В заключении демонстрируются занимательные опыты.

Облако из колбы».

В колбу насыпают кристаллический карбонат натрия и осторожно наливают раствор аммиака, слоем 2 мм. Затем тонкой струйкой вливают концентрированной соляной кислоты. Из колбы вырывается струя густого белого дыма, который стелется по наружным стенкам колбы и по столу.

Волшебный платок».

Пропитать платок в 50% растворе хлорида кобальта, просушить. Ткань окрашивается в голубой цвет. Если платок собрать в кулак и подуть на него, окраска меняется на розовую.

Жюри подводит итоги игры. Победители награждаются дипломами.

Клещёва Наталья Николаевна,

Учитель биологии МОУ ВСШ

Методическая разработка урока по биологии
на тему «Экология и мы»

План урока

Цель урока:

1. Закрепить знания учащихся по вводной теме курса «Экология».

2. Привлечь внимание учащихся к проблемам экологии, показать, что и они могут что-то сделать для улучшения среды обитания.

Эпиграф:

«От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней».

Материально-дидактическое оснащение урока:

Рисунки учащихся на экологическую тему, ветки деревьев различных растений, пластиковая бутылка, консервная банка, карточки с заданиями, новинки литературы.

Ход урока

№ № Структурный элемент Время в мин. Методические особенности и краткие указания к проведению этапа урока
1. Начало урока Ведущий: Сегодня урок необычный. Сегодня урок-КВН. Готовы ребята к уроку? Ведущий объявляет цель, правила игры. Представляет жюри, состоящее из учителей- предметников.
2. Представление команд Объявляется конкурс « Визитка».
3. Конкурс 1. « Интеллектуальное испытание» Командам ведущий задаёт по десять вопросов. За правильный ответ 1 балл. (см. приложение №1)
4. Конкурс 2. « Внимание - букеты» Ведущий вручает каждой команде по букету, состоящему из веток деревьев. ( каждая веточка пронумерована). Через 1 минуту они должны дать названия деревьев.
5. Конкурс 3. « Безотходное производство» Обоим командам необходимо придумать как можно больше вторичных применений использованного предмета: пластиковая бутылка, консервная банка.
6. Конкурс 4. « Песни о природе» Командам предложены отрывки из различных песен, связанных с природой. Командам необходимо дать название песни.
7. Конкурс 5. «Жалоба директору школы» Участникам предлагается написать жалобу от имени зверей леса. В этом письме они жалуются на недостойное поведение учащихся в лесу и о том ущербе, который они несут.
8. Конкурс 6. «Экологический фактор» Обоим командам даётся карточка с названиями какого- либо абиотического фактора (свет, температура). Им необходимо пантомимой изобразить этот фактор, действующий на растение.
9. Конкурс 7. « Запрещающие таблички» Командам необходимо придумать название табличек, которые можно было бы установить: на пляже, в лесу.
10. Конкурс 8. « Чёрный ящик» Каждой команде необходимо угадать, что лежит в чёрном ящике ( см. приложение № 2)
11. Подведение итогов Определить команду- победителя ( слово жюри), награждение (оценки).


Приложение № 1.

Интеллектуальное испытание.

Вопросы 1 команде:

1. В каком году и кто впервые ввёл понятие экология?

(Эрнст Геккель в 1966 году).

2. Перечислите среды жизни.

(Водная, почвенная, наземно-воздушная, организм – как среда обитания).

3. На какой конференции было предложено три направления экологии?

4. Как называется городское заведение зверей? (Зоопарк).

5. Кто самая быстроногая птица? (Страус).

6. Название какого овоща произошло от латинского слова «капут»? (Капуста).

Вопросы 2 команде:

1. Что такое экология?

2. Перечислите экологические факторы. (Абиотические, биотические, антропогенные).

3. Что такое флора и фауна? (Флора – совокупность растений, фауна – совокупность животных).

4. Как называется вода в газообразном состоянии? (Пар).

5. Участок земли под овощами? (Огород).

6. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Одинаковые).

Приложение № 2.

«Чёрный ящик».

1 команде:

В чёрном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мячей.

Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперёк, объясняли своим ученикам строение вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства. (Луковица).

2 команде:

В чёрном ящике лежит плод, употребляемый в свежем, сушёном виде. Этот плод принадлежит к классу двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе, Средней Азии. Растение перекрёстно-опыляемое (опылители – насекомые), весьма морозоустойчивое. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжёлые металлы. (Речь идёт о яблоках).

Методическая разработка
внеклассного мероприятия
по биологии по теме «Планета в опасности»

План внеклассного мероприятия

Форма проведения: пресс-конференция.

Цель: Обобщить, расширить и углубить знания по теме.

Задачи:

1. Развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации.

2. Интегрировать разрозненные экологические представления и понятия.

3. Познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся этой проблемой.

Материально-дидактическое оснащение урока: рисунки, фотографии учащихся на экологическую тему, мультимедийный проектор, географическая карта мира.

Ход урока

Структурный элемент (этап урока) Время в мин. Методические особенности и краткие указания по проведению этапа урока Примечание
1. Организационная часть Проверить явку и готовность к уроку  
2. Начало урока (выступление председателя конференции) Представление участников конференции, целей и задач урока. Слайд шоу- «Природа нашего края»
3. Выступления участников конференции      
3.1 Выступление представителей общественных организаций Чтение стихотворений, направленных на борьбу за сохранение природы. Показ плакатов
3.2. Выступление научного сотрудника Государственного института защиты растений Что такое кислотные дожди? Как они образуются? И какое влияние оказывают на всё живое?  
3.3. Выступление научного сотрудника Центральной лаборатории охраны природы Явление «парникового эффекта», причины этого явления.  
3.4. Выступление эксперта международного союза охраны природы. Выясняет причины образования озоновой дыры. Каковы последствия для нашей планеты?  
3.5. Выступление председателя городского отделения общества охраны природы. Проблема отходов нашей планеты. Каковы их последствия? Смотреть Приложение № 1
3.6. Выступление научного сотрудника Международного общества охраны природы. Выяснения причин гибели тысячи животных.  
4. Заключительное слово председателя конференции Хотелось донести до сознания, что забота о природе не ограничивается сегодняшним уроком. Она – на всю оставшуюся жизнь. Показ фильма о природе.
5. Подведение итогов Выплата гонораров участникам конференции  

Председатель конференции (вступительное слово):

Уважаемые товарищи! Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Значимость её в том, что внимание всех живущих на Земле обращается к проблеме, которая не только нуждается в серьёзном подходе к её решению, но и требует, и незамедлительно, участия всего человечества в предотвращении грозящей катастрофы. Планета людей в опасности! Это не истеричный крик, не взрыв эмоций, не попытка драматизировать ситуацию. За этими словами – горькая истина.

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды, возвращая ей не менее 20 млрд. тонн твёрдых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же органических отходов. Растительный покров уже не в состоянии перерабатывать угарный газ, выделяемый при сжигании топлива. К тому же леса исчезают с огромной скоростью, зелёная оболочка Земли ежегодно сокращается на 1%.

Ежегодно планета теряет безвозвратно десятки видов животных и растений. Красная книга разбухает от новых и новых названий, вносимых в неё под звуки траурных маршей экологической катастрофы. Загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряются плодородные почвы, обедняются флора и фауна, воздух городов далёк от санитарных норм, вот почему говорить об экологии – это значит говорить не только об изменении природы, но и о спасении жизни.

Мы много рассуждаем о нуждах цивилизации, ускорении НТП, политических и нравственных проблемах, болезнях века, но при этом забываем, что глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, являются в то же время проблемами экологическими.

И на сегодняшней конференции мы рассмотрим некоторые вопросы экологических проблем и пути их оптимального решения.

Позвольте представить вам участников конференции:

· представители общественных организаций;

· корреспонденты газет и журналов;

· научный сотрудник Государственного Института защиты растений;

· научный сотрудник Центральной лаборатории охраны природы;

· эксперт Международного союза охраны природы;

· председатель городского отделения общества охраны природы;

· научный сотрудник Международного общества охраны природы.

Председатель: Что нам хотят сказать представители общественных организаций?

(выходят трое участников с плакатами):

1. Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

2. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

3. Все, все на свете нужны

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нужны все подряд –

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие делишки у кошки без мышки

У мышки без кошки не лучше делишки.

4. Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

(разворачивают плакаты и все вместе):

Нет! – загрязнению воды,

Нет! – отравлению среды,

Нет! – наступлению беды,

Злой нечисти – барьер!

Председатель: Жёстко и с уместной критикой выступают общественники в борьбе за сохранение природы. А что нам скажут специалисты?

«Корреспондент газеты «Комсомольская правда»: Я хотел бы узнать, что такое кислотные дожди? Как они образуются? И какое влияние оказывают на всё живое?

Председатель:На этот вопрос я попрошу ответить научного сотрудника Государственного института защиты растений.

Научный сотрудник: Кислотные дожди. Это явление связано в основном с увеличением минерального топлива. Прежде всего, выясним, что означает понятие « кислотные дожди». Кислотность соединения выражается показателем рН. Чистая вода имеет нейтральный показатель (рН=7). Все показатели ниже 7 указывают на возрастание кислотности. Дождь по своей природе уже обладает кислотностью – 5,6.

Он впитывает углекислый газ, содержащейся в атмосфере. Чем больше производится вредных выбросов в атмосферу, тем больше её кислотность и больше кислот содержится в обыкновенном дожде.

Данные, полученные в настоящее время, указывают на повышенную кислотность дождей: 4,9 в Португалии и Ирландии.

Каковы последствия? Повышенная кислотность наносит вред растительности, отравляет воды в реках, озёрах, нарушает биологическое равновесие в экосистемах.

Самым вредным веществом является сернистый ангидрид, который, взаимодействуя с влажным воздухом, превращается сначала в ионизированный сульфат, в потом в сернистую кислоту. К счастью, не весь он превращается в сернистую кислоту, огромное его количество выпадает на землю.

Но существуют другие источники – оксид азота, выделяемый тепловыми электростанциями и выхлопными газами. Эти соединения также способствуют повышению кислотности дождей, превращаясь в азотную кислоту.

Первыми предвестниками появления данной проблемы стали кислотные дожди, уничтожившие в середине 70-х годов целые леса в ФРГ.

Достоверно известно, что в данном случае речь идёт о явлении, с которым трудно бороться: даже если было бы возможным остановить загрязнение атмосферы, то всё равно ущерб, нанесённый кислотными дождями, ощущался бы в течение нескольких десятилетий.

Корреспондент журнала «Наука и жизнь». Я хотел бы узнать о явлении «парникового эффекта»? Каковы причины этого явления?

Председатель: На этот вопрос я попрошу ответить научного сотрудника Центральной лаборатории охраны природы.

Научный сотрудник: Парниковый эффект. Данные говорят сами за себя: в ближайшие 40 лет температура Земли повысится, по прогнозам, на 1-2 градуса. Подсчитано, что за 100 лет температура повышается на 8 градусов. Причиной этого – явление парникового эффекта.

Глобальное потепление климата нашей планеты происходит вследствие усиленного выброса в атмосферу углекислого газа. Причинами этого являются: работа многих производств, сжигание топлива и леса, выхлопные газы транспорта…

Каждый год сжигаемая человеком гигантская масса минерального топлива выделяет в атмосферу 5 млрд. тонн СО2 , а общее количество образующегося ежегодно СО2 достигает 20 млрд.т.

Исчезновение лесов также сделало своё дело. Не надо забывать, что именно деревья являются главными потребителями углекислого газа и главными источниками кислорода в атмосфере. Вы, наверное, знаете о трагических событиях, связанных с уничтожением лесов в бассейне реки Амазонки. Теперь 30% углекислого газа выделяется в результате пожаров в тропических лесах.

Каждую секунду вырубается площадь размером с футбольное поле. Потери для Земли катастрофические.

Корреспондент журнала «Знание – сила». Каковы причины образования озоновой дыры? Каковы последствия для нашей планеты?

Председатель: На этот вопрос я попрошу ответить эксперта Международного союза охраны природы.

Эксперт: Слой озона, который защищает атмосферу Земли, фильтруя пагубное для всего живого ультрафиолетовое излучение, также находится в опасности.

Озон содержится в стратосфере, в полосе от 25-60 км над земной поверхностью.

Разрушителями озона являются хлор - фтор - углероды и другие газы, содержащие хлор, который используется в аэрозолях, холодильниках, кондиционерах…

Именно эти вещества, по мнению учёных, являются причиной появления озоновой дыры на высоте 18 км над Южным полюсом и хоть меньшей, но аналогичной дыры в Арктике.

Последствия даже частичного разрушения озонового слоя могут оказаться катастрофическими: ультрафиолетовые лучи со своей энергией начнут достигать земной поверхности, вызывая огромное количество заболеваний рака кожи и нанося серьёзный ущерб растительности и морской экосистеме.

Корреспондент журнала « Экология». Как можно рассмотреть проблему отходов нашей планеты? Каковы их последствия?

Председатель: На этот вопрос ответит председатель городского отделения общества охраны природы.

Председатель городского отделения: « Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов – отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб.

Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши города, если бы мусор не вывозился ежедневно.

Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.

На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100-400 кг мусора.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м. Только площадь в Москве равна 40 га (ежегодно) под свалки, крупнейшая в мире городская свалка – в г. Нью-Йорке, круглосуточно 22 тыс. тонн мусора.

Пример: Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет.

Но есть выход: создание заводов по переработке мусора. В Москве их 3.

Около Гамбурга – завод (сырьё – мусор из города) является электростанцией – даёт энергию и пар.

Во Франции среди жилых кварталов, мусоросжигательный завод – для экономии энергии и топлива. (См. Приложение №1).

Корреспондент журнала «Природа». Каковы причины гибели тысячи животных?

Председатель.На этот вопрос я попрошу ответить научного сотрудника Международного общества охраны природы.

Научный сотрудник Международного общества дикой природы.

Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.

Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда.

Председатель. Прослушав все выступления, мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.

Давайте жить в согласии с природой и не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её дары и богатство! (Показ фильма о природе).

Сейчас мы ещё можем слышать эти звуки, видеть эти красивые картинки. Как страшно, если нашим потомкам придётся это только видеть на дисках.

Над Полюсом сквозит

Озонная дыра.

О чём сие гласит?

Опомнится пора!

Скажи, губитель вод,

Всего живого враг,

Зачем небесный свод

Ты превратил в дуршлаг?

Ты говоришь – Прогресс,

Ты знаешь, что почём,

А в дырку бес пролез

С убийственным лучом.

Он превратил твой дух

В безмозглый пар и снег

Покуда не потух –

Опомнись, человек!

Покуда не исчез –

Добру не прекословь.

Ты говоришь: «Прогресс»

А ты добавь – «Любовь»!

Глеб Горбовский.

Сегодня мы рассмотрели лишь малую часть всех экологических проблем, решать которые предстоит и всем вместе и каждому по отдельности. Нам хотелось донести до вашего сознания, что забота о природе не ограничивается сегодняшним уроком.

Она – на всю оставшуюся жизнь.

Председатель: Всем участникам конференции – спасибо за работу. Вам будут выплачены гонорары в виде положительных оценок.

 
 
 

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ,
БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(Сборник материалов. Часть II)

Серия «Из опыта работы педагогов г. Бердска»

Формат бумаги 60х84/16.

Уч.-изд.л. 4,0. Усл.п.л. 3,72. Тираж 30 экз.

В заключении демонстрируются занимательные опыты. - student2.ru МУ ЦРО, 633010, Бердск, Комсомольская, 29

 
 
 

Наши рекомендации