Эффективная организация работы команды держится на умении налаживать связь с коллективом и мотивации людей
Многие идеи, выдвинутые всемирно известным специалистом Д. Карнеги (1888-1955 гг.) в области отношений между людьми, остаются актуальными по сегодняшний день. Некоторые советы американского психолога Дейла Карнеги из книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» можно применять как теоретическое пособие для организации эффективной работы команды. Основные из них:
· Начинайте день с похвалы сотрудников. Это послужит залогом для большей самоотдачи и создаст дополнительную мотивацию;
· Хвалите за любое достижение и успех. Следствием, как и в предыдущем случае, будет мотивация и желание дальше работать более эффективно;
· Хороший лидер воспитывает лидеров у себя в команде. Ваши подчиненные должны быть лидерами сами для себя, уметь работать без вас;
· Сделайте так, чтобы люди были счастливы выполнять свою работу. Видя в ваших предложениях выгоду для себя, сотрудник полюбит и вас, и свою работу, что сделает его более нацеленным на хорошее выполнение своих обязанностей;
· Указывайте на ошибки лично. Критикуя человека публично, вы не только ставите его в неудобное положение, но и себя выставляете несочувствующим. Указывая на ошибки, будьте вежливым, приводите примеры собственных оплошностей. Это сделает вас в глазах других человеком, заслуживающим доверия;
· Говорите о людях хорошо. Давая характеристику своим сотрудникам, указывайте на качества, которых, возможно, нет, но которые нужны для работы. Это будет мотивировать их соответствовать полученной репутации и развивать недостающие качества.
Работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу — этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств.
1) Прежде всего это цели предстоящей деятельности коллектива, соответствующей внутренним стремлениям людей, ради которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков и подчиниться групповой власти.
2) Другим важным условием успешного формирования коллектива является наличие определенных, пусть даже незначительных, успехов в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной.
3) Сплоченный коллектив не может существовать без надлежащей совместимости образующих его людей: психологической, профессиональной, интеллектуальной, а также правильного распределения между ними обязанностей в соответствии со способностями и желаниями каждого.
4) Наконец, каждый коллектив должен найти свою нишу в структуре организации, где бы он мог полностью реализовать свои цели и потенциал.
5) Для обретения успеха официальному коллективу необходим сильный руководитель, а лучше — руководитель-лидер, а неофициальному — лидер, которому коллектив готов подчиняться и идти с ним к поставленной цели, несмотря на все трудности.
Лидер – это человек, который ведёт за собой группу людей к какой-либо цели.
Именно, глагол «ведёт» характерен для лидера. Лидер не должен только отдавать поручения, а сам сидеть на одном месте. Он обязан выполнять гораздо сложную работу нежели его подчиненные. Лидер должен активно участвовать во всех жизненных процессах команды, а также работы в целом. Команда не может существовать без лидера также, как государство не может существовать без правительства.
В обязанности лидера входит:
1. Разрешение конфликтных ситуаций между членами команды.
2. Регламент дальнейших действий команды.
3. Распределение обязанностей между членами команды.
4. Проверка качества проделанных работ.
5. Отслеживание активности членов команды.
6. Учитывать индивидуальные особенности каждого члена команды.
7. Отслеживание физиологического и психического состояния каждого члена команды.
Обязанности команды в свое время уважать лидера и выполнять его поручения. Доверять своему руководителю необходимо больше, чем самому себе. (Менеджмент. Учебное пособие)
Существуют различные ситуации относительно лидера в команде:
1. Лидер – «царь». Данное положение лидера относительно команды может быть мало продуктивным, так как лидер сидит сложа руки и только командует. Его не интересуют какие-либо проблемы, возникшие в связи с разногласиями между членами команды, не физиологическое состояние, не психологическое состояние, а также он не принимает участие в работе физически. Итоги работы команды под руководством «царя» будут не сильно успешными, так как не все захотят подчиняться бездельнику и крикуну.
2. Лидер – «раб». В команде, где руководит «раб» также не будут наблюдаться грандиозные успехи, так как лидер «берет на себя больше чем он может поднять…». Коллектив просто «сядет ему на шею». Члены группы даже не подумают напрягаться ради если поймут, что за них все сделает их «раб».
3. Лидер – «отшельник». Чаще всего данный тип был избран путем жеребьевки. Такой лидер как правило не приносит никакой пользы для команды. Он просто существует. Не исполняет не одной из своих обязанностей и вообще не заинтересован в дальнейшем результате работы.
4. Лидер – «звено». То самое звено необходимое любой команде. Звено связывающее членов команды воедино. Звено связывающее команду с работой. И наконец, как недостающее звено в цепи общего механизма работы и команды в целом.
В современном мире есть более упрощенный вариант положения лидера относительно команды.
1.Лидер.
2.Босс.
Различия:
Босс | Лидер |
Скажет «Я» | Скажет «МЫ» |
Использует людей | Сотрудничает с людьми |
Скажет «ИДИ» | Скажет «ПОЙДЕМ» |
Командует | Советуется |
Интересует результат | Интересует качество |
Заставляет уважать себя | Зарабатывает уважение делами |
Знает как надо делать | Покажет как надо делать |
Таблица 1
Итогами отлично выполненной командной работы может похвастаться только истинный лидер, который будет в команде как рядовым участником, так и лидером, который сможет объединить людей в одно целое, который заинтересован как в результате, так и в качестве.
Тест: «Конструктивный рисунок из геометрических фигур»
Описание теста.
Тест направлен на выявление склонности 1 из 8 типов личности. Своеобразие выполненных с помощью психографического теста рисунков отличается четкостью, выразительностью и индивидуальностью. В каждом из рисунков находит отражение личность его создателя. Сопоставление в процессе многолетнего исследования особенностей конструктивных рисунков фигуры человека из геометрических форм с поведением, свойствами нервной системы, чертами характера, стилем межличностных отношений и другими психологическими и психофизиологическими характеристиками выявило между ними тесную связь. Как показали данные экспериментального исследования, по предпочтению семантики используемых в тесте ТиГр (тест идеографический) основных геометрических форм и психографическим профилям рисунков возможно выявить индивидуальные и типологические особенности человека
Инструкция: "Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие".
Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к "острой", "наступательной" фигуре, связанной с мужским началом. Круг — фигура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что- либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, "технический модуль". Также интересна позиция и размер рисунка на листе (самооценка). Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода "систему" индивидуально-типологических различий (см. табл. 1).
Положительные факторы теста:
1) Может определить профессиональную пригодность, склад ума, эмоциональность и самооценку личности.
2) Тест интересно выполнять, действует только воображение.
3) Уникальность каждого рисунка (возможность узнать дополнительные черты и склонности автора рисунка).
4) Затраты времени на тест минимальны.
Виды типов личности
Таблица 1 Система индивидуально-психологических различий, выявленных при выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометрических фигур
Типы: I тип—"руководитель". Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально- значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют "елку" в тесте "Дерево". Формулы рисунков: 901,910, 802,811, 820,703,712,721,730, 604,613,622,631,640. Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно — 703, 712, 721, 730; при-воздействии речью на людей — вербальный руководитель или "преподавательский подтип" — 604, 613, 622, 631, 640. Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития, индивидуальные черты развития, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне могут выявляться в профессиональной деятельности а присутствовать ситуативно, хуже, если не адекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.
II тип — "ответственный исполнитель" — обладает многими чертами типа "руководитель", являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения. Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
III тип — "тревожно-мнительный"— характеризуется разнообразием способностей и одаренности — от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часть сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании. Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 — "поэтический подтип" — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе "Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать". Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.
IV тип — "ученый". Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение. Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 — подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной. Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.
V тип — "интуитивный". Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемой от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы. Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 1280. Подтип 235 — часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 — обладает способностью к литературному творчеству; 217 --обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 — большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.
VI тип — "изобретатель, конструктор, художник". Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. Формулы рисунков: 109,118,127,136,145,019,028,037,046. Подтип 109 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 — тип с наиболее выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.
VII тип — "эмотивный". Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей. Формулы рисунков: 550,451,460,352,361,370,253,262,271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
VIII тип — обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна "черствость", которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем. Формулы рисунков: 901,802,703,604,505,406,307,208,109.