Фонетическое членение речи

Задания:

1. Укажите, какие комбинаторные и позиционные модификации встречаются в стихотворных строках:

Кончай

с деревней серенькой,

Вставай, который сер!

Вперегонки

с Америкой

иди, СССР!

Добьемся урожая мы –

втройне,

земля,

рожай!

Пожалте, уважаемый,

товарищ урожай! (В. Маяковский)

2. В диалектной речи или просторечии носителей русского языка можно услышать такие формы:

ндрав (из нрав), страм (из срам), здря (из зря), оман (вместо обман), колидор (вместо коридор).

Как называются эти явления? Объясните их возникновение.

3. Определите ассимиляцию в приведенных словах, указав

а) контактная или дистактная;

б) прогрессивная или регрессивная;

в) полная и частичная;

г) по какому звуковому признаку произошло уподобление:

лестница, езжу, подход, упавший, отцовский, рожки.

4. Распределите нижеследующие слова по группам в зависимости от происшедших в них звуковых изменений:

небезызвестный, ватрушка, месть, гусеница, разведка, Италия, солнце, сбор, машина, чувство, молотьба, знаменосец, встреча, ножик, вестник, пончик, сыграть, вензель.

5. Найдите в тексте энклитики и проклитики:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

6. Разделите следующий отрывок на слоги, охарактеризуйте каждый слог (прикрытый открытый, неприкрытый открытый, прикрытый закрытый, неприкрытый закрытый, полуоткрытый, полузакрытый):

Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей: так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка, а за ручьем, на северном склоне, среди хвойных деревьев лежит нетронутый снег. (М. Пришвин)

Форма проведения СРСП:

работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по анализу звуковых изменений, характеристике фонетических единиц, на которые распадается звуковой поток.

Методические рекомендации к выполнению заданий:

при решении задач на фонетические процессы начинать следует с установления того, что изменилось, с определения того, какой звук появился, выпал или заменился другим (в последнем случае – каким именно). Следующий шаг – выяснение того, почему произошло изменение, вызвано ли оно какими-то общими произносительными условиями (позиционное) или влиянием соседних или несоседних звуков (комбинаторное). Последний этап анализа – определение сущности фонетического процесса – классификации его как случая ассимиляции, диссимиляции, метатезы, эпентезы и т.д.

Литература:

основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21],

дополнительная: [6, 9, 13].

Неделя. Собственно лингвистический аспект (функциональный) в изучении звуков языка. Фонология

Задания:

1. Определите позиционные изменения (варианты) в следующих случаях, укажите слабые и сильные позиции фонем:

вода, вóды, водой; сапоги, сапог, сапогом; сестра, сестры; снег, в снегу; деревня, рябина, рябой, пряду, прядешь.

2. Какие пары согласных различаются между собой так же, как /т–с/? По каким признакам различаются эти фонемы?

3. Приведенные слова сгруппируйте попарно:

а) отличающиеся друг от друга одной фонемой;

б) -------------------------------двумя фонемами;

в) -------------------------------более, чем двумя фонемами:

спор, трава, дом, век, дрова, факт, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, заря, вода, плен, блеск, беда, гора, сени, клеть, плеск, пуля.

4. Какие фонетические и какие исторические чередования фонем представлены в словах:

беру – набор – брать – выбирать; гора – горы; носить – нес, поднос – вынашивать?

5. Сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите, чем различаются аллофоны каждой фонемы и чем обусловлено их употребление в словах:

За той чертой, глубокой как овраг,

Где сны мои сегодня побывали,

Существовал когда-то врач и враг,

Кудесник и мудрец существовали. (С. Кузнецова)

Форма проведения СРСП:

работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по фонологическому анализу.

Методические рекомендации к выполнению заданий:

осуществляя фонологический анализ, помните, что звуки,

различающиеся по своим акустико-артикуляционным признакам, могут быть тождественны функционально, т.е. быть реализациями одной и той же фонетической единицы языка. И, наоборот, сходные звуки могут быть функционально различны и реализовывать разные фонемы.

Литература:

основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21],

дополнительная: [6, 9, 13].

Неделя. Основные понятия морфемики. Функциональное словообразование

Задания:

1. Укажите, чем вызваны трудности морфемного анализа приведенных примеров:

судья, друзья, поет, воюют, настроение, здание, собачьею, собачью, строят.

2. Укажите производящую основу приведенных слов:

печник, утро, садовничать, земляника, поручение, овсянка.

3. Определить морфемный состав следующих слов, указав наличие формообразовательных суффиксов:

ветка, гнуть, бегаю, новейшая, зябко, дунуть, ложка, бывать, шагали, искра, стремена.

4. В приведенных примерах найдите формообразующие и словообразующие аффиксы и охарактеризуйте их:

пахарь, бодрость, великан, ползти, пастух, величайший, бродяга, длинный, ходить.

5. Разделите на морфемы следующие слова и дайте полную характеристику каждой морфеме:

забор, петь, ловля, убеждаю, киевлянин, сидевший, объявление, накормленный, рукавицы, любовь, братья, возмущение, травяной, сказка, крутизна, безбожник, молочница, мечтатель, новшество, вскормить, пожарище.

Форма проведения СРСП:

работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по морфемному и словообразовательному анализу.

Методические рекомендации к выполнению заданий:

членение на морфемы производится путем подбора слов, содержащих те же морфемы.

Литература: основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21],

дополнительная: [6, 13].

Наши рекомендации