Для обучающихся 1 курса всех специальностей, направлений и профилей очной и заочной форм обучения
ШМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт промышленных технологий и инжиниринга
Кафедра «Общая и физическая химия»
РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
Часть 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для лабораторных занятий
по дисциплинам «Химия», «Общая и неорганическая химия»,
«Неорганическая химия»
Для обучающихся 1 курса всех специальностей, направлений и профилей очной и заочной форм обучения
Составители:
Г. К. Севастьянова,
кандидат химических наук, доцент
Т. М. Карнаухова,
кандидат химических наук, доцент
Тюмень
ТИУ
Растворы электролитов. часть 1: методические указания для лабораторных занятий / сост. Г.К.Севастьянова, Т.М.Карнаухова; Тюменский индустриальный университет. – Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2016. – 28 с.
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры общей и физической химии
« 23» марта 2015 года, протокол № 7.
Аннотация
Методические указания для лабораторных занятий предназначены для обучающихся 1 курса всех специальностей, направлений и профилей очной и заочной форм обучения.
Лабораторные работы в объеме определенного курса способствуют усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний. Методические указания направлены на формирование у студентов практических навыков проведения химических опытов, статистической обработки экспериментальных данных и оценки результатов эксперимента.
Введение
Изучение учебных дисциплин «Химия», «Общая и неорганическая химия», «Неорганическая химия» при подготовке бакалавров, специалистов имеет следующую цель:
формирование у студента химического мышления, которое необходимо при решении многообразных производственных проблем, связанных как с вопросами оптимальности технологических процессов, надежности работы технологических систем и оборудования, так и с вопросами охраны окружающей среды.
В результате изучения дисциплины, при выполнении лабораторных работ в соответствии с Госстандартом, ФГОС студенты должны:
Знать:
- теоретические основы химии, как науки о веществах и законах их превращений;
- основные классы неорганических веществ, их свойства и области применения;
- основные закономерности протекания химических реакций;
- особенности протекания химических реакций в различных фазах, в частности в растворах;
Уметь:
- использовать и применять теоретические основы на практике;
- решать конкретные практические задачи;
- разбираться и самостоятельно ориентироваться в химических вопросах, возникающих в дальнейшей работе;
Владеть:
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- методами планирования и проведения измерительных экспериментов, выбора и использования методов обработки экспериментальных данных и оценки результатов эксперимента;
- практическими навыками проведения экспериментов и статистической обработки экспериментальных данных;
- методами оценки погрешностей при проведении экспериментов;
- навыками выполнения химических лабораторных операций.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- уметь использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
- владеть основами методов исследования, анализа, диагностики и моделирования свойств веществ, физико-химических процессов в них и в технологиях получения, некоторыми навыками их использования в исследованиях и расчетах;
- владеть навыками сбора данных, изучения, анализа и обобщения научно-технической информации по тематике исследования, сопоставление полученных результатов с известными литературными или практическими данными.
Знания по дисциплинам Химия», «Общая и неорганическая химия», «Неорганическая химия» необходимы студентам для усвоения знаний по органической химии, физико-химическим методам анализа, физической химии, коллоидной химии, электрохимии и защите от коррозии, общей химической технологии, безопасности жизнедеятельности.
Настоящие методические указания составлены в соответствии с программой курса по дисциплинам «Общая и неорганическая химия», «Химия», «Неорганическая химия» для студентов всех специальностей, направлений и профилей очной и заочной форм обучения. Предлагаемая система методических указаний направлена на формирование у студентов навыков самостоятельной работы с учебной литературой, умений отвечать на поставленные вопросы, структурировать изученное, решать качественные и количественные задачи.
Методические указания содержат программный материал и перечень лабораторных работ для проведения текущего контроля знаний студентов по темам:
- Способы выражения концентрации растворов.
- Растворы электролитов. Обменные реакции в растворах электролитов.
- Гетерогенное равновесие в растворах малорастворимых сильных электролитов.
Экспериментальная часть
Цель работы:
1) освоение методики приготовления раствора заданной концентрации методом разбавления;
2) определение концентрации приготовленного раствора по его плотности.
Пример расчета.
Какие объемы воды и 18%-ного (по массе) раствора NaClнужно взять для приготовления 100 мл 5%-ного (по массе) раствора NaCl.
Дано: | Решение: |
w1 (NaCl) = 18% Vр-ра2= 100 мл w2 (NaCl) = 5% | 1. Найдем массу 100 мл 5%-ного раствора NaCl. Для этого по табл. 1 определим плотность 5%-ного раствора: ρр-ра2 = 1,034 г/см3. mр-ра2= ρр-ра2 * Vр-ра2= 1,034 г/мл ∙ 100 мл = 103,4 г |
2. Определим массу NaCl, содержащуюся в 103,4 г 5%-ного раствора. w2 (NaCl) = m2(NaCl)/ mр-ра2* 100%, следовательно, m2(NaCl) = mр-ра2* w2 (NaCl) / 100% = 103,4 г * 5% / 100%= = 5,17 г. | |
3. Найдем массу 18% раствора, содержащего 5,17 г NaCl. m1(NaCl) = m2(NaCl) = 5,17 г; w1 (NaCl) = m1(NaCl)/ mр-ра1* 100%, следовательно, mр-ра1= m1(NaCl) * 100% / w1 (NaCl) = = 5,17г*100 % / 18 % = 28,72 г. | |
Найти: Vр-ра1= ? V(Н2О) = ? | 4. Рассчитаем объем 18% раствора, предварительно определив по табл. 1 плотность исходного раствора ρр-ра1=1,132 г/см3. Vр-ра1= mр-ра1/ ρр-ра1 = 28,72 г /1,132 г/мл ≈ 25,4 мл (расчет выполняем до второго знака после запятой и округляем до первого знака после запятой). |
5. Найдем объем воды, необходимый для приготовления 100 мл 5% раствора NaCl. V(Н2О) = Vр-ра2- Vр-ра1= 100-25,4 ≈ 74,6 мл. | |
Ответ: для приготовления 100 мл 5% раствора NaClтребуется 25,4 мл 18% раствора NaClи 74,6 мл воды. |
Таблица 1 – Плотность водного раствора хлорида натрия при 20°С
Концентрация, % | ||||||||||||||
Плотность, г/см3 | 1,005 | 1,013 | 1,020 | 1,027 | 1,034 | 1,041 | 1,049 | 1,056 | 1,063 | 1,071 | 1,086 | 1,101 | 1,116 | 1,132 |
Перечень вариантов лабораторной работы
№ варианта | Концентрация хлорида натрия, % | Контрольные вопросы | ||
В исходном растворе, w1 | заданная,w2 | Для специальностей химического профиля | Для специальностей нехимического профиля | |
Контрольные вопросы и задачи
1. Сколько граммов хлорида аммония необходимо для приготовления 0,2 М раствора объемом 500 мл? Рассчитайте нормальность этого раствора.
2. Смешали 300 г 20 %-ного раствора и 500 г 40 %-ного раствора хлорида натрия. Чему равны массовая и мольная доли полученного раствора?
3. Какой объем 12 %-ного раствора гидроксида калия (r = 1,1 г/мл) можно приготовить из 2 л 44 %-ного раствора (r = 1,5 г/мл)? Рассчитайте нормальность и моляльность этого раствора.
4. Смешаны 800 мл 3 н раствора и 1,2 л 12 %-ного раствора гидроксида калия (r = 1,1 г/мл). Вычислите молярность и моляльность полученного раствора.
5. Сколько граммов 32 %-ного раствора азотной кислоты следует добавить к 600 г 80 %-ного раствора той же кислоты для получения 64 %-ного раствора?
6. К 1 л 25 % - ной азотной кислоты, плотность которой 1,173 г/см3, добавили 1 л воды. Вычислите массовую и мольную доли (%) азотной кислоты в полученном растворе.
7. Рассчитайте массовую долю растворенного вещества и молярную концентрацию эквивалента в 3 М растворе сернистой кислоты (r = 1,15 г/мл).
8. Рассчитайте молярность и нормальность раствора с массовой долей серной кислоты 20% (ρ = 1,15 г/мл).
9. В воде объемом 450 мл растворили 50 г гидроксида натрия. Плотность полученного раствора ρ = 1,05 г/мл. Рассчитайте массовую долю (%), молярность и нормальность полученного раствора.
10. Рассчитайте массовую долю растворенного вещества и молярную концентрацию эквивалента в 0,1 М растворе фосфата натрия (r = 1,01 г/мл).
11. Рассчитайте молярную концентрацию 0,6 н раствора нитрата бария.
12. Рассчитайте молярную концентрацию раствора, содержащего в 1 л 0,6 моль эквивалента нитрата меди (II).
Экспериментальная часть
Цель работы: изучение взаимодействий в растворах электролитов.
Экспериментальная часть
Цель работы:
-изучение условий образования и растворения осадков малорастворимых сильных электролитов.
Опыт № 1. Образование одним и тем же ионом нескольких малорастворимых соединений
Налейте в две пробирки по 2-3 капли раствора нитрата свинца (II), после чего добавьте в одну из них 3-4 капли раствора иодида калия, в другую - столько же хромата калия.
Отметьте цвет образовавшихся малорастворимых соединений.
Напишите краткие ионно-молекулярные уравнения реакций.
Вычислите в каждом отдельном случае концентрацию ионов свинца Рb2+, соответствующую состоянию равновесия насыщенного раствора, исходя из значений ПР малорастворимых соединений: ПР(PbI2) = 1,1*10-9; ПР(PbCrO4) = 1,8*10-14.
В каком случае в растворе остается наименьшая концентрация ионов свинца?
Сделайте вывод об условии образования каждого из полученных малорастворимых сильных электролитов.
Литература
1. Коровин Н.В. Общая химия [Текст]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по техническим направлениям и специальностям / Коровин Н.В. – М.: Высшая школа, 2007 – 558 с.
2. Ахметов Н.С.Общая и неорганическая химия [Текст]: учебник для студентов химико-технологических специальностей вузов / Н. С. Ахметов – М.: Высшая школа, 2009. – 743 с.
3. Коровин Н.В. Лабораторные работы по химии [Текст]: учебное пособие /Мингулина Э.И., Рыжкова Н.Г. – М.: Высшая школа, 2001. – 256 с.
4. Ахметов Н. С., Азизова М. К., Бадыгина Л. И. Лабораторные и семинарские занятия по неорганической химии [Текст]: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2003. – 368 с.
5. Глинка, Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В. А. Рабиновича, Х. М. Рубиной. – М.: Интеграл-Пресс, 2007. - 240 с.
Оглавление
Введение. 3
Правила работы в химической лаборатории и техника безопасности. 4
РАБОТА № 4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА ЗАДАННОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ.. 6
Краткое теоретическое обоснование. 6
Экспериментальная часть. 9
Перечень вариантов лабораторной работы.. 10
Контрольные вопросы и задачи. 10
РАБОТА № 5 РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА.. 12
Краткое теоретическое обоснование. 12
Экспериментальная часть. 14
Рекомендации по оформлению отчета: 15
Перечень вариантов лабораторной работы.. 16
Контрольные вопросы и задачи. 16
РАБОТА № 6. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕТЕРОГЕННОГО РАВНОВЕСИЯ В РАСТВОРАХ МАЛОРАСТВОРИМЫХ СИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ.. 18
Краткое теоретическое обоснование. 18
Экспериментальная часть. 19
Перечень вариантов лабораторной работы.. 21
Контрольные вопросы и задачи. 21
Литература. 22
Приложение №1
Рекомендуемая форма оформления титульного листа отчета по лабораторной работе
Кафедра ОФХ
Лабораторная работа № 4
Тема: Приготовление раствора заданной концентрации
Цель работы:
1) освоение методики приготовления раствора заданной концентрации методом разбавления;
2) определение концентрации приготовленного раствора по его плотности.
Вариант 1
Выполнил: ФИО обучающегося, группа
Работа выполнена: (дата выполнения работы)
Для заметок
Для заметок
Для заметок
Учебное издание
РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
Часть 1
Методические указания для лабораторных работ
Составители:
Севастьянова Галина Константиновна,
Карнаухова Тамара Михайловна
В авторской редакции
Подписано в печать_________ Формат 60х901/16. Печ. л. 1,75
Тираж 100 экз. Заказ №
Библиотечно-издательский комплекс
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Тюменский индустриальный университет»
625000, Тюмень, ул. Володарского, 38
Типография библиотечно-издательского комплекса
625039, Тюмень, ул. Киевская, 52
ШМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт промышленных технологий и инжиниринга
Кафедра «Общая и физическая химия»
РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
Часть 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для лабораторных занятий
по дисциплинам «Химия», «Общая и неорганическая химия»,
«Неорганическая химия»
для обучающихся 1 курса всех специальностей, направлений и профилей очной и заочной форм обучения
Составители:
Г. К. Севастьянова,
кандидат химических наук, доцент
Т. М. Карнаухова,
кандидат химических наук, доцент
Тюмень
ТИУ
Растворы электролитов. часть 1: методические указания для лабораторных занятий / сост. Г.К.Севастьянова, Т.М.Карнаухова; Тюменский индустриальный университет. – Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2016. – 28 с.
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры общей и физической химии
« 23» марта 2015 года, протокол № 7.
Аннотация
Методические указания для лабораторных занятий предназначены для обучающихся 1 курса всех специальностей, направлений и профилей очной и заочной форм обучения.
Лабораторные работы в объеме определенного курса способствуют усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний. Методические указания направлены на формирование у студентов практических навыков проведения химических опытов, статистической обработки экспериментальных данных и оценки результатов эксперимента.
Введение
Изучение учебных дисциплин «Химия», «Общая и неорганическая химия», «Неорганическая химия» при подготовке бакалавров, специалистов имеет следующую цель:
формирование у студента химического мышления, которое необходимо при решении многообразных производственных проблем, связанных как с вопросами оптимальности технологических процессов, надежности работы технологических систем и оборудования, так и с вопросами охраны окружающей среды.
В результате изучения дисциплины, при выполнении лабораторных работ в соответствии с Госстандартом, ФГОС студенты должны:
Знать:
- теоретические основы химии, как науки о веществах и законах их превращений;
- основные классы неорганических веществ, их свойства и области применения;
- основные закономерности протекания химических реакций;
- особенности протекания химических реакций в различных фазах, в частности в растворах;
Уметь:
- использовать и применять теоретические основы на практике;
- решать конкретные практические задачи;
- разбираться и самостоятельно ориентироваться в химических вопросах, возникающих в дальнейшей работе;
Владеть:
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- методами планирования и проведения измерительных экспериментов, выбора и использования методов обработки экспериментальных данных и оценки результатов эксперимента;
- практическими навыками проведения экспериментов и статистической обработки экспериментальных данных;
- методами оценки погрешностей при проведении экспериментов;
- навыками выполнения химических лабораторных операций.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- уметь использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
- владеть основами методов исследования, анализа, диагностики и моделирования свойств веществ, физико-химических процессов в них и в технологиях получения, некоторыми навыками их использования в исследованиях и расчетах;
- владеть навыками сбора данных, изучения, анализа и обобщения научно-технической информации по тематике исследования, сопоставление полученных результатов с известными литературными или практическими данными.
Знания по дисциплинам Химия», «Общая и неорганическая химия», «Неорганическая химия» необходимы студентам для усвоения знаний по органической химии, физико-химическим методам анализа, физической химии, коллоидной химии, электрохимии и защите от коррозии, общей химической технологии, безопасности жизнедеятельности.
Настоящие методические указания составлены в соответствии с программой курса по дисциплинам «Общая и неорганическая химия», «Химия», «Неорганическая химия» для студентов всех специальностей, направлений и профилей очной и заочной форм обучения. Предлагаемая система методических указаний направлена на формирование у студентов навыков самостоятельной работы с учебной литературой, умений отвечать на поставленные вопросы, структурировать изученное, решать качественные и количественные задачи.
Методические указания содержат программный материал и перечень лабораторных работ для проведения текущего контроля знаний студентов по темам:
- Способы выражения концентрации растворов.
- Растворы электролитов. Обменные реакции в растворах электролитов.
- Гетерогенное равновесие в растворах малорастворимых сильных электролитов.