся продуктов. Составьте уравнения реакций.

Опыт 2.Окислительные свойства азотной кислоты

Внимание! Работать в вытяжном шкафу при включенной вентиляции.

а) В две пробирки внесите по грануле меди и прилейте по 5 капель азотной кислоты: в первую пробирку концентрированной, во вторую – разбавленной. Смесь осторожно нагрейте. Какова окраска выделившегося газа в каждом случае? До каких продуктов восстанавливается азотная кислота (концентрированная и разбавленная)? Как на реакцию влияет нагревание? Напишите уравнения реакций.

б) Внесите в пробирку шпателем немного красного фосфора и добавьте 10 капель концентрированной азотной кислоты. Смесь нагрейте. Какой газообразный оксид азота образуется в этом случае? Напишите уравнение реакции.

Опыт 3. Серная кислота (концентрированная) как окислитель

Внимание! Работать в вытяжном шкафу при включенной вентиляции.

а) Налейте в пробирку 6 капель концентрированной серной кислоты и внесите гранулу меди, осторожно нагрейте содержимое пробирки (отверстием в сторону от работающих). Какой газ выделяется? Подтвердите ваш вывод с помощью полоски фильтровальной бумаги, смоченной раствором перманганата калия. Чем обусловлено изменение окраски раствора? Напишите уравнения происходящих реакций.

б) Налейте в пробирку 6 капель концентрированной серной кислоты и внесите немного цинковой пыли, осторожно нагрейте содержимое пробирки (отверстием в сторону от работающих). Какой газ выделяется? Подтвердите ваш вывод с помощью полоски фильтровальной бумаги, смоченной раствором сульфата меди (II). Составьте уравнения всех реакций.

Опыт 4. Металлы как восстановители

а) Внесите в пробирку гранулу алюминия и прилейте 5 капель разбавленной хлороводородной кислоты. Подогрейте содержимое пробирки (отверстием в сторону от работающих). Какой газ выделяется? Какой продукт образуется при окислении алюминия? Составьте уравнение реакции. Будет ли идти аналогичная реакция, если вместо алюминия взять медь, вместо хлороводородной кислоты – разбавленную серную кислоту?

б) Внесите в пробирку гранулу алюминия и прилейте 5 капель раствора гидроксида натрия. Подогрейте содержимое пробирки (отверстием в сторону от работающих). Какой газ выделяется? Какой продукт образуется при окислении алюминия щелочной среде? Составьте уравнение реакции. В какой среде восстановительные свойства алюминия выражены сильнее? Назовите другие известные вам металлы, реагирующие с водой в щелочной среде.

Опыт 5. Окислительно-восстановительная двойственность

а) Пероксид водорода как окислитель

В пробирку налейте 1-2 мл раствора йодида калия и пероксида водорода, аккуратно перемешайте и добавьте немного крахмального клейстера, отметьте, что при этом происходит и объясните наблюдаемое явление. Напишите уравнение реакции.

б) Восстановительные свойства пероксида водорода

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора перманганата калия, добавьте серной кислоты и прилейте раствора пероксида водорода. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции, если при этом образовалась соль Mn2+ и молекулярный кислород.

Вымойте посуду, приведите в порядок рабочее место. Спасибо.

Задачи для самостоятельного решения:

1) Какие из веществ: хлор, сульфат железа (II), перманганат калия, сульфид натрия, азотная кислота, оксид серы (VI), углерод, вода – проявляют: а) преимущественно окислительные свойства; б) преимущественно восстановительные свойства?

2) Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель:

Cl2 + Br2 + KOH = KCl + KВrO3 + H2O

K2MnO4 + CO2 = KMnO4 + MnO2 + K2CO3

Zn + K2Cr2O7 + H2SO4 = ZnSO4 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O.

3) Допишите уравнения окислительно-восстановительных реакций, расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

NaNO2 + KMnO4 + H2SO4 =

NaNO2 + KMnO4 + KOH =

NaNO2 + KMnO4 + H2O =

FeSO4 + KMnO4 + …. = MnSO4 + …. .

4) Определите общую сумму коэффициентов в уравнении реакции:

Mn(NO3)2 + PbO2 + HNO3 = HMnO4 + … .

5) Составьте уравнения ОВР, используя метод полуреакций:

Na2S + KMnO4 + H2O → S + MnO2 + …

FeSO4 + KMnO4 + H2SO4 → Fe2(SO4)3 + MnSO4 + …

Занятие № 14

Наши рекомендации