Выпишите из текста сложные слова. Определите их словообразовательные модели
Ярки опушки лесов в летнее время! Здесь веселый цветочный хоровод. Но вы всегда обратите внимание на травянистого великана. Это кипрей, или иван-чай. Кипрей в большом почете у пчеловодов. Это чемпион травянистых медоносов. Кипрей щедро угощает пчел сладким нектаром и дает им цветочную пыльцу и клей. Цветоводы московского парка «Сокольники» пересадили к себе кипрей, и он отлично украсил поляну.
65.Выберите правильное продолжение формулировки.
Неологизмы ‒ это...Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Новые слова, недавно возникшие в языке и не ставшие ещё общеупотребительными.
2) Слова, противоположные по лексическому значению.
3) Слова, близкие по звучанию, но разные по лексическому значению.
4) Слова, близкие по лексическому значению.
5) Слова, вышедшие из ежедневного обращения.
66.Выберите варианты ответов, в которых все слова являются устаревшими.Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) перси, полнощь, младость, кибитка 2) стрельцы, бояре, дворец, поместье
3) кафтан, колчан, ендова, лучина 4) лик, очи, чело, длань
5) автобус, космодром, карета, перст
67.Выберите варианты ответов, в которых допущены лексические ошибки. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Митрофан - человек неразвитой, настоящий тупяк.
2) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык.
3) Онегину грозило разорительство.
4) На космодром летело несколько космонавтов.
5) Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками.
68.Выберите варианты ответов, где все слова являются синонимами. Выберите несколько из 5 в. ответа:
1) бывшее, прошлое, минувшее 2) недалеко, вблизи, неблизко
3) посещали, навещали, наведывали 4) соорудить, воздвигнуть, построить
5) жильцы, обитатели, домостроевцы
69.Выберите варианты ответов, в которых правильно приведено значение фразеологизмов. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Разделать под орех ‒ сильно бранить кого-либо, одержать полную победу.
2) Подливать масло в огонь ‒ что-либо поджигать с помощью горючей смеси.
3) Со щитом или на щите ‒ победить или умереть.
4) Попасть впросак ‒ застрять в автомобильной пробке.
5) Кричать (орать) во всю ивановскую ‒ кричать очень громко.
70.Выберите варианты ответов, в которых нет лексических ошибок. Выберите несколько из 5 в.ответа:
1) Руководили борьбой партизан во время наполеоновского нашествия Денисов, Долохов и другие товарищи.
2) Яков Лукич, взалкав одиночества, ушёл на гумно и часа два сидел, думал.
3) Советская космическая ракета успешно совершила прилунение.
4) Помещики заставляли дворовых работать и по выходным дням.
5) От ударных бригад к ударным цехам, от цехов к ударным заводам.
71.Выберите варианты ответов, в которых допущены ошибки в толковании фразеологизмов. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Заморить червячка ‒ произвести обработку почвы химикатами с целью уничтожения насекомых.
2) Хранить как зеницу ока ‒ очень бережно относиться к чему-либо.
3) Дать зелёную улицу ‒ это насадить зелёные деревья вокруг дороги.
4) Отложить дело в долгий ящик ‒ отложить дело на продолжительный срок.
5) Бить ключом ‒ драться с применением слесарных инструментов.
72.Выберите варианты ответов, где есть четвёртый лишний синоним. Выберите несколько из 5 в.ответа:
1) кричать, бормотать, вопить, орать
2) интересный, занимательный, захватывающий, увлекательный
3) идти, шагать, плестись, скакать
4) лицо, рожа, лик, физиономия
5) гнев, недовольство, ярость, удовлетворение
73.Выберите варианты ответов, в которых правильно употреблены фразеологизмы. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) В этом деле даже муха носа не подточит. 2) Жизнь в поселке била ключом.
3) У Плюшкина крестьяне помирают, как мухи. 5) Макар отложил дело в длинный ящик.
4) Сильно бросалась в глаза жёлтая краска на стенах домов.
74.Выберите варианты ответов, в которых неудачно употреблены диалектные и просторечные слова. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Когда в городе узнали о поступках Чичикова, то среди чиновников поднялся большой сполох.
2) Ленинградские шахматисты заняли первое место в командном зачёте.
3) Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо сильно врёт.
4) В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию.
5) Влияние товарищей оказало на него хорошее действие.
75. Какое словосочетание содержит неологизм?
1) проявить фотоплёнку 2) нарядный кафтан 3) саммит глав государств 4) система знаний
76. В каком предложении есть синонимы?
1) Гиппопотам — это бегемот.
2) Костёр то почти затухал, то снова разгорался.
3) Гулливер побывал и в стране великанов, и в стране лилипутов.
4) Какой-то ты сегодня несерьёзный, легкомысленный.
77. В каком предложении выделенное слово входит в состав фразеологического оборота?
1) Балкон ДЕРЖАЛИ четыре колонны.
2) Корабль ДЕРЖАЛ курс на юго-запад.
3) Около входа в подвал мы заметили кошку, которая ДЕРЖАЛА в зубах котёнка.
4) Сено в стогах ДЕРЖИТ тепло всю зиму.
78. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Не надоело тебе целый день бить баклушу?
2) Большую роль в промышленности имеет добыча полезных ископаемых.
3) Пришлось скрипя сердцем делать уроки.
4) Стыдно в таком возрасте сидеть на шее у родителей.
79. Из данного предложения выпишите устаревшее слово (архаизм).
И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
80. Какое словосочетание содержит неологизм?
1) приступить к сканированию 2) спортивная команда
3) крепостной мастер 4) топка паровоза
81. В каком предложении есть синонимы?
1) Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.
2) Осколок волшебного зеркала, попавший в глаз Каю, сделал мир вокруг него безобразным, уродливым.
3) Старые яблони давали урожай, молодые же ещё набирались силы.
4) В сказках добро всегда побеждает зло.
82. В каком предложении выделенное слово входит в состав фразеологического оборота?
1) Мальчик осторожно В3ЯЛ в руки жука и перевернул его на спинку.
2) В поход мы В3ЯЛИ только самые необходимые веши.
3) Капитан вытянулся и В3ЯЛ под козырёк.
4) Оперативникам удалось В3ЯТЬ преступника с поличным.
83. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Что-то он наплёл, наврал с два короба.
2) У него денег куры не едят.
3) Кумушки любили посплетничать, почесать языком.
4) Большое значение в лабораторных работах играет аккуратность.
84. Из данных предложений выпишите устаревшее слово.
Вот затрещали барабаны — и отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, товарищей считать.
85.Соотнесите содержание правой и левой колонок. Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) неодушевлённые существительные
2) существительные женского рода
3) одушевлённые существительные
4) существительные среднего рода
5) существительные мужского рода
__ амбре, реноме, кашне, алиби
__ вуаль, канифоль, мадам, бандероль
__ толь, тюль, шампунь, рояль
__ народ, войско, стадо, толпа
__ валет, фея, матрёшка, робот
86.Выберите правильное продолжение формулировки. Морфология ‒ это...Выберите один из 5 в.ответа:
1) словарный состав какого-либо языка.
2) совокупность правил, устанавливающая единообразное написание морфем.
3) раздел грамматики, изучающий знаки препинания между однородными членами.
4) раздел грамматики, изучающий лексическое значение слов.
5) раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.
87.Соотнесите правую и левую колонки. Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) глагол 2) деепричастие 3) наречие 4) прилагательное 5) существительное
__ поспевая, вздохнув, притомившись, отринув
__ рать, звезда, выступление, цикада
__ начерно, ветрено, беззастенчиво, направо
__ голодать, выступать, припевать, завидовать
__ голубой, золотистый, злобный, беззаботный
88.Выберите варианты ответов, в которых все слова ряда ‒ существительные. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) коллекция, цитадель, гуманизм, шорник, щеголиха
2) дом, иллюстрация, весел, авось, неужели
3) октава, ключ, интересен, набожно, ирландский
4) мощь, трагедия, чувство, апатия, турмалин
5) ратник, кавалер, орденоносец, авиалайнер, баталия
89.Выберите варианты ответов, в которых местоимения употребляются правильно.Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой брат, не барин.
2) Мне попалась заросшая дорожка. Я отправился по ей, внимательно глядя под ноги.
3) Я вежливо разговаривал с ним уже полчаса.
4) Мать велела, чтобы сын налил ей чаю.
5) Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон.
90.Выберите варианты ответов, где во всех словах ряда нужно писать е.Выберите несколько из 5 в.ответа:
1) встр...вать, обур...вать, намер..ваться, увещ...вать
2) затм...вать, потч...вать, недоум...вать, застр...вать
3) постук..вать, вспых...вать, забол...вать, зал...вать
4) завед...вать, постук...вать, танц...вать, охват...вать
5) послед...вать, наигр...вать, опл...вать, зал...вать
90.Сопоставьте ссодержание правой и левой колонок. Укажите соответствие для всех 5 в. ответа:
1) ь пишется в середине слова.
2) пишутся раздельно.
3) пишутся с буквой а в конце слова.
4) ь пишется в конце слова.
5) пишутся в одно слово.
__ Числительные 300 и 400...
__ У количественных числительных 50 ‒ 80, 500 ‒ 900...
__ Сложные прилагательные, первой составной частью которых являются числительные, например, сорока...градусный, двадцатипяти...метровый...
__ Слова, входящие в дробные числительные, ...
__ У количественных числительных 5 - 11, 20 и 30...
91.Выберите варианты ответов с неправильным употреблением глаголов и фразеологических оборотов. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) По человеку судят о делах. 2) Стрелковый батальон маршировал по площади.
3) Запорожские казаки стояли друг за друга головой. 4) Русские войска совершили победу.
5) Ниловна постепенно сближается с революционной программой сына.
92.Выберите варианты правильного употребления числительных. Выберите несколько из 5 в. ответа:
1) Шесть девушек поступили на курсы визажистов.
2) Двое суток продолжалась метель.
3) По обоих сторонам были постриженные газоны.
4) Ко мне подошли трое мальчишек и пятеро девчонок.
5) Обе подружки были обескуражены.
93.Выберите варианты ответов, в которых во всех словах ряда пишется ь. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) намаж...те, исправ...те, выстав...те 2) надвигает..ся, определит...ся, добит...ся
3) познакомиш...ся, уедеш..., кинут...ся 4) брезжит...ся, колышет...ся, выкупаеш...ся
5) добрат...ся, готовит...ся, познаком...ся
94. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более пятиста человек 2) инженеры 3) наисложнейший 4) в день именин