Особенности организации нестандартных уроков
Особенности- отличительная черта кого/чего то, что придает своеобразие кому/чему. Организация- совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса, однако не для кого, не секрет, что не редко ученик является лишь пассивным созерцателем урока, главное место на котором отводится монологу учителя. Устный опрос отдельных учащихся так же не вызывает особой активности учеников класса. Побудить школьников к активизации, к реализации скрытых возможностей каждого ученика, позволяют нестандартные уроки. На таких уроках воплощается в общем деле творчество учителя и учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают много. Такие уроки показывают, что учебный материал усваивается легче. На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные знания. Нестандартные задания- понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий- их связь «с деятельностью, которой называют продуктивной», творческой. Нестандартный урок- стимулирует у школьников мотивацию к учению, помогает формировать навыки учебной деятельности, оказывает эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителя разнообразить жизнь школьника, вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе: удовлетворить потребности ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует о попытках учителя выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия и в этом заключается положительная сторона нестандартных уроков. Таким урокам необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуре урока. Организация учебно-воспитательного процесса в современной школе требует от учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержании форм и методов построении учебной деятельности учащихся. В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы. Поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока тема, формы занятий могут быть различны. В работе с детьми необходимо добиваться того, чтобы каждый ученик работал в меру своих способностей, чувствуя и развивая эти способности. Дети охотно идут на урок, если весь урок они активно трудятся, стремясь приобрести новые знания, а уходят с чувством удовлетворения. Проводятся нетрадиционные уроки не чаще 1-2 раз в четверти, обычно при завершении изучения какого-либо раздела, поэтому желательно ставить их последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков. Нестандартные уроки помогают избавиться от «ярлыков на учащихся», так как каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны. Эти уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки, так же данные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, учат общаться.
Нестандартные уроки отличаются от обычных традиционных уроков дополнительным фантазийным элементом, который способен вызвать у детей интерес и стремление к мыслительной деятельности. Большой объем работы представлен в игровой форме. учитель в праве делать коррективы в проведении урока: вносить изменения, дополнения, сокращения. Когда предложен большой объем материала, учителю есть из чего выбрать и что с чем скомпоновать для своего класса. Предложенный в конце некоторых уроков дополнительный материал, учитель может использовать по своему усмотрению на данном или последующих уроках. Нестандартные уроки характерны своими особенностями:
1. Оригинальностью замысла
2. Оригинальностью сюжета
3. Оригинальностью структуры
Что позволяет говорить о таких уроках, как о творческих и авторских.
Таким образом, можно сделать вывод: что от умения учителя правильно организовать урок зависит во многом эффективность учебного процесса. Нестандартные уроки дают возможность не только поднять интерес учеников к изучаемому предмету, стимулировать их творческую самостоятельность обучать работе с различными источниками знаний, но и развить мотивацию учебной деятельности младших школьников.