ТЕМА 1. Политология – наука и учебная дисциплина.

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

Международный университет «МИТСО»

Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Составители: Давидюк П.Г., доцент кафедры

истории права и гуманитарных дисциплин,

кандидат исторических наук, доцент

Свиридов А.В., преподаватель

кафедры истории права и гуманитарных

дисциплин

Минск – 2011.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Учебная программа (рабочий вариант) по дисциплине «Политология»

2. Теоретический раздел:

2.1. Конспект лекций по дисциплине «Политология».

2.2. Наглядный материал к конспекту лекций

3. Практический раздел:

3.1 Тематические планы.

3.2. Планы практических занятий.

4. Блок контроля знаний:

4.1. Задания для самостоятельной управляемой работы студентов и

методические указания по их выполнению;

4.2. Тестовые задания по модулям изучения дисциплины «Политология».

Список используемой литературы.

Глоссарий.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

Учебная программа «Политология» составлена на основе типовой учебной программы, для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г. Регистрационный № ТД-СГ.011/тип. Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры истории права и гуманитарных дисциплин 28.08.2011 г. протокол № 1.

Рабочая программа предназначена для обучения студентов по специальностям: 1–26.02.02 менеджмент, 1–26.02.03 маркетинг, 1–25.01.04 экономика и управление на предприятии, 1–25.01.07 финансы и кредит,

1–25.01.03 мировая экономика; 1–24.01.01 правоведение, 1–24.01.02 международное право на всех отделениях факультетов международных экономических отношений и менеджмента, юридическом.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла по­литология занимает свое особое место. Изучение политологии по­зволяет студенту понять мир политики, совокупность властных от­ношений как источник и механизм организации совместной жизни людей, целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и в мировом сообществе.

В условиях развития Республики Беларусь как суверенного госу­дарства политическое образование является основой формирования патриотического мировоззрения будущего специалиста, помогает ему выработать стратегию своей жизнедеятельности. Овладение политологическими понятиями и категориями, отображающими объективные тенденции развития общества, способствует формиро­ванию навыков выбора эффективных управленческих решений в ус­ловиях меняющегося мира.

Теоретическая направленность курса сочетается с анализом ре­альных политических отношений, которые рассматриваются в единстве и взаимозависимости с экономическими, социальными, культур­ными, историческими аспектами общественной системы.

Основные цели преподавания дисциплины:

• формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением;

• утверждение социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

• развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли.

Задачами изучения дисциплины являются:

• усвоение студентами основных политологических понятий и проблем, формирование соответствующих компетенций - предметных и практических;

• развитие устойчивого интереса к общественно-политическим процессам, стремления к политическому самообразованию;

• ориентирование студентов на осмысление и анализ политичес­ких процессов, протекающих в стране и мире;

• утверждение гражданственности, активной личностной позиции будущих специалистов в решении общественно-политических и профессиональных проблем;

• формирование навыков принятия управленческих решений, по­нимания тенденций развития сфер общественной жизни, политики государства, реализуемой в конкретных областях (сельского хозяйства, здравоохранения, образования, спорта и т. д.).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

• основные теоретико-методологические проблемы политологии;

• ключевые подходы к анализу политических явлений, методы политических исследований;

• специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;

• природу и сущность государства, политической власти, ее субъектов и объектов, взаимоотношения политики с другими сферами общества;

• специфику политических процессов, тенденции развития современного мира;

• сущность и функции политического сознания, политической куль­туры, основные идеологические течения.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

• формировать и аргументировать свою политическую позицию;

• анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;

• участвовать в функционировании политической системы общества как избиратель, гражданин, проявлять культуру политического участия;

• взаимодействовать с государственными структурами, формулировать собственные интересы и выражать их через структуры гражданского общества;

• применять политологические знания к решению профессиональ­ных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

• воспитывать в себе лидерские качества, стремиться к достой­ному выполнению своего гражданского и профессионального долга;

• оценивать перспективы развития современных политических процессов, предлагать пути решения возникающих проблем.

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации, оцени­вать ее значимость, использовать в процессе принятия решений.

Изучение и понимание студентом политического аспекта экономических, экологи­ческих, культурных, технических проблем современного государства и общества.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Изучение дисциплины «Политология» рассчитано на 102 учебных часа, из них 68 аудиторных. Их примерное распределение по видам занятий включает 38 лекционных, 20 семинарских и 10 часов – самостоятельная управляемая работа студентов.

В основу структурирования содержания учебной дисциплины поло­жен принцип модульного подхода, который предполагает организацию научно-теоретического материала в относительно самостоятельные учебные модули. По каждому учебному модулю, в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций, преподавателем проектируются и реализуются определенные педагогические технологии: блочно-модульные системы; вариативные модели уп­равляемой самостоятельной деятельности студентов.

Структура содержания учебной дисциплины включает: введение в дисциплину; разделы (модули); учебные темы; заключение. После изучения тематики модулей проводится контроль знаний в виде защиты рефератов, тестирования. Завершается курс сдачей экзамена.

ТЕМА 1. Политология – наука и учебная дисциплина.

Политика и политическая власть как объекты политологического изучения.Функции политологии: описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, воспитательная, познавательная. Структура политической науки. Методы политологии: эмпирический, диалектический, системный, сравнительный (компаративный), социологический, бихевиоральный (поведенческий), структурно-функциональный, психологический и др.

Понятия и категории политологии. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками – философией, историей, экономическими науками, социологией, этикой правоведением. Возрастание роли политологии в современном мире.

Наши рекомендации