Занятие № 7. Фонетическое членение речи. Позиционные изменения. Транскрипция

Контрольные вопросы

1. Какие выделяются группы фонетических единиц?

2. Что такое сегментные единицы речи? Назовите их, охарактеризуйте. (Звук, слог, фонетическое слово, такт, фраза). Совпадают ли границы такта с границами слова?

3. Что объединяет несколько тактов в одну фразу?

4. Что такое клитики (проклитика, энклитика)?

5. Суперсегментные (супрасегментные) единицы? Назовите их.

6. Что такое интонация? Перечислите элементы, составляющие интонацию.

7. Что такое ритмика речи? Чем она определяется?

8. Сравните ритм русской речи и речи изучаемого языка. В чем разница?

9. Какова роль внутрифразовых пауз? Какова роль внутрифразовых пауз?

10. Что такое фразовое ударение? В чем разница между фразовым и логическим ударением?

11. Что такое ударение? Виды ударения в языках мира.

12. Что такое словесное ударение? В чем его отличие от фразового ударения?

13. Какое ударение называется свободным? Фиксированным? Одноместным? Разноместным? Подвижным?

14. Чем отличается по месту ударного слога в слове изучаемый язык от русского?

15. Назовите языки с фиксированным ударением разного типа:

а) разноместным, б) одноместным.

16. Чем вызываются позиционные изменения звуков? Что такое редукция звука? В результате чего она возникает? В чем состоит качественная редукция звука, чем она отличается от количествен-ной редукции?

17. Назовите основные правила транскрипции (см. Приложение).

Практические задания

1. Нижеследующий текст разделите на фразы, такты, укажите проклитики и энклитики.

Волшебные чёрные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. Ночь начала закрывать чёрным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонёчки где-то далеко внизу, теперь уже не интересные и не нужные никому, чужие огоньки. Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на неё сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звёзд. Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы.

2. Чем объясняется одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов:

частота — чистота; леса —лиса; паз —пас; милок —мелок; дров — дроф; кот — код; столб — столп.

3. Затранскрибируйте:

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

-Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Выпишите все случаи комбинаторных и позиционных изменений, охарактеризуйте их.

Занятие № 7. Фонетическое членение речи. Позиционные изменения. Транскрипция - student2.ru

Занятие № 8. Фонема

Контрольные вопросы

1. Назовите три аспекта изучения звуков речи.

2. Какова природа звуковых признаков, составляющих физиологический (артикуляционный) аспект звуков речи? Перечислите эти признаки на примере отдельных звуков.

3.Какова природа звуковых признаков, составляющих физический (акустический) аспект звуков речи? Перечислите эти признаки на примере отдельных звуков.

4. В чем заключается основная функция звуков речи?

5.Что такое функциональный аспект звуков речи? Почему его же называют социальным аспектом? В чем социальность звука?

6.Можно ли сказать, что социальный аспект звуков речи составляется звуковыми признаками, материально отличными от первых двух типов признаков?

7. Что такое фонема? Отличие фонемы от звука.

8. Почему в отдельной фонеме нельзя указать функционально значимые признаки, если неизвестно, в каком языке она используется?

9. Как иначе называются функционально важные звуковые признаки?

10. В чём разница между фонологическими и нефонологическими признаками?

11. Какие признаки являются фонологически существенными для системы русских согласных? В каких языках долгота – краткость гласных является дифференциальным признаком?

12. Что такое аллофон? Перекрещивающиеся и неперекрещивающиеся ряды аллофонов.

13. Что такое вариации фонем? Приведите примеры.

14. Что такое варианты фонем?

15. В каких позициях реализуются сильные и слабые варианты фонем (для гласных и согласных) - в русском языке? В английском? В немецком? Во французском?

16. Как определить, являются ли два звука в конкретном языке вариантами одной фонемы или вариантами разных фонем? (Правило Н.С. Трубецкого).

17. Что такое оппозиция фонем? Какие виды оппозиций вы знаете? Приведите примеры?

18. Что такое коррелятивная пара фонем (или звуков)? Приведите примеры коррелятивных пар.

19. Что такое нейтрализация фонологических оппозиций? Что возникает в результате нейтрализации?

20. Опишите условия, могущие вызвать нейтрализацию фонологических оппозиций. Приведите примеры.

21. Приведите примеры фонологизации и дефонологизации в истории языков.

22. Что такое система фонем? Почему фонемы любого языка существуют только как члены системы?

23. Каковы состав и особенность системы фонем в русском языке? В английском? В немецком? Во французском?

Практические задания.

1. Сколько звуковых оппозиций существует между следующими парами звуков? Выделите коррелятивные пары: [д – н; г – к; д – ж; л – р; д’ – с; ж – м; ч - в]

2. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы

следующих пар слов: дал— бал; зал — жал; год —кот; быль — пыль; ток — сок
моль —боль; ум—им; шар —пар; рок —бок; щель —мель, ус — ас; лом — ром; пар – бар, пыл – пил, искра – астра, год – род, честь — жесть.

3. Какие получатся слова, если звуки данных слов произнести в обратном порядке: ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ожог, ток.

4. Исключите пятое лишнее: ивнад, лоркес, нватерс, ракыш, султ.

5. Определите по правилу Трубецкого, являются ли в русском языке вариантами одной фонемы или разных фонем: [н] - [н’], [л] - [л’], [г] - [г фрик.], [ы] - [и], [к] - [к’]; в латинском языке [а] - [а долгое].

6. Какими звуками различаются слова «кафель» и «кефаль», «кефаль» и «факел»? В каком случае различий больше?

Варианты экзаменационных билетов на контрольной работе по фонетике и генеалогической классификации языков

Билет № 1

1. Артикуляция. Артикуляционная база. Основные отличия гласных от согласных. Принципы классификации гласных и согласных.

2. Распределите языки по семьям, группам и подгруппам:

венгерский, карельский, туркменский, алеутский, английский, польский, киргизский, аварский, вьетнамский, якутский, чеченский.

3. Какими фонемами различаются слова: лук – люк, лот – лёт, стал – сталь.

4. Решите пропорции: [м:н=п:?]; [с:н=w:?]; [и:ы=?:а]

5. Затранскрибируйте:

Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного дерева.

Выпишите все случаи комбинаторных изменений, охарактеризуйте их.

Выпишите варианты фонем В, С, О.

Билет № 2

1. Позиционные изменения звуков.

2. Распределите языки по семьям, группам и подгруппам:

Персидский, латышский, чувашский, итальянский, синдхи, калмыкский, серболужицкий, арабский, чешский, бурятский, галльский.

3. Какие комбинаторные изменения произошли в следующих словах, охарактеризуйте их: аккомодация, шпиён, орденосец, ножища (ср. нога), верблюд<вельблюд, асвальт вместо асфальт.

4. Приведите примеры нейтрализации фонем.

5. Затранскрибируйте:

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

-Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Выпишите все случаи комбинаторных изменений, охарактеризуйте их.

Выпишите варианты фонем Д, С, А.

Билет № 3

1. Фонема. Позиции фонем, дифференциальные признаки фонем. Понятие о системе фонем.

2. Распределите языки по семьям, группам и подгруппам:

белорусский, японский, чукотский, хазарский, хантыйский, прусский, шотландский, туркменский, иврит, осетинский, грузинский.

3. Какие согласные называются фрикативными? Распределите их по месту образования.

4. Решите пропорции: [и:е=у:?]; [т:к=с:?]; [х:ŋ=с:?]

5. Затранскрибируйте:

Прекрасный день, счастливый день!

И солнце, и любовь!

С нагих полей сбежала тень,

Светлеет сердце вновь.

Выпишите все случаи комбинаторных изменений, охарактеризуйте их.

Выпишите варианты фонем В’, С, Э.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРАВИЛА ТРАНСКРИПЦИИ

Фонетическая транскрипция – это особый вид письма для наиболее точной передачи звукового состава языка. Основными правилами транскрипции являются следующие:

1. Каждый звук обозначается одним, причем одним и тем же знаком. Каждый знак обозначает один звук, причем один и тот же.

2. Дополнительные особенности звуков обозначаются специальными дополнительными значками: мягкость – апострофом: петь [п’эт’], всегда обозначается мягкость Ч – ч’ и Щ - ш­’, не обозначается мягкость мягкого йота, звуки Ш, Ж, Ц всегда твердые; долгота обозначается прямой черточкой вверху: ванна [ван­ъ].

3. Йотированные (йотовые) буквы Я, Ю, Е, Ё могут обозначать один звук и мягкость предшествующего согласного и два звука – j и гласный. Два звука они обозначают в следующих позициях:

а) в абсолютном начале слова: яма [jамъ], юбка [jупкъ], ёж [jош], ель [jэл’];

б) после гласной: пояс [поjьc], поезд [поjьст], поёжиться [пΛjожыц­ъ], уют [уjут];

в) после разделительных твердого и мягкого знаков: вьюга [вjугъ], съел [сjэл].

После мягких согласных йотированные буквы обозначают один гласный звук: няня [н’ан’ь], люлька [л’ул’къ], мёл [м’ол], мель [м’эл'].

4. В каждом слове ставится ударение. Слова, не имеющие самостоятельного ударения и примыкающие к ударным (клитики – проклитики и энклитики), для удобства пишутся через дефис: перед уроком [п’ьр’ьт-урокъм], он пришёл-таки [Λн-пр’ишол-тък’и]. Не иметь ударения, примыкать могут и самостоятельные части речи: на голову [на-гълъву].

5. Количественная редукция (частичное сокращение) неударных Ы, У, И в транскрипции не отображается.

6. Отображаются следующие качественные изменения гласных фонем в слабых позициях:

А после твердых: под ударением – а:сам [сам], первый предударный и в абсолютном начале слова – Λ (крышечка): сама [сΛма], остальные – ъ: самостоятельная: [cъмъстΛjат’ьл’нъjь].

Апосле мягких: под ударением – а:пять[п’ат’], первый предударный и в абсолютном начале слова – иэ:пятак [п’иэтак],остальные –ь: пятикопеечная [п’ьт’икΛп’эjьшнъjь] .

Опосле твердых: под ударением – о: сом [сом], первый предударный и в абсолютном начале слова – Λ (крышечка): сома [сΛма], остальные – ъ: домоводство [дъмΛвоцтвъ].

Е (Э)после мягких: под ударением – э:лес[л’эс], первый предударный – иэ:лесной [л’иэсноj],остальные –ь: лесовоз [л’ьсΛвос].

Е (Э)после твердых: под ударением э:мэр[мэр],первый предударный – ыэ: желтеть [жыэлт’эт’], остальные – ъ: желтизна: [жълт’изна].

7. Отражается оглушение звонких согласных на конце слова: город [горът].

8. Отражаются комбинаторные изменения согласных (ассимиляция, диссимиляция, диэреза и др.): травка [трафкъ], умывается [умываjьц­ъ] солнце [cонцъ], в том числе и ассимиляция перед следующим словом: кот бегал [код б’эгъл]. Аффрикаты Ч и Ц озвончаются в ДЖ и ДЗ: дочь больна [додж’ бΛл’на], отец болен [Λт’эдз бол’ьн]. Глухой Х озвончается в g: смех был [см’эg был]. Оглушенный в конце слова согласный в результате ассимиляции может опять озвончиться: город затих [горъд зΛт’их]. Отражается аккомодация - переход И в Ы после твердого согласного: сшить [ш­ыт’], под избой [път-ызбоj], пришёл игрок [пр’ишол ыгрок].

9. Слова разделяются пробелами. Паузы внутри предложения обозначаются вертикальной чертой - | (паузы далеко не всегда совпадают с запятыми), предложения отделяются друг от друга двумя вертикальными чертами - ||.

ОБРАЗЕЦ ТРАНСКРИПЦИИ

Прекрасный день, счастливый день!

[пр’иэкрасныj д’эн’| ш­’иэc’л’ивыj д’эн’||]

И солнце, и любовь!

[И-сонцъ | и-л’убоф’||]

С нагих полей сбежала тень,

[с-нΛг’их пΛл’эj | зб’иэжалъ т’эн’||]

Светлеет сердце вновь.

[с’в’иэтл’эjьт с’эрцъ вноф’||]

Задание: выпишите комбинаторные изменения, охарактеризуйте их.

Ответ:

диэреза – счастливый [ш­’иэc’л’ивыj], солнце [сонцъ], сердце [с’эрцъ];

ассимиляция: счастливый [ш­’иэc’л’ивыj] – полная, контактная, прогрессивно-регрессивная; сбежала [зб’иэжалъ] – частичная, по звонкости, контактная, регрессивная; счастливый [ш­’иэc’л’ивыj], светлеет [с’в’иэтл’эjьт] - частичная, по мягкости, контактная, регрессивная.

Задание:выпишите варианты фонем А, О, Е, В, В’, З, З’, С, С’, Д, Д’, Т, Т’.

Ответ:

варианты фонемы А:

сильный – под ударением [А] – прекрасный [пр’иэкрасныj], сбежала [зб’иэжалъ];

слабые:

после твердого:

[Λ] - первый предударный – с нагих [с-нΛг’их];

[Ъ] – заударный - сбежала [зб’иэжалъ];

после мягкого:

э]–первый предударный – счастливый [ш­’иэc’л’ивыj];

[Ь] – нет;

варианты фонемы О:

сильный – под ударением [О] – солнце [сонцъ];

слабые:

[Λ] - первый предударный – полей [пΛл’эj];

[Ъ] – нет;

варианты фонемы Е:

после мягкого:

сильный – под ударением [Э]– день [д’эн’], полей [пΛл’эj], тень [т’эн’], светлеет [с’в’иэтл’эjьт], сердце [с’эрцъ];

слабые:

э] - первый предударный - светлеет [с’в’иэтл’эjьт], прекрасный [пр’иэкрасныj], сбежала [зб’иэжалъ];

[Ь] – заударный - светлеет [с’в’иэтл’эjьт];

после твердого:

слабый – [Ъ] - заударный – [сонцъ], сердце [с’эрцъ];

Варианты фонемы В:

сильный: перед гласным – [В] - счастливый [ш­’иэc’л’ивыj]; перед сонорным – [В] – вновь [вноф’];

слабые – нет.

Обратите внимание!

В русском языке мягкость и твердость – дифференциальные фонематические признаки, поэтому В и В’ – разные фонемы.

Варианты фонемы В’:

сильный – перед гласным – [В’] - светлеет [с’в’иэтл’эjьт],

слабые – на конце слова – [Ф’] – любовь [л’убоф’], вновь [вноф’];

варианты фонемы З: нет;

варианты фонемы З’: нет;

варианты фонемы С:

сильный: перед гласным – [С] - солнце [сонцъ], перед сонорным – C - прекрасный [пр’иэкрасныj], с нагих [с-нΛг’их];

слабые: перед звонким согласным – [З] - сбежала [зб’иэжалъ], [ш­’] – счастливый – [ш­’иэc’л’ивыj], [C’] – светлеет [с’в’иэтл’эjьт], счастливый – [ш­’иэc’л’ивыj];

варианты фонемы С’:

сильный: перед гласным – [С’] – сердце [с’эрцъ];

слабые – нет;

варианты фонемы Д:

сильный – нет;

слабый – ноль звука - сердце [с’эрцъ];

варианты фонемы Д’

сильный – перед гласным – [Д’] – день [д’эн’];

слабые – нет;

варианты фонемы Т:

сильный – перед сонорным – [Т] – светлеет [с’в’иэтл’эjьт];

слабый – ноль звука – счастливый [ш­’иэc’л’ивыj];

варианты фонемы Т’:

сильный – перед гласным – [Т’] – тень [т’эн’];

слабый – нет.

Наши рекомендации